Архив статей журнала

ФОРТЕПИАННЫЕ ВАРИАЦИИ ВАН ЛИСАНЯ: ПРИНЦИПЫ ВОПЛОЩЕНИЯ НАРОДНО-ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА (2024)
Выпуск: № 2 (39) (2024)
Авторы: Ян Нань

статье идет речь о малоизвестном сочинении китайского композитора Ван Лисаня (1933-2013) - фортепианных Вариациях на основе народной песни «Голубой цветок» (кит. «兰花花»). Кратко раскрывается творческий путь композитора, прослеживаются этапы его обучения в миссионерской школе, Сычуаньской академии искусств и в Шанхайской консерватории. Говорится о педагогах будущего композитора, оказавших на него большое влияние, среди которых Чжэн Цяньчжу (кит. 郑乾柱), Сан Тун (кит. 桑), русский музыкант-теоретик Ф. Г. Арзаманов. Охарактеризованы сочинения Ван Лисаня, в их числе Сонатина, полифонический цикл «Ташань» (кит. «他山集», «Другие горы»), «Живопись Хигасиямы Кайи» (кит. «东山魁夷画意»). Представлен второй выпуск сборника пьес китайских композиторов, изданный в Советском Союзе (1957), в который вошли сочинения разных жанров Ши Цукана, И Шу, Чжао Шишу, Лю Шичжэна и других авторов. Среди композиций, включенных в сборник, - Вариации Ван Лисаня на тему народной песни «Лань Хуахуа» («Голубой цветок»). Особенностью этого сочинения является образно-выразительное раскрытие сюжета народной песни на основе старинной легенды о печальной судьбе прекрасной Шиньтянью. Отмечено, что в композиции Ван Лисаня использованы свойства рондообразной и трехчастной формы наряду с вариационно-вариантным принципом. В сочинении органично соединяются черты национального фольклора и европейской музыки.

Сохранить в закладках