Архив статей журнала
В статье анализируется структура и функциональные возможности платформы «Хабр» в качестве канала для получения социологической информации, даются рекомендации по ее использованию. Статья может быть полезна исследователям, практикам и специалистам в области информационных технологий, которые заинтересованы в получении социологической информации и анализе отношения IT-специалистов к такой информации. По мнению автора, «Хабр» может стать полезным инструментом для социологов, изучающих IT-специалистов и информационные технологии.
Статья посвящена феномену информатизации системы высшего образования, ее особенностям и тенденциям. В современном мире информационные технологии становятся важнейшим фактором качества системы образования. Основой использования информационных технологий в высшем образовании выступает сочетание методов системного анализа. Внедрение информационных технологий в систему высшего образования имеет большое значение для реального развития этой области. Обозначены проблемы информатизации высшего образования, связанные с игнорированием или непониманием функциональной составляющей образования, динамикой изменений в области технологий, опережающей динамику изменений в содержании образования, разрывом между системами высшего и школьного образования.
В статье рассмотрена реклама как феномен «общества потребления», а также выработанные ею методы и техники онлайн-манипуляций в Интернет-пространстве. Представлен спектр способов размещения рекламы в виртуальной среде и анализ причин возникновения нового вида рекламы - нативной. Выделены характерные признаки формата нативной рекламы. Определены стратегия и главный инструмент нативной манипуляции. Проблематизируется необходимость продолжения работы в области исследования нативной рекламы и способов противодействия ей.
В современной социокультурной реальности, где интернет и социальные сети играют ключевую роль в распространении информации, возникает социальный феномен инфоцыганства. В статье рассмотрены основные параметры инфоцыганства, выделены стратегические приемы и практики инфоцыган, причиняющие серьезный ущерб отдельным потребителям информационного контента и несущие угрозы для общества в целом. Сделан вывод о необходимости выработки методов борьбы с инфоцыганами, потребности в формировании более прозрачной и этичной информационной среды.
В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулось общество в последние годы на фоне пандемии COVID-19 и специальной военной операции (СВО). Проводится анализ современного этапа глобализации: можно ли по-прежнему считать, что этот процесс идет или начался обратный процесс - деглобализация?
В статье рассматриваются возможности и риски цифровизации на примере поведенческих практик пожилых людей. Цифровизация стала неотъемлемой составляющей современного общества, превратившись из модного тренда в важную составляющую полноценной социальной жизни. Не остались в стороне от этого процесса и люди пожилого возраста. В повседневной жизни они сталкиваются с неизбежностью цифровых технологий, испытывая потребность в цифровой адаптации, в связи с чем перед разработчиками программного обеспечения возникает необходимость применения особых подходов для пользователей пожилого возраста.
В статье рассмотрены спорт и Олимпийские игры в качестве одних из ключевых инструментов дипломатии. Показано, как последствия влияния политики спровоцировали серьезные изменения в сфере спорта. Представлен анализ новых возможностей спортивной области в фокусе ее политического измерения. Спорт играет значительную роль на мировой арене и в вопросах взаимоотношений между государствами. В большинство сфер дипломатии спортивные игры внесли огромный вклад. С точки зрения политики, экономики и культуры спорт оказывается одним из главных образующих факторов благоприятной среды для налаживания международных связей в различных сферах деятельности.
В статье рассмотрена цифровизация как актуальное направление развития современного общества, науки, техники и иных областей человеческого знания. Уточнены понятия цифровизации, цифровизации образования, цифровых технологии обучения. Описана структура цифровизации высшего образования, ее особенности и риски в учебном процессе. Артикулированы новые требования на рынке труда, где резко возрастает потребность в инженерных кадрах, владеющих цифровыми компетенциями. В качестве примера применения цифровых технологий в учебном процессе и научной деятельности рассмотрен МГТУ им. Н. Э. Баумана. Представлены результаты социологического исследования отношения студентов к цифровым технологиям обучениям.
Инфраструктура современного общества функционирует посредством цифровых технологий, которые в значительной степени определяют социальное взаимодействие. В этой связи коммуникативной средой социальных акторов выступают цифровые платформы. Алгоритмы, лежащие в их основе - мощный инструмент управления в цифровой среде. В статье представлен критический анализ сложившихся представлений об алгоритмах. Автор затрагивает проблемы социальной власти алгоритмов, их манипулятивном характере и непрозрачности, детерминации социального опыта пользователей цифровых платформ.
В условиях ограниченных возможностей государства в реализации социальных проектов и удовлетворения нематериальных потребностей граждан, все более возрастает роль некоммерческих организаций (далее - НКО), деятельность которых сопряжена с решением социальных проблем и развитием гражданского общества. Однако в условиях цифровой социокультурной реальности НКО сталкиваются с барьерами, препятствующими их продвижению. В статье представлены результаты эмпирического исследования SMM-продвижения НКО в городе Кимры в социальной сети «Вконтакте». На основании результатов проведенного исследования сконструирована модель SMM-продвижения НКО, с учетом их особенностей, которая может способствовать использованию современных методов цифрового пространства, таких как контент, таргетированная реклама, реклама лидеров мнений для повышения потенциала НКО в социальной сфере.
Статья посвящена актуальным вопросам культурной интеграции и инклюзии в современном многонациональном обществе России в контексте глобализации и миграционных процессов. Автор рассматривает изменения в социальном пространстве и личностном развитии индивидов, акцентируя внимание на необходимости адаптации личных жизненных стратегий и понимания себя в условиях возрастающего культурного разнообразия. В работе подчеркивается важность межкультурного обмена, уважения и глубокого понимания культурных различий для достижения гармонии в поликультурном обществе. Особое внимание уделяется роли образования, социальных служб, законодательной поддержки и гражданской активности в формировании инклюзивного общества, подкрепляющего культурное многообразие как ресурс устойчивого и мирного развития.
Фрейминг выступает результативной стратегией политической коммуникации, позволяющей коммуникатору оказывать воздействие на формирование общественного мнения и принятие решений. Механизм фрейминга используется в ходе президентской кампании с целью создания привлекательного имиджа кандидата в глазах избирателей. В статье рассматриваются основные фрейминговые конструкции, использованные в публичных заявлениях Эмманюэля Макрона в ходе его президентской кампании 2022 г. во Франции. Использование фреймов «народ-эксперт», «продолжение успехов», «обычный человек», «лучшая альтернатива» оказывали благоприятное имиджевое воздействие на выборах 2022 г., в результате которых Макрон повторно занял пост президента Франции.
- 1
- 2