Обосновывается необходимость реализации мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций. Раскрывается современная специфика педагогической деятельности, риски нарушения профессионального здоровья. Осуществляется обращение к положениям Программы перспективного развития системы образования Челябинской области, в том числе содержащей указания на необходимость включения в программы повышения квалификации вопросов профилактики эмоционального выгорания педагогов. Актуализируется проблема определения оптимальных мер, позволяющих педагогам осваивать и применять эффективные способы профилактики эмоционального выгорания. Предлагается педагогический подход к разработке содержательного модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов и интеграции его в реализуемые дополнительные профессиональные программы. Ставится цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и характеристике принципов проектирования и реализации содержательного модуля по профилактике эмоционального выгорания, включаемого в программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций. Анализ научной литературы позволил выявить многообразие точек зрения и практик к профилактике эмоционального выгорания, которые целесообразно систематизировать и интегрировать в реализуемые в учреждениях дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации педагогов. Констатируется необходимость разработки универсального содержательного модуля, нацеленного на совершенствование способностей педагогических работников образовательных организаций в области преодоления профессиональных стрессов и освоения способов повышения внутренних ресурсов личности. Методологическим основанием исследования выступают положения теории В. В. Бойко о единстве интеллектуального и эмоционального отражения действительности, необходимости развития у специалистов, взаимодействующих с людьми, умений регуляции эмоционального поведения за счет активизации интеллекта, расширения знаний и способов коммуникации. Результаты исследования состоят в выявлении, научном обосновании и характеристике особенностей включения в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации вопросов профилактики эмоционального выгорания. Представлен модуль «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов», разработанный для программ повышения квалификации педагогических работников. Представлено содержание разделов и тем данного модуля, раскрыты возможности их реализации в разных формах (очной и дистанционной) и с учетом различных трудозатрат слушателей курсов повышения квалификации. Охарактеризованы принципы проектирования и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Научная новизна исследования состоит в разработке принципов проектирования и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания. Принципы проектирования предполагают опору на научные знания, отражение реальности и универсальность. Реализация содержательного модуля предлагается осуществлять в соответствии с принципами профессиональной заботы, постепенного погружения, интроспекции, ресурсной активации, обмена знаниями. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии научных представлений об актуальных направлениях повышения квалификации педагогических работников, обновлении содержания дополнительных профессиональных программ психолого-педагогическими знаниями, теоретическом обосновании принципов разработки и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Практическая значимость научной работы заключается в проектировании содержания модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов, интегрирующего оптимальные условия и способы повышения стрессоустойчивости. Предложенная практика может получить применение в реализации программ повышения квалификации различной тематической направленности в системе дополнительного профессионального образования и внутрикорпоративного обучения педагогов, в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и в рамках их самообразования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей профессионального развития педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения. В статье рассматривается практика регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области, который стимулирует инновационную активность, обмен лучшими практиками в формате наставничества и формирование профессиональных сообществ. Исследование раскрывает потенциал конкурса как инструмента мотивации и методической поддержки, анализирует его влияние на качество дошкольного образования. Особое внимание уделено выявленным эффектам: росту педагогической инициативы, внедрению перспективных образовательных технологий и созданию сети наставничества. Результаты могут быть использованы для совершенствования системы непрерывного профессионального развития педагогов в других регионах РФ. Цель исследования. Целью исследования является оценка возможностей профессионального развития педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в рамках регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области. Это включает в себя изучение влияния конкурса на повышение квалификации участников, обмен инновационными практиками и формирование профессиональных сообществ в формате наставничества, а также разработку рекомендаций по оптимизации конкурсной практики для повышения качества дошкольного образования в регионе. Методология (материалы и методы). В рамках исследования использован комплексный подход, включающий как качественные, так и количественные методы анализа. Изучение нормативных актов, регламентирующих проведение конкурса «Флагманский детский сад», а также материалов, связанных с его организацией и проведением. Это позволит выявить ключевые аспекты возможностей профессионального развития в формате конкурса. Обработка собранных количественных данных с использованием статистических методов для выявления закономерностей и тенденций в профессиональном развитии педагогов Челябинской области. Результаты. Проведенное исследование позволило выявить ключевые эффекты влияния конкурса «Флагманский детский сад» на профессиональное развитие педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций Челябинской области. Для участников были организованы обучающие семинары, консультации экспертов, сформирована система наставничества, что позволило создать устойчивую среду для профессионального роста и обмена лучшими практиками. Реализация конкурса подтвердила его эффективность как инструмента повышения качества дошкольного образования. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации по сопровождению участников и постконкурсному внедрению лучших практик могут быть использованы для совершенствования системы дошкольного образования не только в Челябинской области, но и в других регионах РФ. Научная новизна заключается в том, что разработан алгоритм создания стажировочной площадки, необходимый для обеспечения профессионального развития педагогов в контексте деятельности стажировочной площадки «Флагманский детский сад», предложены критерии регионального конкурса «Флагманский детский сад», новизна которых заключается в детализации параметров оценки по каждой номинации конкурса. Теоретическая значимость заключается в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения с использованием ресурсов наставнической деятельности. Практическая значимость заключается в разработке и апробации двух алгоритмов, непосредственно применяемых при организации стажировочных площадок на базе дошкольных образовательных организаций: алгоритм создания стажировочной площадки в ДОО с уточнением перечня локальных нормативных документов и алгоритм создания стажировочной площадки на базе победителя конкурса «Флагманский детский сад»». Данные продукты могут использоваться региональными и муниципальными органами управления образованием, методическими службами и руководителями дошкольных образовательных организаций для стандартизации и повышения эффективности деятельности стажировочных площадок.
Информация содержит обзор архитектурных вузов, которые предоставили выпускные работы студентов на выставку, приуроченную к Общему собранию РААСН.
Характеризуется выставка памяти Ю. П. Гнедовского, подготовленная архитекторами, ее разделы: проекты, научные статьи, графика, общественная деятельность.
Введение. Многоуровневые атеросклеротические поражения периферических артерий являются основной причиной декомпенсации кровообращения с развитием критической ишемии нижних конечностей. В настоящее время продолжается дискуссия о целесообразности дополнения вмешательства на аорто-бедренном сегменте одномоментной бедренно-подколенной реконструкцией. Однако для четкого определения тактики реваскуляризации многоуровневых поражений требуется провести сравнительный анализ отдаленных результатов различных видов операций реваскуляризации в зависимости от уровня периферического сосудистого сопротивления и состояния глубокой артерии бедра. Цель. Оценить результаты различных операций реваскуляризации и разработать дифференцированную тактику хирургической коррекции кровотока у больных с многоуровневым атеросклеротическим поражением артерий нижних конечностей в зависимости от уровня периферического сосудистого сопротивления и наличия либо отсутствия гемодинамически значимого поражения глубокой артерии бедра. Материалы и методы. В ретроспективное исследование, проведенное на базе отделения сосудистой хирургии СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница № 2», вошли 379 пациентов, наблюдавшихся в период с 2013 по 2025 г. Повторно были госпитализированы 217 больных. У всех пациентов было установлено сочетанное поражение аорто-бедренного и бедренно-подколенного сегментов. Оценка уровня периферического сосудистого сопротивления была произведена согласно методике, предложенной Р. Б. Рутерфордом, с изменениями А. В. Покровского в модификации Л. А. Маслова. Результаты. При анализе результатов различных методик реваскуляризации многоуровневого атеросклеротического поражения артерий нижних конечностей на протяжении 144 месяцев при изолированной реконструкции аорто-бедренного сегмента и одномоментной реваскуляризации аорто-бедренного и бедренно-подколенного сегментов лучшие результаты первичной и вторичной проходимости были отмечены в группах открытых и гибридных вмешательств по сравнению с эндоваскулярными операциями (p<0,05). При этом первичная проходимость реконструированного бедренно-подколенного сегмента (БПС) была значительно хуже в группе с высоким периферическим сосудистым сопротивлением (ПСС) (p<0,05) и достоверно не зависела от факта выполнения феморопрофундопластики (p>0,05). Показатели свободы от реинтервенций и количества сохраненных конечностей в группе одномоментных вмешательств были значительно ниже, чем при изолированной реконструкции, и напрямую зависели от уровня периферического сосудистого сопротивления (p<0,05). Заключение. В большинстве случаев у больных с многоуровневым сосудистым поражением изолированная реконструкция аорто-бедренного сегмента является вмешательством выбора для достижения оптимальной реваскуляризации. Дополнительная реконструкция бедренно-подколенного сегмента может быть рекомендована в случае сохранения клинических проявлений значимой ишемии в дистальных отделах нижних конечностей. Оценка значения периферического сосудистого сопротивления позволяет прогнозировать ближайшие и отдаленные результаты реваскуляризации независимо от вида оперативного вмешательства.
В данной статье раскрывается сущность и значимость такого немаловажного экономического феномена как «миграция». Несомненно, выбранная тема нашего исследования является весьма актуальной и для современной экономической системы двадцать первого века. Ведь по всему миру ежедневно происходят множество миграционных процессов, которые носят как внутренний, так и внешний характер. К тому же следует отметить, что благодаря успешно проведенным миграционным процессам можно добиться колоссальных результатов внутри экономической системы государства, с дальнейшим повышением экономического потенциала и привлекательности страны, в которой весьма грамотно протекают миграционные процессы. На наш взгляд, грамотность, в первую очередь, заключается в том, чтобы решить вопрос дефицита профессиональных кадров за счет привлечения иностранных специалистов и их дальнейшего взаимодействия с местными сотрудниками с целью решения поставленных задач и повышения имиджа и конкурентоспособности данного государства на мировой арене. При этом хотелось бы отметить, что несмотря на то, что наша страна является самой большой по территориальному признаку и наличию природных ресурсов, в ней зачастую наблюдается острый демографический кризис, который продолжается с момента распада СССР и сопровождается интеллектуальной эмиграцией граждан РФ в другие страны. Этот процесс в экономической литературе зачастую называют «утечкой умов». Тем самым, можем сделать вывод, что проблематика государственного управления миграционными процессами в нашей стране стоит остро и является весьма актуальной для нашей экономической системы. При этом важно понимать, что миграционные процессы оказывают как положительное, так и негативное влияние на социально-экономическом развитии любого государства.
В статье рассмотрены причины, проведение и результаты военно-научной экспедиции к Эльбрусу в 1829 г., организованной командующим войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани, начальником Кавказской области генералом Г. А. Емануелем. Новизна и актуальность представленного исследования заключается в том, что нет подробного описания данной экспедиции с научными выводами, несмотря на интерес к этому событию. В статье исследована тщательная подготовка и проведение этого мероприятия. Показано, что в экспедиции принимали участие как ученые из Российской Академии наук, так и представители северокавказских этносов. Выявлено, что во время экспедиции были проведены исследования в области географии, геологии, физики, зоологии и ботаники, что является значительным вкладом в науку. Во время экспедиции было совершено первое восхождение на г. Эльбрус, ставшее событием международного уровня. На основе анализа источников и первоисточников, некоторые из которых вводятся в научный оборот впервые, в данной работе показано, что первовосхождение на гору Эльбрус совершил кабардинец Килар Хаширов. Кроме того, проведен анализ ряда публикаций, в которых утверждается другое имя и фамилия первовосходителя на Эльбрус. Их сопоставление с первоисточниками позволяют сделать вывод об ошибочности данного утверждения
В статье рассматриваются данные социологического исследования, выполненного среди русско-украинских биэтноров в России в 2021 г., об их исторических представлениях (оценке ключевых персоналий истории России и Украины) и представлениях об ответственности тех или иных сторон в российско-украинском конфликте, начавшемся в 2014 г. Результаты показывают, что подавляющее большинство биэтноров следуют в русле российского исторического нарратива, проукраинские исторические взгляды имеют лишь около 14 % опрошенных. При этом их взгляды на историю отнюдь не всегда коррелируют с оценкой российско-украинского конфликта. От четверти до трети респондентов дает не совсем логичные ответы, т. е., например, положительно оценивает роль Екатерины II и Сталина — и обвиняет в конфликте в том числе и Россию, а опрошенные, называющие положительными личностями Мазепу и Бандеру, нередко обвиняют в конфликте страны Запада и отчасти Украину. Это свидетельствует о высоком уровне неопределенности в исторических и политических представлениях российско-украинских биэтноров, их, как правило, поверхностном знании истории России и особенно Украины.
В статье рассматриваются основные этапы становления и использования концепта идеологии в гуманитарном знании и общественно-политических практиках. Автор прослеживает развитие понятия идеология в качестве теории и практики, начиная с первого упоминания у Дестюта де Траси, затем в текстах мыслителей эпохи Просвещения, авторов XIX в. и теоретиков марксизма XX в. Автор показывает, что интерес западного Просвещения к идеологии был связан с либеральной философией, основанной на поддержке свободы личности, частной собственности, рынка и ограниченной государственной власти. Особое внимание уделяется роли глубоких социальных конфликтов в возникновении идеологий, а также языку как фактору формирования идеологем. Наконец, автор останавливается на иллюзиях конца холодной войны об исчезновении идеологий, рассматривая эти представления как новую идеологию. Автор приходит к выводу, что забвение идеологии и отказ от ее изучения делает невозможным формирование целостной исследовательской практики в области гуманитарных наук, основанной на изучении общеразделяемого сознания
Цель публикации заключается в изучении влияния взглядов утопистов и антиутопистов на процессы, происходившие взападной архитектуры первой половины ХХ века. Методологической базой исследования стал комплекс общенаучных и специальных исторических методов. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учетом социальных условий того времени. Большую роль сыграл ретроспективный метод, оценивающий события в их историческом развитии и раскрывающий изучаемые проблемы в их динамике, особенностях и противоречиях. К материалам исследования относятся труды Мора, Кампанеллы, Фурье, Кабе, Оуэна, Беллами, Чернышевского, Богданова, Замятина, Хаксли, Оруэлла. Результаты исследования - утописты и антиутописты в своих идеях предвидели период функционализма архитектуры Запада.
Ревматоидный артрит (РА) представляет собой хроническое аутоиммунное заболевание, характеризующееся поражением суставов и внутренних органов. Внедрение в клиническую практику терапии генно-инженерными биологическими препаратами (ГИБП) позволило существенно улучшить качество жизни пациентов с РА, уменьшить частоту развития инвалидизирующих изменений в суставах, а также обеспечить хороший контроль над активностью заболевания. Вместе с тем проблема ускоренного развития атеросклероза и повышенного сердечно-сосудистого риска при РА не теряет своей актуальности. Существенный вклад в прогрессирование атеросклероза у пациентов с РА вносят эндотелиальная дисфункция (ЭД) и системное воспаление. В настоящем обзоре проанализирована роль интерлейкина-6 (ИЛ-6) и фактора некроза опухоли альфа (ФНО-а) в патогенезе атеросклероза и ЭД, представлены современные научные данные о влиянии ГИБП на функцию эндотелия у пациентов с РА, а также рассмотрены лабораторные маркеры и инструментальные методы исследования дисфункции эндотелия. Белок программируемой клеточной смерти 1 (programmed cell death 1, PD-1), ИЛ-18, ИЛ-10, гранулоцитарно-макрофагальный колониестимулирующий фактор (GM-CSF), а также фракталкин являются перспективными терапевтическими мишенями в терапии РА и атеросклероза. При планировании и организации клинических исследований новых лекарственных препаратов, предназначенных для лечения РА, оправданным является включение дополнительных конечных точек, посвященных оценке развития и прогрессирования атеросклероза и ЭД. По данным экспериментальных и клинических исследований терапия ГИБП способствует уменьшению выраженности ЭД, что положительно сказывается на состоянии сосудистой стенки, приводит к замедлению прогрессирования атеросклеротического поражения артерий и снижению сердечно-сосудистой смертности у пациентов с РА. В этой связи является целесообразным рассмотрение вопроса о возможном включении атеросклероза в число показаний для инициации терапии ГИБП у пациентов с РА.
ВВЕДЕНИЕ. Биомаркеры используют при оценке нормальных физиологических процессов в организме; для диагностики и подбора терапии различных заболеваний; при разработке новых лекарственных препаратов. Расширение использования биомаркеров в качестве инструментов разработки лекарственных препаратов обусловливает необходимость совершенствования методов их количественного определения.
ЦЕЛЬ. Обобщение материалов по вопросам валидации биоаналитических методик количественного определения биомаркеров.
ОБСУЖДЕНИЕ. Использованы регуляторные документы Международного совета по гармонизации (International Council for Harmonisation, ICH), Управления по контролю за качеством продуктов питания и лекарственных средств (Food and Drug Administration, FDA), включая Рабочую группу по совместному обсуждению анализа биомаркеров (Biomarker Assay Collaborative Evidentiary Considerations Writing Group) и Институт критического пути (Critical Path Institute, C-Path) Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency, EMA), Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и научные публикации, находящиеся в открытом доступе (в том числе по данным библиографических баз и поисковых систем PubMed, Web of Science, РИНЦ (eLIBRARY. RU), Google Scholar), преимущественно опубликованные в период 2014–2024 гг. Рассмотрены процессы аналитической и клинической валидации биомаркеров, отмечены этапы их аналитической валидации, выделены ключевые показатели валидации биоаналитической методики в зависимости от задачи (анализ для исследований фармакокинетики, биоэквивалентности и токсикокинетики; анализ биомаркеров при разработке лекарственных препаратов и для диагностики в ходе доклинических и клинических исследований). Предложен алгоритм выбора уровня аналитической валидации биомаркеров в зависимости от особенностей метода (хроматография, лигандсвязывающие методы с использованием наборов реагентов различного назначения) и решаемых задач.
ВЫВОДЫ. Подтверждение пригодности методики анализа биомаркеров для применения согласно планируемым целям близко к общепринятой процедуре валидации биоаналитических методик. Необходимо широкое научное обсуждение деталей валидации анализа биомаркеров, поскольку выработка единого алгоритма этой сложной процедуры будет способствовать более надежному использованию биомаркеров, повышению качества сопутствующих этому процессу исследований и конечному результату — введению в обращение новых эффективных и безопасных лекарственных препаратов.