Выявляются особенности интеграции интеллигенции в новую информационную реальность. Отмечается разнонаправленный, хаотичный и спонтанный характер этого процесса: на современном этапе стратегией интеллигенции должно стать не выживание в технологически меняющемся мире, а заинтересованное и активное вхождение в цифровую реальность и предложение позитивной программы действий. Исследуются характер и формы диалога российской интеллигенции и власти в контексте цифровой публичной сферы. Анализируются ресурсы и средства взаимовлияния, характеризующие содержание названного диалога, определяются его тенденции и перспективы. Устанавливаются причины, препятствующие налаживанию эффективного онлайн-диалога власти и общества. Отмечается, что функция социального советования остается, пожалуй, самым уязвимым пунктом онлайн-диалога государства и общества. Для ее реализации в обсуждение социально значимых проблем и проектов должны активнее включаться наиболее компетентные группы населения, прежде всего, интеллигенция. Обосновывается ключевая роль интеллигенции в достижении общественного консенсуса, в создании условий для транспарентной и продуктивной онлайн-коммуникации. Делается вывод о том, что цифровая публичная сфера имеет хорошие шансы стать полем конструктивного и продуктивного диалога государства и тех социальных сил, которые заинтересованы в национальном согласии, развитии и процветании.
Проблема эффективности цифровой коммуникации губернаторского корпуса с обществом привлекает внимание многих ученых, однако работ с эмпирической верификацией предложенных различными авторами исследований моделей крайне мало, обоснование и научное осмысление объективной оценки эффективности цифрового диалога отсутствуют. Цель исследования – на основе эмпирических данных проанализировать и сравнить эффективность цифровой коммуникации глав регионов Центрального федерального округа и выявить ее сильные и слабые стороны.
Материалы и методы. Для оценки населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов было проведено исследование, включающее 2 этапа. На первом этапе методом онлайн-опроса была произведена оценка респонзивности власти на запросы населения; второй этап реализован посредством мониторинга социальных сетей глав регионов Центрального федерального округа. В задачи второго этапа входил поиск ответов на вопросы о популярности региональной политики у населения, о соответствии информационной повестки глав регионов потребностям, которые артикулируются в региональных социальных пабликах, а также об оперативности реагирования на те или иные проблемные ситуации, возникающие на местах.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что в адрес руководителей регионов обращалась через социальные сети с жалобами и предложениями пятая часть респондентов. Определено, что примерно половина опрошенных затруднились оценить свою удовлетворенность направленным запросом; почти треть респондентов выразила удовлетворенность реакцией служб губернаторского корпуса. Опрошенные оценили работу губернаторов с преобладанием позитивных оценок по шкалам открытости и эффективности, а также оперативности. В то же время работа губернаторского корпуса в большей степени осуществляется по своей повестке (а не исходя из проблем простых людей), выполняется часто для галочки и с элементами имитации деятельности.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты позволяют отнести к числу наиболее важных компетенций губернатора включенность в современную онлайн-коммуникацию, его умение наладить постоянную и эффективную обратную связь с населением. Проведенный анализ демонстрирует, что названные качества пока выпадают из личностных приоритетов некоторых региональных руководителей. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов сравнительной оценки конструктивности интернет-коммуникации губернаторов регионов Центрального федерального округа с населением, слабые стороны и потенциал такого диалога.