В статье представлены результаты годичного клинико-психологического сопровождения ребенка из приемной семьи. Описаны основные линии, этапы, задачи психологической работы, их содержание, а также основная феноменология развития ребенка и семьи. Показана важная роль консультативного метода в преодолении проблемного поведения в школе.
Идентификаторы и классификаторы
Психологические исследования XX-XXI в. подтверждают тот факт, что отсутствие родительской любви и заботы наряду с перемещением в новую семью для самого ребенка – всегда в значительной степени травмирующий опыт [1; 3; 5; 6; 8; 15; 16; 20]. Внутри детского дома у ребенка оформляется особое отношение к режимным и бытовым аспектам (еде, гигиене и т. д.), одежде, требованиям со стороны взрослого, поэтому можно с уверенностью сказать, что при включении ребенка в приемную семью происходит жесткий вневременный психологический кризис.
Список литературы
1. Винникотт Д. Маленькие дети и их матери; пер. с англ. Н. М. Падалко. М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. 80 с.
2. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабильницкая. М: Издательство Московского университета, 1974. 102 с.
3. Лангеймер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангеймер, З. Матейчек. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. 144 с. EDN: QLSJMX
5. Лисина М. И. Психическое развитие воспитанников детского дома / М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Москва: Педагогика, 1990. 264 с. EDN: UHIHTN
6. Мухина В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. М.: Просвещение, 1991. 223 с. EDN: UYSNWR
7. Ослон В. Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14, № 3. С. 44-53. EDN: KWCOID
8. Прихожан А. М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
9. Прихожан А. М. Психология сиротства. 2-е изд. / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. СПб.: Питер, 2005. 400 с. EDN: QXMCFV
10. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. 148 с.
11. Спиваковская А С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1991. С. 127-132.
12. Хозиев. В. Б. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. 272 с.
13. Хозиев В. Б. Практикум по психологии развития, педагогической психологии и психологии аномального развития: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2020. 768 с. EDN: CGBGZK
14. Хозиев В. Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, № 1. С. 190-206. EDN: QAAXNR
15. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. 628 с. EDN: QUZZWV
16. Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. М.: Педагогика. 1955. 331 с.
17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
18. Выступление А. В. Вовченко на 95-й сессии Комитета по правам ребенка [Электронный ресурс] // Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организаций в Женеве. Режим доступа: https://geneva.mid.ru/glavnaa/-/asset_publisher/4QbYFW4eSXTx/content/vystuplenie-a-v-vovcenko-na-95-j-sessii-komiteta-po-pravam-rebenka (дата обращения: 29.04.2024).
19. Россияне стали реже усыновлять детей и чаще возвращать их в детдома. Как выглядит портрет социального сиротства в России - в исследовании “Если быть точным” [Электронный ресурс] // Если быть точным. Режим доступа: https://tochno.st/materials/rossiyane-stali-rezhe-usynovlyat-detey-i-chashche-vozvrashchat-ikh-v-detdoma-kak-vyglyadit-portret-sotsialnogo-sirotstva-v-rossii-v-issledovanii-esli-byt-tochnym (дата обращения: 29.04.2024).
20. Maternal care and mental health: a report prepared on behalf of the World Health Organization as a contribution to the United Nations programme for the welfare of homeless children, 2nd ed. [Electronic resource] // World Health Organization. Available at: https://iris.who.int/handle/10665/40724 (accessed date: 23.04.2024).
21. Mulheir G. De-institutionalising and transforming children’s services: a guide to good practice /G. Mulheir, K. Browne. Birmingham: University of Birmingham Press, 2007. 149 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется структура и функциональные возможности платформы «Хабр» в качестве канала для получения социологической информации, даются рекомендации по ее использованию. Статья может быть полезна исследователям, практикам и специалистам в области информационных технологий, которые заинтересованы в получении социологической информации и анализе отношения IT-специалистов к такой информации. По мнению автора, «Хабр» может стать полезным инструментом для социологов, изучающих IT-специалистов и информационные технологии.
Статья посвящена феномену информатизации системы высшего образования, ее особенностям и тенденциям. В современном мире информационные технологии становятся важнейшим фактором качества системы образования. Основой использования информационных технологий в высшем образовании выступает сочетание методов системного анализа. Внедрение информационных технологий в систему высшего образования имеет большое значение для реального развития этой области. Обозначены проблемы информатизации высшего образования, связанные с игнорированием или непониманием функциональной составляющей образования, динамикой изменений в области технологий, опережающей динамику изменений в содержании образования, разрывом между системами высшего и школьного образования.
В статье рассмотрена специфика digital-маркетинга, включая его основные инструменты для привлечения клиентов, влияние на потребителей, а также преимущества и недостатки этой формы маркетинга. Особое внимание автор уделяет тому, каким образом digital-маркетинг помогает компаниям результативно взаимодействовать с аудиторией через различные цифровые инструменты, какие преимущества и риски связаны с использованием такого подхода.
В статье рассмотрена реклама как феномен «общества потребления», а также выработанные ею методы и техники онлайн-манипуляций в Интернет-пространстве. Представлен спектр способов размещения рекламы в виртуальной среде и анализ причин возникновения нового вида рекламы - нативной. Выделены характерные признаки формата нативной рекламы. Определены стратегия и главный инструмент нативной манипуляции. Проблематизируется необходимость продолжения работы в области исследования нативной рекламы и способов противодействия ей.
В статье представлены результаты исследования возможностей психологического сопровождения детей дошкольного возраста с признаками невротизации. Приведена актуальность заявленной темы, рассмотрен клинико-психологический подход к проблеме детских неврозов, где основную роль играет социальная ситуация развития ребенка, мотивы родительского воспитания. Исследование состоит из пилотажного и основного этапов, включает в себя предварительный анализ особенностей развития ребенка, психологическую диагностику до и после проведения групповых занятий. В качестве эффективного метода психологической работы выступает проектная форма обучения. Кратко представлен разработанный авторами проект «Быть культурным», подробно описан практический пример результатов обследования и участия в проектных занятиях одного из испытуемых.
В статье представлены результаты исследования проблем гинекологической клиники в психологии женского спорта. Авторы рассматривают актуальное состояние и основные психологические проблемы женского спорта, общую специфику психосоматических нарушений менструального цикла у женщин репродуктивного возраста, а также прослеживают корреляцию между имеющимися гинекологическими дисфункциями (аменорея, дисменорея, предменструальный синдром) и особенностями организации спортивной деятельности в женском футболе.
В статье рассматриваются несколько принципиальных для теории планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина категорий предмета психологии, метода исследования, опосредствования и развития. Продемонстрирована актуальность концепции. Благодаря предмету и методу исследования, разработанным П. Я. Гальпериным, теория планомерно-поэтапного формирования продолжает оставаться востребованной как в теоретическом, так и в практическом и психотехническом аспектах.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001