В статье представлены результаты исследования возможностей психологического сопровождения детей дошкольного возраста с признаками невротизации. Приведена актуальность заявленной темы, рассмотрен клинико-психологический подход к проблеме детских неврозов, где основную роль играет социальная ситуация развития ребенка, мотивы родительского воспитания. Исследование состоит из пилотажного и основного этапов, включает в себя предварительный анализ особенностей развития ребенка, психологическую диагностику до и после проведения групповых занятий. В качестве эффективного метода психологической работы выступает проектная форма обучения. Кратко представлен разработанный авторами проект «Быть культурным», подробно описан практический пример результатов обследования и участия в проектных занятиях одного из испытуемых.
Идентификаторы и классификаторы
В отечественной медицине, например, в трудах А. М. Свядоща, Б. Д. Карвасарского, А. И. Захарова, невроз рассматривался как психогенное заболевание личности, вызванное болезненным расстройством нервно-психической сферы организма в результате эмоциональных травм и переживаний [2; 17; 12; 10; 16]. Рассматривая невроз не как болезнь тела, а как заболевание формирующейся личности, врачи вынуждены были обращаться к психологии и, в частности, к психоанализу, ради попыток найти объяснительные конструкты и методы лечения этого заболевания. Но все многообразие описываемых симптомов и причин заболевания врачи-психиатры выводят из статистической информации. В качестве основных методов исследования используются личностные тесты и опросники, которые, как правило, дают поверхностную, лишь первичную информацию, отдельные «симптомы», но не объясняют конкретные механизмы возникновения и развития невротизации.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Gaudeamus, 2015. 165 с. EDN: VRSGED
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001. 352 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. 512 с. EDN: QXNSSV
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
5. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. М.: КДУ, 2005. 400 с. EDN: QXLFYF
6. Гегеле А. Ф. Исследование причин школьной невротизации: анализ случая // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). C. 202-207.
7. Гегеле А. Ф. Школьная невротизация: опыт психологического сопровождения // Психология и школа. 2008. № 4. С. 3-16.
8. Гузич М. Э. Предыстория и современное состояние проектной формы обучения // Проектная форма обучения: опыт создания, исследования и применения: монография / под ред. В. Б. Хозиева, Н. И. Хохловой, Н. П. Плехановой. Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. С. 14-26.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с. EDN: YQOMCU
10. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. М.: Медицина, 1988. 174 с.
11. Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно“. М.: АСТ, 2015. 970 с.
12. Карвасарский Б. Д. Неврозы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. 576 с.
13. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 19-32.
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 5-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2020. 526 с. EDN: QBKURD
15. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
16. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2008. 460 с. EDN: VTSAZV
17. Свядощ А. М. Неврозы (руководство для врачей). СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 441 с.
18. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988. 200 с.
19. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 400 с.
20. Хозиев В. Б. Практикум по психологии развития, педагогической психологии и психологии аномального развития: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2020. 768 с. EDN: CGBGZK
21. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2002. 272 с. EDN: YUSGJO
22. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб.: совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997. 316 с.
23. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд. М.: Издательский центр “Академия”, 2007. 384 с. EDN: QXRAFD
24. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1, № 3. С. 5-18.
25. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд “Университетская книга”, 1996. 592 с. EDN: RUUYWV
26. Юнг К. Аналитическая психология: [сборник]. М.: Издательство АСТ, 2020. 368 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется структура и функциональные возможности платформы «Хабр» в качестве канала для получения социологической информации, даются рекомендации по ее использованию. Статья может быть полезна исследователям, практикам и специалистам в области информационных технологий, которые заинтересованы в получении социологической информации и анализе отношения IT-специалистов к такой информации. По мнению автора, «Хабр» может стать полезным инструментом для социологов, изучающих IT-специалистов и информационные технологии.
Статья посвящена феномену информатизации системы высшего образования, ее особенностям и тенденциям. В современном мире информационные технологии становятся важнейшим фактором качества системы образования. Основой использования информационных технологий в высшем образовании выступает сочетание методов системного анализа. Внедрение информационных технологий в систему высшего образования имеет большое значение для реального развития этой области. Обозначены проблемы информатизации высшего образования, связанные с игнорированием или непониманием функциональной составляющей образования, динамикой изменений в области технологий, опережающей динамику изменений в содержании образования, разрывом между системами высшего и школьного образования.
В статье рассмотрена специфика digital-маркетинга, включая его основные инструменты для привлечения клиентов, влияние на потребителей, а также преимущества и недостатки этой формы маркетинга. Особое внимание автор уделяет тому, каким образом digital-маркетинг помогает компаниям результативно взаимодействовать с аудиторией через различные цифровые инструменты, какие преимущества и риски связаны с использованием такого подхода.
В статье рассмотрена реклама как феномен «общества потребления», а также выработанные ею методы и техники онлайн-манипуляций в Интернет-пространстве. Представлен спектр способов размещения рекламы в виртуальной среде и анализ причин возникновения нового вида рекламы - нативной. Выделены характерные признаки формата нативной рекламы. Определены стратегия и главный инструмент нативной манипуляции. Проблематизируется необходимость продолжения работы в области исследования нативной рекламы и способов противодействия ей.
В статье представлены результаты годичного клинико-психологического сопровождения ребенка из приемной семьи. Описаны основные линии, этапы, задачи психологической работы, их содержание, а также основная феноменология развития ребенка и семьи. Показана важная роль консультативного метода в преодолении проблемного поведения в школе.
В статье представлены результаты исследования проблем гинекологической клиники в психологии женского спорта. Авторы рассматривают актуальное состояние и основные психологические проблемы женского спорта, общую специфику психосоматических нарушений менструального цикла у женщин репродуктивного возраста, а также прослеживают корреляцию между имеющимися гинекологическими дисфункциями (аменорея, дисменорея, предменструальный синдром) и особенностями организации спортивной деятельности в женском футболе.
В статье рассматриваются несколько принципиальных для теории планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина категорий предмета психологии, метода исследования, опосредствования и развития. Продемонстрирована актуальность концепции. Благодаря предмету и методу исследования, разработанным П. Я. Гальпериным, теория планомерно-поэтапного формирования продолжает оставаться востребованной как в теоретическом, так и в практическом и психотехническом аспектах.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001