ISSN 2307-5430
Язык: ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Архив статей журнала

ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАДАЧ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Энбом Екатерина Александровна, Балабаева Наталья Петровна

В техническом университете взаимосвязь общеобразовательной и инженерной подготовки с необходимостью присутствует в учебном процессе, что естественно приводит к важности профессионально-ориентированного преподавания всех дисциплин, в том числе и математики. В статье анализируются проблемы построения курса математики, сбалансированного с точки зрения целесообразного соотношения фундаментального содержания и практической направленности, основываясь на опыте преподавания дисциплин математического цикла в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики студентам бакалавриата по направлению 12.03.03 «Фотоника и оптоинформатика».

Сохранить в закладках
АКТУАЛИЗАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Энбом Екатерина Александровна, Балабаева Наталья Петровна

В период адаптации к обучению в вузе первокурсники встречаются с серьезными трудностями, связанными с принципиально новой системой обучения. В данной статье обозначена проблема необходимости актуализации и систематизации школьных знаний студентов первого курса по элементарной математике для полноценного включения в процесс изучения высшей математики. Обоснована необходимость создания специальной системы задач, которая предлагается учащимся на всех видах занятий для того, чтобы они повторили за минимальное время максимальное количество математических фактов и утверждений для дальнейшего успешного и эффективного усвоения всех вузовских дисциплин математического цикла.

Сохранить в закладках
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКА MAPLE ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Эйрих Надежда Владимировна

В статье обсуждается эффективность использования системы компьютерной математики (СКА) Maple при изучении курса высшей математики. Знание основ дифференциального и интегрального исчисления обеспечивает первокурсникам фундамент для изучения профессиональных дисциплин. Но многие студенты не справляются с предметом. Помочь им успешно освоить дисциплину помогает активное применение в учебном процессе наглядностей и анимаций, созданных с помощью СКА Maple. Проведенный эксперимент показал увеличение качественной академической успеваемости в экспериментальной группе на 13 %. Что подтверждает гипотезу о том, что использование динамических компьютерных визуализаций, подготовленных в СКА Maple, в учебном процессе повышает познавательную активность, способствует развитию самостоятельности студентов, ориентирует их на получение основательных, а не формальных знаний.

Сохранить в закладках
ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МАТЕМАТИКЕ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Шантаренко Валерий Георгиевич

В работе представлена разработанная автором методика организации проведения итоговой аттестации в форме экзамена по математике. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты последнего поколения уделяют особое внимание итоговой аттестации обучающихся. В связи с этим возникает проблема разработки современных методов организации проведения итоговой аттестации. Одним из таких методов является предлагаемая трехступенчатая форма проведения экзамена по математике. На первой ступени проводится письменный опрос по теории одновременно для всех студентов группы по одинаковым вопросам. На второй ступени все студенты одновременно записывают на бумаге решения предложенных задач по практической части курса с одинаковыми для всех заданиями. На третьей ступени преподаватель-экзаменатор проводит индивидуальное собеседование с каждым экзаменуемым и предоставляет возможность студенту письменно ответить на дополнительные задания. По результатам трех этапов экзамена и с учетом результатов работы студента в семестре, в соответствии полученными им баллами за три контрольные недели, выставляется итоговая оценка за экзамен. Предлагаемая методика позволяет повысить эффективность работы на экзамене как студента-экзаменуемого, так и преподавателя-экзаменатора.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ HARD SKILLS И SOFT SKILLS У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Чижикова Елена Сергеевна

В статье рассматривается возможность формирования Hard Skills и Soft Skills в процессе изучения математики в вузе, представлены компоненты «тяжелых» и «легких» компетенций, и результаты, которые могут быть сформированы в процессе изучения математики в вузе. Для формирования обозначенных компетенций (способностей планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, процессы и системы в современных условиях командой работы и т.п.) необходимо использовать в образовательном процессе инновационные формы и методы. Для этого преподавание математики должно быть в большей степени ориентировано на ее прикладную направленность и междисциплинарные связи, то есть соответствовать концепции CDIO.

Сохранить в закладках
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Чайкина Елена Валентиновна

Дается краткая характеристика смешанного обучения и его внедрение в образовательный процесс вуза. Показана необходимость изменения форм и методов обучения в высшей школе в условиях информатизации современного общества. Приведена модель смешанного обучения на примере математики в техническом в вузе. В качестве электронной составляющей обучения предлагаются тесты для самопроверки. Приведены примеры использования теста по математическим дисциплинам. Описаны преимущества использования электронных ресурсов в образовательной среде вуза.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Фомичев Павел Аркадьевич, Фомичева Елена Валерьевна

В настоящий период развития нашего государства целью высшего технического образования является подготовка и выпуск конкурентоспособных технических специалистов, владеющих всем необходимым научным инструментарием, куда безусловно входит и развитое математическое мышление. Преподавание высшей математики в техническом университете должно быть ориентировано на совершенствование курса в сторону практической направленности теории, создания и решения задач в соответствии с направлением обучения, усиления научно-исследовательской работы студентов, подготовке соответствующего методического обеспечения, применения новых информационных технологий.

Сохранить в закладках
ОПЫТ, АНАЛИЗ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МАТЕМАТИКА" ТЕСТОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.05.05 (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Филимонова Тамара Алексеевна, Швед Елена Анатольевна

Важнейшей составляющей образовательного процесса в части дисциплины «Математика» остается контактная работа, позволяющая решить следующие основные задачи: отработку фундаментальных понятий и выработку навыков решения стандартных задач. Сложившаяся тенденция уменьшения количества часов контактной работы в пользу самостоятельной приводит к необходимости сокращать аудиторное время, затрачиваемое на текущий контроль успеваемости, и искать новые формы проведения промежуточной аттестации. Одной из таких форм продолжает оставаться тестирование. Проведенный анализ существующих тестов по разделам «Введение в математический анализ» и «Дифференциальные уравнения» позволяет сделать выводы о возможности их дальнейшего применения при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Сохранить в закладках
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ, КАК МЕТОД ЕГО ПРОВЕРКИ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Уланов Владимир Алексеевич, Уланова Татьяна Александровна

Выполнение домашних заданий по математике является одним из важнейших условий изучения и освоения предмета. Только решив индивидуально достаточно большое количество задач, студент может осознанно сделать вывод, насколько хорошо им усвоен материал. Известно, что многие студенты легко найдут для себя любого рода причины не выполнить домашнюю работу. К тому же преподаватель физически не может проверить каждого студента. Предлагается один из способов проверки домашнего задания путем проведения самостоятельных работ именно по заданным примерам. В данных заметках обосновывается эффективность такого способа обучения и предлагается, каким образом технически это можно осуществить.

Сохранить в закладках
О КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРА (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Толкачева Елена Алексеевна, Казакевич Виктория Григорьевна

Скорость изменения технологий инженерной деятельности актуализируют вопросы разработки концепции содержания математического образования, как синтезатора профессионального образования инженера. Целью исследования является разработка системного подхода к методологии построения содержания и основным принципам его реализации. Выбор инвариантов трактовки математического инженерного образования в качестве основания концепции его содержания дает возможность сформулировать требования к организации обучения и проверить на практике его эффективность.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АКТУАРНОЙ МАТЕМАТИКИ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Сухорукова Ирина Владимировна, Чистякова Наталья Александровна

Авторами предложена методическая платформа, обеспечивающая студентов и слушателей материалом об основных методах и принципах актуарной математики, позволяющая системно изложить математическую теорию моделирования страховых и пенсионных систем; показывающая роль и место актуарных расчетов в деле формирования нормативно-правовых актов в области страхования и в системе социального, в том числе, пенсионного обеспечения. Разработанная методика обучения, предложенные расчетные задания способствуют качественному насыщению рынка страховых и пенсионных услуг компетентными профессионалами, владеющими методами актуарных расчетов и стремящимися к повышению своей квалификации.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Стрежнева Елена Васильевна, Сергеев Алексей Андреевич

В статье рассматриваются инновационные технологии инклюзивного образования, применяемые в КУИМЦ (Казанском учебно-исследовательском и методическом центре) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху) в многопрофильном специальном учебном подразделении КНИТУ (Казанского национального технического университета) им. А.Н. Туполева-КАИ при обучении математике. Приведены данные социологического опроса студентов по внедрению в учебный процесс трансформационных тренингов, электронной образовательной среды BLACRBOARD, рассмотрены этапы организации самостоятельной работы студентов, а также, создание единого учебно-методического комплекса, являющегося основой формирования не только компетентностей и внутренних мотивов познавательной деятельности, но и базой для создания инклюзивной среды и активного усвоения пространства социума.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →