Разнонаправленные и противоречивые социокультурные трансформации последних десятилетий, вызванные становлением общества информационного типа и глобализацией, спровоцировали кризисные явления в поле коллективной идентичности. В результате этих изменений перестраивается система координат социальной интеграции, сообщества различного рода (этнические, религиозные, гендерные) обращаются к прошлому в поисках основ самоопределения. Идентификация становится актом конструирования чувства «мы», в ходе которого активно задействуются практики коммеморации. Дуализм современных коммемораций заключается в том, что, с одной стороны, культурный код и значение этих практик определяются ограниченным кругом лиц, с другой стороны, на место единой манифестации большого общества (нации) приходит борьба мемориальных групп. Все большую роль в репрезентации прошлого играют «memory acts» - перформативные аспекты памяти, конструируемые вербально или материально посредством знаков и символов. «Эра коммемораций» требует переосмысления природы социальной памяти и коллективной идентичности; «текучий» характер современности выводит на первый план динамические аспекты рассматриваемых феноменов.
Идентификаторы и классификаторы
Сложность и нелинейность трансформаций социокультурной среды, связанных с формированием общества информационного типа, процессом глобализации и развитием новых технологий, актуализируют вопрос об идентичности. Система координат индивидуального и коллективного самоопределения перестраивается, консолидация на национальной основе уступает место множеству локальных идентичностей. Такая тенденция создает угрозу фрагментаризации общества и, в последующем, эскалации конфликтных отношений внутри государств. Указанные трансформации требуют поиска основ социокультурной интеграции, сопряженных с историческим контекстом развития сообщества. Доктринальное установление основ консолидации в сложившихся условиях может усугубить кризисные явления в поле идентичности. В связи с этим видится необходимым исследование отвечающих современным реалиям форм репрезентации и деконструкции прошлого, обладающих интегративным потенциалом.
Список литературы
1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 363 с.
2. Бараш Р.Э. Современная коллективная память в России. Перформативный контекст // Вестник РФО. 2021. № 3-4 (97-98). С. 184-194. EDN: ZJQMUL
3. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Московский философский фонд, 1995, 322 с.
4. Воробьева Н.В. Историческое самосознание молодежи // Инновационное образование и экономика. 2010. №6 (17). С. 50-53. EDN: MKLHVI
5. Грачева Ю. Главный советский миф или взятие “Зимнего дворца” [Электронный ресурс] // Togdazine. Режим доступа: http://togdazine.ru/project/winterfell/ (дата обращения: 31.10.2023).
6. Дремова Е.Н. Проблема репрезентации травмы и роль искусства в свидетельстве невыразимого опыта // Художественная культура. 2022. № 3. С. 220-241.
7. Маньковская Н.Б. Перформанс // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб: Университетская книга; OOO “Алетейя”, 1998. 447 с.
8. Мироненко С.А. Определение понятий “перформативность” и “перформанс” в научно-исследовательском дискурсе // Вестник АГУ. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 1(143). С. 69-74. EDN: SGIRVT
9. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок / Пер. с фр.: Д. Хапаева. СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. С. 17-50.
10. Филиппова Е.И. История и память в эпоху господства идентичностей (Интервью с действительным членом Французской Академии историком Пьером Нора) // Экономическое обозрение. 2011. №4. С. 75-84.
11. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок / Пер. с фр.: Д. Хапаева. СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. 328 с.
12. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с. EDN: QXSOXF
13. Assman J. Collective Memory and Cultural Identity /J. Assman, J. Czaplicka // New German Critique. 1995. No. 65. Pp. 125-133.
14. Bertens L. “Doing” Memory: Performativity and Cultural Memory // Holocaust Studies. 2020. Vol. 26. No. 2. Pp. 181-197.
15. Brown S. Performing the Past in Electronic Archives: Interdependencies in the Discursive and Non-discursive Ordering of Institutional Rememberings / S. Brown, D. Middleton, G. Lightfoot // Culture & Psychology. 2001. No 7(2). Pp. 123-144.
16. Erll A. Memory in Culture. New York: Palgrave Macmillan US, 2011. 218 p. Erll A. Travelling Memory: Whither Memory Studies // Parallax. 2011. No. 17. Pp. 4-18.
17. Feindt G. Entangled Memory: Toward a Third Wave in Memory Studies / G. Feindt, F. Krawatzek, D. Mehler, F. Pestel, R. Trimçev // History and Theory. 2014. No. 53. Pp. 24-44.
18. Karacan E. Remembering the 1980 Turkish Military Coup d’état: Memory, Violence, and Trauma. Wiesbaden: Springer VS. 2016. 202 p.
19. Potiomkina N. 12 World-famous Live Art Performances by Marina Abramović [Electronic resouce] // Artchive. Available at: https://artchive.ru/publications/3518~12_vsemirno_izvestnykh_performansov_Mariny_Abramovich (accessed date: 31.10.2023).
20. Saint-Laurent C. Memory Acts: A Theory for the Study of Collective Memory in Everyday Life // Journal of Constructivist Psychology. 2017. No 31(2). Pp. 148-162.
21. Schechner R. Performance Studies: An Introduction. Routledge. London-New York, 2013. 364 p.
22. Tilmans K. Performing the Past: Memory, History, and Identity in Modern Europe /K. Tilmans, F. Vree van, J. Winter. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2010. 368 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Циклотроны сверхпроводящего состояния - это технология, которая использует сверхпроводящие магниты для создания электрических полей, необходимых для ускорения заряженных частиц до высоких энергий. Они применяются в производстве радиоактивных изотопов в медицинских целях, включая диагностику и лечение рака. Однако развитие этой технологии сопровождается этико-правовыми проблемами, связанными с возможностями пагубного воздействия на окружающую среду, низкой доступностью технологии для удаленных от центра регионов, а также использованием технологии в антигуманных целях. В статье затрагиваются этико-правовые аспекты развития технологии, предлагаются пути ее этичного развития в медицине.
С развитием биологии, медицины и генетики неизменно возникал вопрос применения полученных знаний и методов к человеку, возможных последствий этого процесса. Обозначенный вопрос осветил социальные, мировозренческие и этические проблемы. В статье рассматриваются этические проблемы развития биологических наук и медицины, генетики в ее сравнении с евгеникой, этико-правовые принципы их регулирования.
Проблема зла, практически игнорируемая специалистами в области психического здоровья, достойна самого пристального внимания и изучения, поскольку стигматизация патологических личностей во многом обусловлена проблемой ответственности (или безответственности) личности за свою болезнь, которая может не принимать содержательной формы. Статья нацелена на прояснение соотношения между патологией личностного развития и проблемой зла. Посредством феноменологического анализа нравственное содержание психики описывается как зависимое или независимое от целого ряда жизненно значимых детерминант. Проводится сравнительное исследование психологических особенностей Homoabnormalis, Homonormalis и Homo moralis с точки зрения проблемы добра и зла. Описывается генезис психических заболеваний в виде последовательной цепочки причин и симптомов, рассматриваемых в свете антропософии.
Клиническая психология сегодня такова, что волей своих стандартов тотальной помощи человеку на всем протяжении его жизненного пути и во всех проявлениях бед и нездоровья идет на стрежне гуманитарного поиска, порой впереди точных определений и установления деталей. Ее метод – видеть и слышать причины и симптомы задолго до их реального оформления в жалобах и страданиях.
В статье рассматривается трансформация теории драматургии в процессе экранизации литературных произведений, представлен анализ различий подходов классического Голливуда и более позднего французского кинематографа при создании массовых зрительских фильмов. Проводится сравнение конфликтов, значимых эпизодов, образов главных персонажей, а также драматургических акцентов, отражающих национальный менталитет в фильмах «Три мушкетера» Дж. Сидни и Б. Бордери.
В статье исследуется одно из детективных произведений А. Кристи об Эркюле Пуаро, в котором современные проблемы осмысляются через древнее сказание об Адаме и Еве. Образ Евы обретает воплощение не только в облике Евы Кейн, но и других женских персонажей, каждый из которых хранит свою неприглядную тайну. Выясняется, что истоком некоторых элементов сюжета «Миссис Макгинти с жизнью рассталась» стала пьеса Джона Голсуорси «Серебряная коробка», в свою очередь «Миссис Макгинти» повлияла на замысел романа «Конец человеческой глупости».
В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулось общество в последние годы на фоне пандемии COVID-19 и специальной военной операции (СВО). Проводится анализ современного этапа глобализации: можно ли по-прежнему считать, что этот процесс идет или начался обратный процесс - деглобализация?
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001