Работы автора

Исследование коррупциофобии в контексте диалога власти и общества: эмпирические результаты (2024)

Цель. Статья посвящена изучению феномена коррупциофобии в среде государственных и муниципальных служащих в контексте взаимоотношений государства и общества. Методическая цель исследования состояла в первичной валидизациии (проверка надёжности, а также конструктной и конвергентной валидности) и адаптации авторского опросника коррупциофобии на выборке государственных служащих, занятых противодействием коррупции.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 83 действующих государственных служащих, занятых противодействием коррупции в исполнительных органах власти (средний возраст – 45,65 лет; 77,1 % мужчин и 22,9 % женщин). В качестве основного инструмента для исследования коррупциофобии использовался авторский опросник, содержащий 23 утверждения, с которыми респондента просили выразить степень согласия по шкале Р. Лайкерта. Для проверки конвергентной валидности опросника коррупциофобии использовался 5-пунктный опросник осведомлённости о коррупции. В поиске личностных детерминант коррупциофобии в инструментарий исследования также были включены 16-пунктный опросник «Отношение к социальному доминированию» (ОСД), прошедший первичную адаптацию, и короткая версия опросника тёмной триады в адаптации М. С. Егоровой, М. А. Ситникова и О. В. Паршиковой. Результаты. Результаты эксплораторного факторного анализа данных исследования коррупциофобии позволили выделить 5 факторов: 1) гуманитарных издержек борьбы с коррупцией; 2) коррупциооптимизма; 3) снижения инициативности у чиновников; 4) веры в силу законов в борьбе с коррупцией и 5) симуляции деятельности и осторожности. Все факторы-шкалы показали приемлемый уровень надёжности по внутренней согласованности. В ходе проверки конвергентной валидности были обнаружены объяснимые взаимосвязи шкал опросника коррупциофобии и показателей опросника ориентации на социальное доминирование, а также были выявлены корреляции коррупциофобии с проявлениями двух параметров тёмной триады (макиавеллизма и психопатии). Население России более пессимистично, чем государственные служащие, оценивает распространённость коррупции в обществе и степень антикоррупционной устойчивости природы человека в его искушении коррупционной средой. Чиновники, которые проживают в провинции, больше уверены, что борьба с коррупцией в России носит системный характер, чем те, кто живёт в мегаполисах. Более молодые респонденты (вероятно, менее опытные) больше уверены, что большинство российских коррупционеров понесли заслуженное наказание. Государственные служащие более старшего возраста считают, что борьба с коррупцией в России вынуждает чиновников не брать на себя лишней инициативы и часто делает их бездушными и чёрствыми по отношению к проблемам людей. Атеистично настроенные чиновники больше уверены в том, что борьба с коррупцией делает чиновников людьми закрытыми, а также в том, что борьба с коррупцией в России ведёт к ослаблению инициативы у государственных служащих. Респонденты с низким субъективным уровнем дохода больше уверены в том, что противодействие коррупции в России вызывает у чиновников желание работать более эффективно, а также в том, что борьба с коррупцией в России носит системный характер. Анализ корреляционных связей коррупциофобии и отношения к социальному доминированию показал, что респонденты, считающие, что противодействие коррупции в России ведётся эффективно, значимо чаще выступают за эгалитаризм, а поддержка обвинения чиновников в том, что на фоне борьбы с коррупцией они стремятся отказывать нестандартным запросам населения, значимо связана с идеей соперничества (параметром конкуренции). Макиавелизм и субклиническая психопатия проявились в положительных взаимосвязях с признаками «фактора гуманитарных издержек коррупциофобии», которые приводят чиновников к игнорированию запросов населения (могут делать их закрытыми, бездушными и чёрствыми по отношению к проблемам людей; зачастую превращают их деятельность в кампанейщину, мешающую осуществлению реальной помощи населению; маскируют борьбой с коррупцией интересы отдельных чиновников или их ведомств). Нарциссизм оказался не связан с проявлениями коррупциофобии. Теоретическая и/или практическая значимость.
Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей разработке понятия «коррупциофобия» с опорой на полученный эмпирический материал и взаимосвязи феномена с социальным доминированием и компонентами тёмной триады личности. Практическая значимость исследования заключается прежде всего в том, что «Опросник коррупциофобии» может быть полезным инструментом в диагностическом арсенале для исследования чиновников такими специалистами как дипломированные психологи, HR-менеджеры с психологическим образованием и выпускники образовательных программ «Психология служебной деятельности».

Издание: Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
Выпуск: 2024 / №3 (2024)
Автор(ы): КРЫЛОВА ДИНА ВЛАДИМИРОВНА, Зябликов Алексей Вячеславович, Вахрушева Анастасия Владимировна, ДЕЙНЕКА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (2024)

Выявляются особенности интеграции интеллигенции в новую информационную реальность. Отмечается разнонаправленный, хаотичный и спонтанный характер этого процесса: на современном этапе стратегией интеллигенции должно стать не выживание в технологически меняющемся мире, а заинтересованное и активное вхождение в цифровую реальность и предложение позитивной программы действий. Исследуются характер и формы диалога российской интеллигенции и власти в контексте цифровой публичной сферы. Анализируются ресурсы и средства взаимовлияния, характеризующие содержание названного диалога, определяются его тенденции и перспективы. Устанавливаются причины, препятствующие налаживанию эффективного онлайн-диалога власти и общества. Отмечается, что функция социального советования остается, пожалуй, самым уязвимым пунктом онлайн-диалога государства и общества. Для ее реализации в обсуждение социально значимых проблем и проектов должны активнее включаться наиболее компетентные группы населения, прежде всего, интеллигенция. Обосновывается ключевая роль интеллигенции в достижении общественного консенсуса, в создании условий для транспарентной и продуктивной онлайн-коммуникации. Делается вывод о том, что цифровая публичная сфера имеет хорошие шансы стать полем конструктивного и продуктивного диалога государства и тех социальных сил, которые заинтересованы в национальном согласии, развитии и процветании.

Издание: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И МИР
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Ахунзянова Фарида Тагировна, Зайцев Александр Владимирович, Зябликов Алексей Вячеславович, МАКСИМЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
Оценка населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов в интернет-диалоге «власть ‒ общество» (2024)

Проблема эффективности цифровой коммуникации губернаторского корпуса с обществом привлекает внимание многих ученых, однако работ с эмпирической верификацией предложенных различными авторами исследований моделей крайне мало, обоснование и научное осмысление объективной оценки эффективности цифрового диалога отсутствуют. Цель исследования – на основе эмпирических данных проанализировать и сравнить эффективность цифровой коммуникации глав регионов Центрального федерального округа и выявить ее сильные и слабые стороны.

Материалы и методы. Для оценки населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов было проведено исследование, включающее 2 этапа. На первом этапе методом онлайн-опроса была произведена оценка респонзивности власти на запросы населения; второй этап реализован посредством мониторинга социальных сетей глав регионов Центрального федерального округа. В задачи второго этапа входил поиск ответов на вопросы о популярности региональной политики у населения, о соответствии информационной повестки глав регионов потребностям, которые артикулируются в региональных социальных пабликах, а также об оперативности реагирования на те или иные проблемные ситуации, возникающие на местах.

Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что в адрес руководителей регионов обращалась через социальные сети с жалобами и предложениями пятая часть респондентов. Определено, что примерно половина опрошенных затруднились оценить свою удовлетворенность направленным запросом; почти треть респондентов выразила удовлетворенность реакцией служб губернаторского корпуса. Опрошенные оценили работу губернаторов с преобладанием позитивных оценок по шкалам открытости и эффективности, а также оперативности. В то же время работа губернаторского корпуса в большей степени осуществляется по своей повестке (а не исходя из проблем простых людей), выполняется часто для галочки и с элементами имитации деятельности.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты позволяют отнести к числу наиболее важных компетенций губернатора включенность в современную онлайн-коммуникацию, его умение наладить постоянную и эффективную обратную связь с населением. Проведенный анализ демонстрирует, что названные качества пока выпадают из личностных приоритетов некоторых региональных руководителей. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов сравнительной оценки конструктивности интернет-коммуникации губернаторов регионов Центрального федерального округа с населением, слабые стороны и потенциал такого диалога.

Издание: РЕГИОНОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (127), Том 32 (2024)
Автор(ы): МАКСИМЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Зайцев Александр Владимирович, ДЕЙНЕКА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА, Зябликов Алексей Вячеславович, Ахунзянова Фарида Тагировна
Сохранить в закладках