В статье рассмотрена реклама как феномен «общества потребления», а также выработанные ею методы и техники онлайн-манипуляций в Интернет-пространстве. Представлен спектр способов размещения рекламы в виртуальной среде и анализ причин возникновения нового вида рекламы - нативной. Выделены характерные признаки формата нативной рекламы. Определены стратегия и главный инструмент нативной манипуляции. Проблематизируется необходимость продолжения работы в области исследования нативной рекламы и способов противодействия ей.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Неотъемлемой частью жизни «общества потребления» выступает реклама. Она представляет собой не только отдельный пласт социокультурной реальности, но и феномен, пронизывающий многие жанры искусства: кино, живопись, архитектуру, музыку и пр., оказывая постоянное влияние на жизнь современного человека, становясь неразрывной частью повседневности. Реклама формирует предпочтения в выборе товаров и ценности, которыми руководствуются покупатели, а также определяет потребительское поведение. Она создает иллюзорную реальность, существующую параллельно с настоящей, в которой действуют свои законы. Подобная масштабность воздействия становится возможной с повсеместным распространением Интернета, проникающего во все сферы жизни современного общества. Во многом рекламная продукция имеет латентные смыслы – манипуляции со стороны рекламодателей с целью мягкого принуждения потребителей к покупке товаров.
Список литературы
1. Андреева А. О. Манипулирование в сети Интернет // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: Материалы внутривузовской конференции, Магнитогорск, 09-12 октября 2015 года / Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2015. С. 21-31. EDN: VAZABR
2. Багдасарьян Н. Г. “Цифровое общество”: концептуальные подходы, проблемы и перспективы / Н. Г. Багдасарьян, А. Л. Кравченко // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 2. С. 47-59. EDN: BXCDBG
3. Булатова Э. В. Нативная реклама: к вопросу о границах термина // Медиа как фактор адаптации человека к социальным, экономическим и политическим изменениям: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20-22 апреля 2023 года / составитель О. Ф. Автохутдинова. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023. С. 214-220. EDN: HQWFVS
4. Бунина А. Д. Феномен понятия манипуляции сознанием человека в аспекте массовой коммуникации // Вестник науки. 2023. № 6(63). С. 689-692.
5. Гарифов Р. И. Механизмы манипуляции в киберпространстве современного мира // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире: материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 21-22 апреля 2021 года. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. С. 17-21. EDN: XFDZJY
6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Издательство МГУ, 1997. 344 с. EDN: SNPBMP
7. Дубин Б. В. Слухи как социально-психологический феномен / Б. В. Дубин, А. В. Толстых // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 77-81.
8. Интернет реклама (рынок России) [Электронный ресурс] // TADVISER. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интернет-реклама_(рынок_России) (дата обращения: 25.01.2024).
9. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: “Родина”, 2023. 432 с.
10. Ковалева И. В. Развитие интернет-маркетинга в продвижении товаров на рынке: теоретический аспект / И. В. Ковалева, Е. Чубатюк // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 7. С. 63-68. EDN: SYKGAM
11. Свириденко М. Е. Манипулятивные техники в нативной Интернет-рекламе // Ломоносов-2021: Материалы XXVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Севастополь, 21-23 апреля 2021 года. Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2021. С. 132-133. EDN: RUGGHC
12. Шаронин П. Н. Нативная реклама как метод борьбы с баннерной слепотой / П.Н. Шаронин, Д.И. Минзулина // Медиаэкономика 21 века. 2018. № 4. С. 48-53. EDN: YRXRRR
13. Noggle R. The Ethics of Manipulation [Electronic resource] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2022. Available at: https://plato.stanford.edu/entries/ethics-manipulation/(accessed date: 25.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется структура и функциональные возможности платформы «Хабр» в качестве канала для получения социологической информации, даются рекомендации по ее использованию. Статья может быть полезна исследователям, практикам и специалистам в области информационных технологий, которые заинтересованы в получении социологической информации и анализе отношения IT-специалистов к такой информации. По мнению автора, «Хабр» может стать полезным инструментом для социологов, изучающих IT-специалистов и информационные технологии.
Статья посвящена феномену информатизации системы высшего образования, ее особенностям и тенденциям. В современном мире информационные технологии становятся важнейшим фактором качества системы образования. Основой использования информационных технологий в высшем образовании выступает сочетание методов системного анализа. Внедрение информационных технологий в систему высшего образования имеет большое значение для реального развития этой области. Обозначены проблемы информатизации высшего образования, связанные с игнорированием или непониманием функциональной составляющей образования, динамикой изменений в области технологий, опережающей динамику изменений в содержании образования, разрывом между системами высшего и школьного образования.
В статье рассмотрена специфика digital-маркетинга, включая его основные инструменты для привлечения клиентов, влияние на потребителей, а также преимущества и недостатки этой формы маркетинга. Особое внимание автор уделяет тому, каким образом digital-маркетинг помогает компаниям результативно взаимодействовать с аудиторией через различные цифровые инструменты, какие преимущества и риски связаны с использованием такого подхода.
В статье представлены результаты годичного клинико-психологического сопровождения ребенка из приемной семьи. Описаны основные линии, этапы, задачи психологической работы, их содержание, а также основная феноменология развития ребенка и семьи. Показана важная роль консультативного метода в преодолении проблемного поведения в школе.
В статье представлены результаты исследования возможностей психологического сопровождения детей дошкольного возраста с признаками невротизации. Приведена актуальность заявленной темы, рассмотрен клинико-психологический подход к проблеме детских неврозов, где основную роль играет социальная ситуация развития ребенка, мотивы родительского воспитания. Исследование состоит из пилотажного и основного этапов, включает в себя предварительный анализ особенностей развития ребенка, психологическую диагностику до и после проведения групповых занятий. В качестве эффективного метода психологической работы выступает проектная форма обучения. Кратко представлен разработанный авторами проект «Быть культурным», подробно описан практический пример результатов обследования и участия в проектных занятиях одного из испытуемых.
В статье представлены результаты исследования проблем гинекологической клиники в психологии женского спорта. Авторы рассматривают актуальное состояние и основные психологические проблемы женского спорта, общую специфику психосоматических нарушений менструального цикла у женщин репродуктивного возраста, а также прослеживают корреляцию между имеющимися гинекологическими дисфункциями (аменорея, дисменорея, предменструальный синдром) и особенностями организации спортивной деятельности в женском футболе.
В статье рассматриваются несколько принципиальных для теории планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина категорий предмета психологии, метода исследования, опосредствования и развития. Продемонстрирована актуальность концепции. Благодаря предмету и методу исследования, разработанным П. Я. Гальпериным, теория планомерно-поэтапного формирования продолжает оставаться востребованной как в теоретическом, так и в практическом и психотехническом аспектах.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001