ИНОЯЗЫЧНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ * (2025)

Актуальность исследования обладает высокой значимостью в условиях гибридного противостояния России и «коллективного Запада», включающего не только экономические, военно-политические, информационные способы воздействия, но и символические инструменты давления. Курс на всестороннее укрепление государственного суверенитета Российской Федерации предполагает в том числе отстаивание цивилизационной самостоятельности российского общества, что меняет содержательное наполнение самого понятия «суверенитет» и смещает акценты на независимое социолингвистическое развитие всех тех, кто владеет русским языком как коммуникативным кодом страны. В то же время заимствования в русском языке в отечественном академическом сообществе пока не стали предметом многосторонней и трансдисциплинарной исследовательской разработки.

Цель исследования состоит в осмыслении языковых составляющих культурного суверенитета, связанных с формированием языкового устройства российского общества на собственной культурно-ценностной основе.

Методы и результаты: аналитическая модель, включающая уровни анализа в поле лингвистики: семантический, синтаксический, социолингвистический, прагматический; анализ программных документов, описательные процедуры частотности ряда иностранных заимствований в центральных СМИ (Национальный корпус русского языка); вторичный анализ результатов социологического опроса ВЦИОМ «Русский язык: развитие, обогащение, распространение» (март 2021 года, n=1600).

Процессы иноязычных заимствований - вызовы культурной безопасности страны; противодействие им может быть выражено в создании институциональной среды наибольшего благоприятствования для русского языка.

Издание: POLITBOOK
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Януш Ольга Борисовна
Сохранить в закладках
ИТОГИ ЕВРОПЕЙСКИХ И ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В АВСТРИИ 2024: РОСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И УСИЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПРАВЫХ РАДИКАЛОВ (2025)

В данной статье представлены результаты очередных общеевропейских и парламентских выборов в Австрии, прошедших, соответственно, 9 июня и 29 сентября 2024 года. Было также сделано сравнение результатов ведущих австрийских политических партий на европейских и национальных выборах 2019 и 2024 гг., что позволило оценить динамику изменения общественно-политической ситуации в этой стране-члене Евросоюза. Даны краткие оценки партий, которые были представлены в нижней палате парламента Австрии (Национальный совет) в предыдущие пять лет. Проанализированы итоги деятельности ведущей в правительстве Австрийской народной партии (АНП) во главе с ее лидером и бундесканцлером Карлом Нехаммером. Представлена также главная оппозиционная ультраправая Австрийская партия свободы (АПС) во главе с Гербертом Киклем, которая благодаря своей победе на общеевропейских и парламентских выборах стала основным нарушителем политической стабильности в Австрии. Отмечены основные причины успеха австрийских популистов, связанные с их жесткой позицией в отношении миграции, которая по мнению австрийских избирателей является главной проблемой страны, а также их критической позиции в отношении поддержки Украины и антироссийской санкционной политики, которая нанесла серьезный ущерб экономике этой страны. Рассмотрен варианты формирования нового австрийского правительства.

Издание: POLITBOOK
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ГУСЕЛЕТОВ БОРИС ПАВЛОВИЧ
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2024)

В статье затрагивается проблема развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем использования общеразвивающих упражнений. На основе анализа научных исследований авторами дается определение понятия «координационные способности», подчеркивается их значение для физического развития ребенка, раскрываются педагогические условия эффективного развития координационных способностей посредством использования общеразвивающих упражнений в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Чугайнова Оксана Геннадьевна, Семенова Татьяна Анатольевна, Парамонова Маргарита Юрьевна
Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕДИА И IT-ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ВЕДЕНИЯ «ИНФОГИБРИДНЫХ ВОЙН» (2024)

В работе рассматривается использование концепций «Effects-Based Approach to Joint Operations» - совместных операций, нацеленных на конечный эффект (СОНКЭ), служащей основой для реализации Soft Power, сочетающей в себе элементы Hard Power и Soft Power, приводятся этапы реализации СОНКЭ в отношении «враг-систем»; дается характеристика концепции NCW (Network Centric Warfare)- «сетецентрического способа ведения войны» как ведущего способа реализации Hard Power; проводится параллель между разработанными RAND corporation способами осуществления стратегического информационного противоборства и «инфогибридной» войной. С использованием методов системного и структурно-функционального анализа исследуется применение информационных технологий, медиа и IT-платформ в ходе ведения «инфогибридных» войн, делаются выводы: о возможности рассмотрения медиа и IT-платформ как глобальных акторов, непосредственно влияющих на международные отношения; о превращении информационных технологий в инструмент ведения информационно-психологических и «инфогибридных» войн; о «сетецентрическом характере» использования информационных технологий, медиа и IT-платформ в качестве компонентов Smart Power.

Издание: История. Культурология. Политология
Выпуск: Номер 4 (2024)
Автор(ы): Ермаков Кирилл Александрович
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (2024)

В статье рассматривается использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку. Приводятся примеры конкретных ИКТ-инструментов (образовательные платформы, цифровые образовательные ресурсы, тренажеры) и показаны их дидактические возможности как для учителей, так и для обучающихся в процессе подготовки к итоговой аттестации.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Новикова Юлия Борисовна, Осокина Татьяна Михайловна
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2024)

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования современных образовательных технологий (метод проектов и геймификация) в процессе обучения иностранным языкам. Дается их характеристика, выделяются основные особенности и аспекты их внедрения, а также наиболее эффективные средства, которые может применять на практике современный учитель.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Леушена А. В., Макаренко Анна Александровна, Трушина А. С.
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ VR-РИСОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ (2024)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции современных компьютерных технологий в среду современного искусства. Учитывая текущие изменения в мире и конкретно в области виртуальных технологий, необходимо сказать о том, что проблема изучения возможностей этих технологий в разных сферах становится очень актуальной. Виртуальные технологии внедрены сегодня в экономику, право, технику, а также в сферу искусства, которая для нас представляет наибольший интерес. Виртуальная реальность сегодня стала не только средством развлечения, но и способом, который позволяет художникам творить: за счет разнообразных программ и приложений возник такой феномен, как VR-рисование. Оценивая разнообразные средства, которые данный феномен внедрил в сферу творчества сегодня, мы задаемся вопросом: насколько удобны и полезны инструменты, с помощью которых сегодня создаются виртуальные шедевры и как их можно использовать в учебном процессе.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Ма Гуаншэн
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ (2025)

Цифровая трансформация системы образования на всех его уровнях способствует распространению среди студентов плагиата материалов, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта, что приводит к ИИ-плагиату. В статье представлены результаты анализа анкетирования, проведенного среди студентов-бакалавров. Исследование направлено на выявление распространенности данного явления, понимание мотивов, а также оценку их отношения к последствиям использования ИИ-плагиата в учебной деятельности. Обнаружено, что прежде всего студенты прибегают к ИИ-плагиату, когда им необходимо продемонстрировать умение конспектировать, аннотировать, осуществлять сбор и сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям. Авторами выявлена зависимость использования искусственного интеллекта от уровня успеваемости и личных мотивов студентов. Среди наиболее значимых проблем, выявленных в процессе анализа результатов опроса, авторы выделяют: получение завышенных оценок, осознанный обман преподавателя. И, как следствие, выпуск неквалифицированных специалистов и снижение репутации вуза среди работодателей и абитуриентов.

Издание: PRIMO ASPECTU
Выпуск: № 1 (61) (2025)
Автор(ы): ЯКОВЕНКО Татьяна Владимировна, ЯКОВЕНКО Кирилл Сергеевич
Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (2025)

В статье, продолжающей публикации автора по актуальным проблемам методики обучения обществознанию, рассматривается повышение учебной мотивации школьников в ходе обучения обществознанию средствами информационных технологий. Анализируются противоречия использования информационных технологий, а также эффективные методические приемы их реализации в обучении обществознанию. Автор подчеркивает, что формирование информационной культуры школьников является одним из важнейших элементов функциональной грамотности.

Издание: PRIMO ASPECTU
Выпуск: № 1 (61) (2025)
Автор(ы): ХОРОШЕНКОВА Анна Валерьевна
Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО (2025)

В статье рассматриваются основные проблемы формирования и сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны в контексте государственной политики, направленной на историческое просвещение и противодействие фальсификации истории войны. Авторы отмечают, что события войны 1941-1945 годов имеют особое значение для исторической памяти населения современной России, выступая в качестве основополагающего компонента системы значимых ценностей россиян, своего рода опорного образа национального сознания, важнейшего кода культурной памяти; война и победа в ней являются в настоящее время основополагающим компонентом коллективной идентификации, одной из главных интегрирующих точек национального самосознания. В статье подчеркивается, что подавляющее большинство россиян считают важным сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, однако, результаты социологических опросов, в то же время, свидетельствуют о размывании памяти о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения в годы войны, что обуславливает необходимость сохранения в исторической памяти знаний и представлений о преступлениях нацистов в этот период. Политика современного российского государства, направленная на формирование и сохранение исторической памяти о событиях войны 1941-1945 годов, должна иметь комплексный характер, включая в качестве основных составляющих качественное и эффективное преподавание истории войны в различных учебных заведениях, привлечение наиболее авторитетных преподавателей и ученых, являющихся специалистами по истории войны, к работе со средствами массовой информации, активную популяризацию и широкое продвижение знаний о событиях войны, реализацию ряда исторических программ образовательного и просветительского характера.

Издание: История. Культурология. Политология
Выпуск: Номер 1 (2025)
Автор(ы): Касьянов Валерий Васильевич, Самыгин Петр Сергеевич, Попов Михаил Юрьевич
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРИСТЫХ ПЛЕНОК ДИОКСИДА КРЕМНИЯ, МОДИФИЦИРОВАННЫХ УГЛЕРОДОМ (2022)

В сфере микро- и наноэлектроники многие ученые год за годом проявляют огромный интерес в поисках и исследованиях новых материалов, способствующих кардинальному расширению электронной компонентной базы, что связано, в первую очередь, со значительным ростом затрат производства при масштабировании научно-технических процессов [1]. Ярким примером таких материалов служат пористые оксидные пленки, актуальность исследования которых обусловлена их применением в фотодетекторах, светодиодах, катодах вакуумной микроэлектроники, в роли межслойной изоляции интегральных микросхем (ИМС) [2], наномембранах, антибликовых покрытий в приборах оптической электроники [3]. За счет применения этих пленок в качестве изолирующих материалов заметно повышается скорость распространения электрических сигналов, из-за более низкой диэлектрической проницаемости, чем у непористых структур, снижаются потери на электропроводность [4], что также позволяет использовать диоксид кремния, модифицированный углеродом, для уменьшения потери мощности в ИМС СВЧ-диапазона [5]. Целью данной статьи являлось исследование электрофизических свойств пористых пленок диоксида кремния. Объект исследования -тонкопленочная структура металл-диэлектрик-металл (МДМ) на основе диоксида кремния, модифицированного углеродом.

Издание: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ (МЭС)
Выпуск: № 3 (2022)
Автор(ы): Сахаров Юрий Владимирович, Стрелкова А. Е.
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПОНЕНТОВ УСТРОЙСТВ СИНХРОНИЗАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ (2022)

Использование в оптических сетях технологий OFDM и MIMO позволили существенно увеличить скорости передачи данных в транспортных сетях использующих, методы оптического мультиплексирования. Более того, дальнейший прогресс в повышении пропускной способности одномодового оптоволокна связывают с усовершенствованием методов коммутации цифровых потоков на основе технологий WDM-SDM. Для реализации таких технологий потребуется новая электронно-компонентная база, реализуемая в виде специализированных микросхем, изготовляемых на КМОП транзисторах с субмикронными проектными нормами. В наших исследованиях мы будем использовать модели транзисторов с проектными нормами 65 нм.

Издание: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ (МЭС)
Выпуск: № 3 (2022)
Автор(ы): Макаревич Александр Леонидович, Гарага Дмитрий Вячеславович, Захарова Юлия Владимировна, Карафизи В. В., Сорочан Виталий Викторович
Сохранить в закладках