Рассматриваются вопросы эволюции правового регулирования статистической деятельности в Европейском Союзе (ЕС) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Выделяется уровень унификации (гармонизации, стандартизации) статистической деятельности в интеграционных объединениях через анализ учредительных договоров и ключевых правовых актов рассматриваемых интеграционных объединений. Проводится сравнительный анализ правового регулирования статистической деятельности в ЕС и ЕАЭС в разрезе организационного механизма осуществления статистической деятельности. Установив основные характеристики указанных организационных механизмов, авторы раскрывают перспективы и анализируют проблемы правоприменения в сфере реализации статистической деятельности интеграционных объединений. Выделяя общее и особое, делается вывод о сходстве ключевых черт статистической деятельности (наличие сходных принципов ее осуществления, наличие программ ее осуществления и развития) и ключевых отличиях (наличие двухуровненой организационной структуры, более широкого спектра правовых актов в ЕС), что объясняется, в том числе, историческими особенностями развития ЕС и ЕАЭС.
Введение. В статье рассматриваются подходы к применению подходов гибкой интеграции в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), с учетом опыта правоприменения указанных подходов в Европейском союзе. Авторы прослеживают историю эволюции правового регулирования в контексте гибкой интеграции ЕС в сравнительно-правовом аспекте с регулированием ЕАЭС. В рамках исследования авторы выделяют основные способы применения гибкой интеграции в рамках права ЕАЭС, особо обращая внимание на роль национального регулирования и соответствующих организационно-правовых механизмов, которые могут быть применены для достижения целей, предусмотренных договором, учредившим ЕАЭС.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялась совокупность общенаучных, формального-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования) и специальных методов (формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-юридический методы; метод контент-анализа и др.).
Результаты исследования. Анализ законодательства ЕС и ЕАЭС выявил разноплановость подходов к возможности реализации механизмов гибкой интеграции. С одной стороны, ЕС, имея более длинную историю развития правового регулирования интеграционных процессов, имеет закрепленные в актах первичного права инструментах гибкой интеграции (например, механизм продвинутого сотрудничества). С другой стороны, отсутствие аналогичной базы в системе права ЕАЭС компенсируется иными механизмами права ЕАЭС.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что механизмы гибкой интеграции составляют важную основу развития интеграции в ЕС и ЕАЭС. Несмотря на отсутствие единообразия организационно-правовых механизмов, целевое значение остается сходным в части формирования наднационального регулирования посредством методов унификации и гармонизации. ЕАЭС, являясь перспективным объединением, имеет большие возможности и сферы для применения гибкой интеграции.