ISSN 2307-5430
Язык: ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Архив статей журнала

НЕКОТОРЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЩЕМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Соболев Сергей Константинович

Обсуждается роль прикладных задач в математических дисциплинах младших курсах в техническом университете. Рассматриваются автономные системы дифференциальных уравнений второго порядка, описывающих движение с трением, для которых закон сохранения механической энергии уже не выполняется. Однако первый интеграл такой системы можно рассматривать как некий закон сохранения. Разбирается задача о явлении резонанса для устоявшихся вынужденных колебаний механического амортизатора и электрического контура. Рассматриваются случаи, когда при определенном соотношении между параметрами контура резонанс возможен или невозможен.

Сохранить в закладках
ИЗЛОЖЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЫЧИСЛИМОЙ ФУНКЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2020)
Выпуск: № 8 (2020)
Авторы: Соболев Сергей Константинович, Тюленев Андрей Всеволодович, Тюленева Марина Валентиновна

Широко известно сравнение значимости понятия вычислимой функции со значимостью понятия натурального числа (Э. Пост). Однако традиции преподавания в технических вузах не предусматривают знакомства с основами теории вычислимых функций, что затрудняет изучение сложности алгоритмов студентами таких специальностей, как «Информационная безопасноть», САПР, «Прикладная математика» и др. На основе опыта работы со студентами с различной математической подготовкой можно рекомендовать начинать изложение этой темы с формализации понятия алгоритма. В качестве таких конструкций предлагаются машины Тьюринга и нормальные алгорифмы Маркова. Изучение различных формализаций интуитивного понятия алгоритма, сравнение решений, полученных упомянутыми методами, помогает лучшему пониманию теории вычислимых функций и способствует формированию чёткого представления о том, что такое сложность вычислений.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИСЛОВЫХ РЯДОВ С ПАРАМЕТРОМ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2020)
Выпуск: № 8 (2020)
Авторы: Соболев Сергей Константинович, Томашпольский Виктор Яковлевич, Тюленев Андрей Всеволодович

Рассмотрены методические аспекты преподавания курса «Ряды» в техническом вузе. Обсуждается необходимость включения в курс задач повышенной трудности, в частности, на исследование числовых рядов с параметром для более глубокого усвоения учебного материала, формирования у учащихся исследовательских аналитических навыков и четкого видения места данного раздела среди других разделов курса математического анализа. Подробно рассмотрены несколько примеров исследования сходимости числового ряда с параметром. В каждом примере указываются знания и навыки, необходимые для его решения.

Сохранить в закладках
ОБ УСКОРЕНИИ СХОДИМОСТИ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ (2020)
Выпуск: № 8 (2020)
Авторы: Соболев Сергей Константинович

Рассматриваются сходящиеся последовательности, монотонно зависящие от некоторого параметра, предел которых от этого параметра не зависит. Эти последовательности ограничены, при одних значениях параметра они строго возрастают, а при других убывают. Исследуется вопрос о нахождении оптимального значения параметра, при котором сходимость последовательности самая быстрая. В качестве примера рассматриваются: последовательность в определении числа «е», постоянная Эйлера - Маскерони и асимптотическая формула Стирлинга. Материал статьи может быть полезен для студентов направления «Прикладная математика» в техническом университете.

Сохранить в закладках
НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ" В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2022)
Выпуск: № 9 (2022)
Авторы: Соболев Сергей Константинович, Томашпольский Виктор Яковлевич, Покровский Илья Леонидович, Тюленев Андрей Всеволодович

Рассмотрены методические аспекты преподавания обыкновенных дифференциальных уравнений в техническом университете. Анализируется программа курса по дифференциальным уравнениям в ИМТУ. Обсуждается необходимость включения в курс нестандартных задач, в частности, задач с параметром для более глубокого усвоения учебного материала, формирования у студентов исследовательских аналитических навыков и четкого видения места данного раздела среди других разделов курса высшей математики. Разобраны примеры из теории линейных дифференциальных равнений.

Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ НА КРИВЫЕ ВТОРОГО ПОРЯДКА С ПАРАМЕТРОМ (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Соболев Сергей Константинович, Томашпольский Виктор Яковлевич, Голосов Андрей Олегович

Рассматриваются методические аспекты преподавания раздела «кривые второго порядка» в курсе аналитической геометрии в техническом вузе. Обсуждается необходимость включения в курс нестандартных задач, в частности, задач с параметрами для более глубокого усвоения учебного материала. Такие задачи призваны формировать у студентов исследовательские аналитические навыки. Задачи на касательную к кривой второго порядка рассматривается как задачи с параметром. Исследуется пучок кривых, пересекающихся в одних и тех же точках, как семейство линий, заданных уравнением второго порядка с параметром.

Сохранить в закладках
О НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЯХ И ДОСТАТОЧНЫХ УСЛОВИЯХ СХОДИМОСТИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Соболев Сергей Константинович, Томашпольский Виктор Яковлевич, Голосов Андрей Олегович

Обсуждаются методические аспекты преподавания раздела «предел последовательности и функции» в техническом вузе. Рассматривается применение различных необходимых условий сходимости для обоснования отсутствия предела последовательности. Обсуждаются применения достаточных условий для обоснования сходимости и для вычисления предела последовательности. Разбираются методы нахождения предела рекуррентных последовательностей, сходящихся к неподвижной точке. Анализируется применение условия Липшица, гарантирующего сходимость рекуррентной последовательности.

Сохранить в закладках
НАХОЖДЕНИЕ АСИМПТОТИКИ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ РЕКУРРЕНТНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ (2024)
Выпуск: № 11 (2024)
Авторы: Томашпольский Виктор Яковлевич, Соболев Сергей Константинович, Голосов Андрей Олегович

Предложен ряд задач на вычисление пределов рекуррентных числовых последовательностей, требующих применения нестандартных методов решения и направленных на развитие у студентов навыков решения сложных задач по теме «Пределы последовательностей». Такие задачи могут быть предложены наиболее сильным студентам, в том числе и при подготовке к студенческим математическим олимпиадам. Уровень сложности предлагаемых задач можно понижать до желаемого, видоизменяя формулировку и давая указания к решению задачи. Полученные асимптотики позволяют лучше представлять себе поведение рекуррентной последовательности при больших значениях n.

Сохранить в закладках