Положительные результаты реализации административной реформы в регионах России происходят с большими ресурсными затратами, особенно в виде человеческого капитала в лице работников государственного и муниципального управления. В статье проводится анализ структуры, динамики численности работников государственного и муниципального управления Удмуртской Республики, их оплаты труда за десятилетие с 2013 года по 2023 год. Авторами проведено обобщение фактических данных из открытых источников в виде прикладного исследования с использованием методов статистики, которые активно используются в информационно-аналитическом обеспечении управления. В частности, применены методы описательной статистики: анализ рядов динамики, рядов распределения, средних величин и показателей вариации, индексный метод. Рассмотрены данные Федеральной государственной службы статистики за временной интервал 10 лет (с 2013 по 2023 год). Выявлены структурные сдвиги численности в сторону усиления значимости территориальных органов федеральной власти. Выявлено, что при использовании принципа дефлятирования и представления уровня заработной платы в сопоставимых ценах, наблюдается снижение уровня оценки труда региональных чиновников. Превалирование чиновников федерального уровня в структуре работников (68% в 2023 году) отражается на увеличении административных барьеров и надзорных функций как для граждан, так и для бизнес-среды региона. Динамику оплаты труда предложено рассматривать во взаимосвязи с динамикой их эффективности, в частности, нами рассчитаны показатели зарплатоемкости (при получении валовой прибыли экономики и при формировании бюджета региона).
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
В настоящее время Россия подводит итоги двадцатилетия административной реформы, получившей старт в начале 2000-х годов [9; 13; 14].
Список литературы
1. Анохина А. А. Статистическая информация в управлении общественно-экономическим развитием на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Роль статистического прогнозирования в управлении общественно-экономическим развитием // Научный журнал молодых ученых. 2015. № 2 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskayainformatsiya-v-upravlenii-obschestvenno-ekonomicheskim-razvitiem-na-gosudarstvennom-regionalnom-i-munitsipalnom/(дата обращения: 3 декабря 2024 года).
2. Васильева Е. А., Борисов А. Ф. Трансформация ценностей региональных государственных служащих в условиях административной реформы: социологический анализ // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostey-regionalnyh-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-usloviyah-administrativnoy-reformy-sotsiologicheskiy-analiz /(дата обращения: 3 декабря 2024 года).
3. Горшков С. А., Ермолаев Е. Е. Кадровый потенциал регионального (муниципального) управления // ТДР. 2009. № 6.
4. Золотарева О. А., Окладников С. М., Дарда Е. С. Конвергенция статистики и аналитики как фактор повышения качества стратегического управления // Государственная служба. 2023. № 1 (141). С. 6-12.
5. Клименко А. В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 8-51.
6. Мухин А. А. Применение методов математического моделирования в оценке факторных зависимостей индексов (Worldwide Governance Indicators) государственного управления // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2. С. 53-60.
7. Мухина И. А. Методологические вопросы применения методов квалиметрии в оценке качества государственного и муниципального управления / И. А. Мухина, Н. В. Марковина, Н. Б. Пименова // Право и государство: теория и практика. 2014. № 3(111). С. 12-18.
8. Письмо Минфина России от 13 октября 2023 года № 06-06-09/97650 “Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2022 год” URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=304917-pismo_minfina_rossii_ot_13.10.202306-06-0997650_rezultaty_otsenki_kachestva_upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2022_god&ysclid=m4zzy04x7k86410837/(дата обращения: 3 декабря 2024 года).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р “Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государ ственных услуг на 2011-2013 годы” // СПС Консультант+.
10. Сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике. URL: http://www.ombudsmanbiz18.ru/ (дата обращения: 3 декабря 2024 года).
11. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Раздел Государство. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191/(дата обращения: 3 декабря 2024 года).
12. Тованчова Е. Н. Транспарентность как метод исключения двойных стандартов в анализе социально-политических процессов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 239-245.
13. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 “О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах // Российская газета. 2003. № 148.
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления” // Российская газета. 2023. № 102.
15. Чазова И. Ю. Применение проектных принципов в государственном и муниципальном управлении // Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации: Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО “Чеченский государственный университет”, Грозный, 26-27 апреля 2018 года / Под редакцией З. А. Саидова. Грозный: Чеченский государственный университет, 2018. С.157-162.
16. Чазова И. Ю. Рейтинг регионов России по уровню вовлеченности населения в социально-ориентированную деятельность / И. Ю. Чазова, А. А. Мухин, И. А. Мухина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2024. Т. 34. № 3. С. 481-486.
17. Improvement of the methodology for analyzing the urban environment quality management with the use of smart technologies / A. Zakirova, G. Klychova, A. Zakirov [et al.] // E3S Web of Conferences. 2024. Vol. 531. P. 02003. 10.1051/ e3sconf/202453102003. DOI: 10.1051/e3sconf/202453102003
18. Modeling of production processes in rural areas: management and development effectiveness / A. Mukhin, E. Konina, N. Gorbushina, A. Latysheva // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. No. 29. P. 179187. DOI: 10.34069/AI/2020.29.05.21
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается использование искусственного интеллекта в сфере бухгалтерского учета. Авторы исследуют возможности применения AI (artificial intelligence) для автоматизации процессов бухгалтерии, улучшения точности финансовых отчетов, оптимизации анализа данных и прогнозирования. Также обсуждаются преимущества и вызовы, связанные с внедрением искусственного интеллекта в бухгалтерию, и предлагаются рекомендации по успешной реализации подобных технологий в организациях.
За 45 лет экономических реформ в Китае была сформирована политика КНР в области корпоративной культуры, развитию которой уделено большое внимание и в настоящее время.
В данной статье будут рассмотрены особенности корпоративной культуры в КНР на примере таких частных предприятий, как Xiaomi, XPeng Motors и Alibaba Group, и показана значимость ее развития для бизнеса. История создания частных предприятий - пример того, как маленькая компания в течение 5-10 лет постепенно становится большой корпорацией или крупнейшим производителем на глобальном рынке. Корпоративная культура в таких компаниях развивается так же стремительно и во многом отражает не только культуру руководителя, но и репутацию китайских компаний за рубежом.
На примере частных предприятий будет показана значимость ее развития и для работодателя, так как развитие корпоративной культуры оказывает положительное влияние на деловой климат и межличностные отношения внутри компании и коллектива, минимизирует конфликтные ситуации, которые могли бы нанести ущерб производительности компании, постоянную смену кадров, когда квалифицированные работники часто увольняются, что оказывало бы негативное влияние на уровень производимой продукции и на построение рабочего процесса. Кроме того, за счет активного вовлечения сотрудников в рабочий процесс, в рамках корпоративной культуры происходит постоянная генерации новых идей, создание новой продукции и как следствие - увеличение прибыли компании. Успешный опыт китайских частных предприятий в области развития корпоративной культуры будет полезен для российских компаний.
В 2024–2025 годах железнодорожный транспорт КНР продолжил свое развитие. Инженеры-разработчики продемонстрировали новые инновационные технологии, реализованные в сфере железнодорожного транспорта, среди которых несколько ключевых проектов, запущенных или находящихся в разработке в последние годы. В их число входит строительство первой междугородней магистрали между городами Чанша и Люян, основанной на технологии Maglev. Стоимость строительства составит порядка 10,44 млрд юаней. Также рассматривается пробная эксплуатация полностью автоматизированной линии метро в Чэнду и выпуск первого в мире водородного городского поезда, при эксплуатации которого достигаются нулевые выбросы углерода и эффективное пониженное энергопотребление. Китайскими компаниями Anshan Iron and Steel Group Company Limited и CRRC Dalian были разработаны гибридные тепловозы, имеющие значительные преимущества с точки зрения производительности и экологичности — они оснащены двойной системой питания и централизованными блоками управления, могут интеллектуально переключать режимы питания в соответствии с различными сценариями и условиями работы, достигая экономии топлива более 30%. Проведены демонстрационные испытания сверхскоростного поезда по технологии Maglev, способного развивать скорость до 1 тысячи км/ч. Все эти проекты подчеркивают стремление Китая интегрировать экологически чистые технологии и автоматизацию в систему железнодорожного транспорта, тем самым улучшая эффективность и сокращая углеродный след. Китай активно инвестирует в железнодорожную инфраструктуру, что способствует развитию высокоскоростного и экологически чистого пассажирского транспорта. Эти инициативы отражают не только технологические достижения, но и стремление страны к устойчивому развитию и модернизации ведущей инфраструктурной отрасли страны — железнодорожного транспорта.
В статье рассматриваются ключевые аспекты развития фондовых бирж Китая и их влияние на мировую экономику. Исторически отсутствие развитого рынка в Китае объяснялось плановой экономикой, однако реформы конца XX века способствовали созданию национального фондового рынка, привлекая инвестиции и оптимизируя распределение ресурсов. Китайские биржи сегодня играют значительную роль в глобальной финансовой системе.
Выделяются такие тенденции, как рост интереса иностранных инвесторов и усиление влияния технологий. Анализируются механизмы интернационализации, например, «Stock Connect», облегчающие инвестиции между Гонконгом и материковым Китаем. Обсуждаются риски, связанные с инвестициями: конфликты США и Китая, непрозрачность отчетности, политический контроль и высокий внутренний долг. Рассмотрены правовые ограничения для иностранных инвесторов. В итоге, статья подчеркивает необходимость тщательной оценки и анализа при инвестировании в китайские акции к 2025 году из-за сложностей и рисков.
Производительность труда является необходимой составляющей технологического и экономического развития любой страны. В настоящее время в условиях быстро развивающейся конкуренции на фоне внедрения индустриальных инноваций технического и цифрового характера в Российской Федерации активно реализуются государственные программы, нацеленные на достижение технологического суверенитета страны. Связанные с этим вопросы в настоящее время находятся в ракурсе пристального внимания руководства страны, взявшего курс на конструктивное их решение для достижения конкурентных преимуществ отечественной экономики. Целью статьи является развитие концептуальных основ влияния факторов на производительность труда на машиностроительных предприятиях. Методология исследования основана на методах теоретического и эмпирического познания (анализ, синтез, индукция, классификация, использование статистических методов). В статье представлена эволюция взглядов на производительность труда, начиная с работ классиков до современных научных школ. Дана оценка производительности труда в отрасли машиностроения, и показана роль государства в ее повышении, которая заключается в запуске ряда программных документов, в частности, программы «Производительность труда». На основе анкетирования руководителей предприятий машиностроения Оренбургской области были выявлены основные причины низкой эффективности производства. Разработана авторская концептуальная модель многофакторной производительности, состоятельность которой была подтверждена проведением расчетов с привлечением статистического инструментария на данных десяти машиностроительных предприятий, относящихся по ОКВЭД к виду деятельности 28.92: «Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства» и участвующих в федеральной программе «Производительность труда». Представлен опыт повышения производительности труда на примере АО «Завод бурового оборудования» Оренбургской области. По итогам проделанной работы подтвердилась гипотеза о том, что в настоящее время на производительность труда влияет большое количество факторов, в числе которых капитал, инвестиции, инновации, основные средства, труд. Сделан вывод, что, учитывая значимость машиностроения и наличие множества актуальных проблем, требуется и дальнейшее осуществление государственной поддержки отраслевых предприятий. Выявленные в результате исследования причины низкой производительности труда позволили сделать вывод о низком качестве управления, что требует дополнительного внимания руководителей предприятий к данной проблеме.
В условиях нарастающего санкционного давления и обостряющейся геоэкономической конфронтации вопросы устойчивости трансграничных расчетов приобретают критическое значение для обеспечения непрерывности внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью адаптации платежной инфраструктуры российских компаний к новым вызовам, связанным с ограничением доступа к международной финансовой системе, в частности к SWIFT и расчетам в традиционных резервных валютах. Снижение доли расчетов в долларах США и евро, наблюдаемое в последние годы, отражает глубокие институциональные изменения в архитектуре глобальных платежей. Цель исследования заключалась в выявлении и анализе наиболее эффективных схем трансграничных платежей для российских участников ВЭД в условиях ограниченного доступа к международной финансовой инфраструктуре. Методологическую основу составили принципы системного и институционального анализа, а также междисциплинарный подход, объединяющий положения международной макроэкономики, валютного регулирования и внешнеэкономического права. Методика исследования основана на использовании статистико-экономического и сравнительного анализа, а также на эмпирической интерпретации практических кейсов. Научная новизна исследования заключается в комплексной теоретико-прикладной интерпретации новых форм международных расчетов, развивающихся в ответ на санкционные вызовы, а также авторами предложена классификация альтернативных схем трансграничных платежей (агентские, дочерние, конкурентные и партнерские). Выводы исследования подтверждают, что трансграничные расчеты в современных условиях претерпевают не только технические, но и институциональные трансформации. Формируется новая архитектура международных платежей, требующая гибких стратегий, правового сопровождения и институционализации новых каналов финансовой логистики. Теоретическая значимость состоит в развитии научных представлений о трансформации международных платежных систем и институционализации новых валютных механизмов в условиях экономической изоляции. Полученные результаты дополняют современную теорию внешнеэкономических расчетов и могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных цифровизации трансграничных финансов и международному валютному регулированию. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных выводов и рекомендаций при формировании платежной стратегии предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в условиях санкционных ограничений. Представленные модели позволяют бизнесу минимизировать валютные риски, оптимизировать трансакционные издержки и повысить предсказуемость расчетных операций.
Издательство
- Издательство
- ИЭТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 58/60, стр. 1
- Юр. адрес
- 115035, г Москва, р-н Замоскворечье, ул Садовническая, д 58 стр 1, помещ I
- ФИО
- Кадыкова Алина Сергеевна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://instet.ru/