В статье рассматривается трансформация теории драматургии в процессе экранизации литературных произведений, представлен анализ различий подходов классического Голливуда и более позднего французского кинематографа при создании массовых зрительских фильмов. Проводится сравнение конфликтов, значимых эпизодов, образов главных персонажей, а также драматургических акцентов, отражающих национальный менталитет в фильмах «Три мушкетера» Дж. Сидни и Б. Бордери.
Идентификаторы и классификаторы
Сюжет романа «Три мушкетера» А. Дюма основан на взаимодействии группы друзей и внешнего мира. Для кинематографа любой страны такие истории весьма привлекательны. Стоит учитывать, что традиции кинематографа уходят корнями в культуру страны, имеющей свою специфику. Сравнительный анализ экранизаций, которым посвящена наша статья, показывает отличия между восприятием первоисточника в американской и французской культуре середины XX в. Автор работ по искусству адаптации сценарист Л. Сегер определяет последнюю как «переход, превращение из одной среды в другую» [14]. В случае кинематографа это переход из литературы в кино, из чисто временного в пространственно-временное искусство.
Список литературы
1. Ахметов К. С. 125 лет кинодраматургии: От братьев Люмьер до братьев Нолан. 3-е изд., испр. и доп. М.: Альпина нон-фикшн, 2023. 464 с.
2. Волкова П. С. Творчество Ивана Бунина в пространстве кинематографа: интерпретация и реинтерпретация / П. С. Волкова, Л. П. Казанцева // Философские науки. 2020. Т. 63. № 6. С. 96-109. EDN: UJQXGS
3. Говард Д. Как работают над сценарием в Южной Калифорнии / Д. Говард, Э. Мабли; под ред. А. Акопова; пер. с англ. М.: Альперина ПРО, 2019. 624 с.
4. Дмитрук Т. И. Текст и экранизация: варианты их соотношения (на материале романа Т. Мэлори “Смерть Артура” и его киноадаптаций) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1(31). С. 96-101. EDN: KTPHVN
5. Дюма А. Три мушкетера. М.: Эксмо, 2008. 928 с. EDN: QTPLYJ
6. Касаткина Н. Н. Сравнительный анализ экранизаций философского романа Уильяма Голдинга “Повелитель мух” / Н. Н. Касаткина, А. В. Петрова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. С. 18-20. EDN: WDHRMX
7. Кулешов Л. В. Уроки кинорежиссуры. М: ВГИК, 1999. 262 с.
8. Левина Л. А. Трагедии В. Шекспира в современной киноадаптации (“Ромео и Джульетта”, “Гамлет”, “Макбет”) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11-3 (77). С. 35-40. EDN: ZQNZFZ
9. Рыбина П. Ю. “Литература на экране”: адаптация читательского воображения // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2022. № 3. С. 73-82. EDN: YFOYPD
10. Смирнова А. Н. Интерпретация прозы В. Набокова в зарубежном киноискусстве: специальность 24.00.01 “Теория и история культуры”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ярославль, 2005. 20 с. EDN: NILNXL
11. Тарковский А. А. Лекции по кинорежиссуре: Сценарий / Уроки режиссуры. М.: ВИППК, 1993. 92 с.
12. Уэйланд К. М. Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. 180 с.
13. Шимонова Н. В. Художественные особенности экранизаций произведений М.А. Булгакова: специальность 17.00.03 “Кино-, теле- и другие экранные искусства”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2017. 26 с. EDN: ZQHVCN
14. Seger L. The Art of Adaptation: turning fact and fiction into film. New York: Henry Holt and Company, 1992. 238 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Циклотроны сверхпроводящего состояния - это технология, которая использует сверхпроводящие магниты для создания электрических полей, необходимых для ускорения заряженных частиц до высоких энергий. Они применяются в производстве радиоактивных изотопов в медицинских целях, включая диагностику и лечение рака. Однако развитие этой технологии сопровождается этико-правовыми проблемами, связанными с возможностями пагубного воздействия на окружающую среду, низкой доступностью технологии для удаленных от центра регионов, а также использованием технологии в антигуманных целях. В статье затрагиваются этико-правовые аспекты развития технологии, предлагаются пути ее этичного развития в медицине.
С развитием биологии, медицины и генетики неизменно возникал вопрос применения полученных знаний и методов к человеку, возможных последствий этого процесса. Обозначенный вопрос осветил социальные, мировозренческие и этические проблемы. В статье рассматриваются этические проблемы развития биологических наук и медицины, генетики в ее сравнении с евгеникой, этико-правовые принципы их регулирования.
Проблема зла, практически игнорируемая специалистами в области психического здоровья, достойна самого пристального внимания и изучения, поскольку стигматизация патологических личностей во многом обусловлена проблемой ответственности (или безответственности) личности за свою болезнь, которая может не принимать содержательной формы. Статья нацелена на прояснение соотношения между патологией личностного развития и проблемой зла. Посредством феноменологического анализа нравственное содержание психики описывается как зависимое или независимое от целого ряда жизненно значимых детерминант. Проводится сравнительное исследование психологических особенностей Homoabnormalis, Homonormalis и Homo moralis с точки зрения проблемы добра и зла. Описывается генезис психических заболеваний в виде последовательной цепочки причин и симптомов, рассматриваемых в свете антропософии.
Клиническая психология сегодня такова, что волей своих стандартов тотальной помощи человеку на всем протяжении его жизненного пути и во всех проявлениях бед и нездоровья идет на стрежне гуманитарного поиска, порой впереди точных определений и установления деталей. Ее метод – видеть и слышать причины и симптомы задолго до их реального оформления в жалобах и страданиях.
В статье исследуется одно из детективных произведений А. Кристи об Эркюле Пуаро, в котором современные проблемы осмысляются через древнее сказание об Адаме и Еве. Образ Евы обретает воплощение не только в облике Евы Кейн, но и других женских персонажей, каждый из которых хранит свою неприглядную тайну. Выясняется, что истоком некоторых элементов сюжета «Миссис Макгинти с жизнью рассталась» стала пьеса Джона Голсуорси «Серебряная коробка», в свою очередь «Миссис Макгинти» повлияла на замысел романа «Конец человеческой глупости».
Разнонаправленные и противоречивые социокультурные трансформации последних десятилетий, вызванные становлением общества информационного типа и глобализацией, спровоцировали кризисные явления в поле коллективной идентичности. В результате этих изменений перестраивается система координат социальной интеграции, сообщества различного рода (этнические, религиозные, гендерные) обращаются к прошлому в поисках основ самоопределения. Идентификация становится актом конструирования чувства «мы», в ходе которого активно задействуются практики коммеморации. Дуализм современных коммемораций заключается в том, что, с одной стороны, культурный код и значение этих практик определяются ограниченным кругом лиц, с другой стороны, на место единой манифестации большого общества (нации) приходит борьба мемориальных групп. Все большую роль в репрезентации прошлого играют «memory acts» - перформативные аспекты памяти, конструируемые вербально или материально посредством знаков и символов. «Эра коммемораций» требует переосмысления природы социальной памяти и коллективной идентичности; «текучий» характер современности выводит на первый план динамические аспекты рассматриваемых феноменов.
В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулось общество в последние годы на фоне пандемии COVID-19 и специальной военной операции (СВО). Проводится анализ современного этапа глобализации: можно ли по-прежнему считать, что этот процесс идет или начался обратный процесс - деглобализация?
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001