Целью исследования является анализ состояния современной конституционной культуры в эпоху смены политических и идеологических ориентиров, перехода от либерально-универсальной модели конституционного развития к национально-ориентированной.
Задачами исследования выступают следующие: определить основные характеристики состояния конституционной культуры в эпоху излишнего увлечения универсальными либеральными ценностями в конце прошлого века; проанализировать основные тенденции процессов конституционно-правового реформирования в свете идей защиты конституционной идентичности, обеспечения конституционного суверенитета и защиты традиционных ценностей; рассмотреть влияние конституционной реформы 2020 года на качественное изменение конституционной культуры россиян, ее значение для определения дальнейших путей конституционно-правового развития России, обозначить положительные и наиболее спорные моменты реформы.
В работе использовались общенаучные, частно-научные и специальные методы исследования.
По результатам проведенного исследования автор делает вывод о том, что на сегодняшний день сформировалась устойчивая тенденция к реформированию конституционно-правового пространства - идеям либеральной универсализации противопоставляются идеи конституционной идентичности и защиты традиционных ценностей. В свое время новая российская Конституция была призвана учесть все недостатки десятилетий социалистического строительства и выступить не как документ политико-декларативного характера, а как основа для создания государства и общества принципиально нового типа.
По мнению автора, излишнее увлечение заимствованными ценностями универсального характера самым негативным образом сказалось на состоянии конституционной культуры россиян.
Однако, и сегодня очевидно, что проработанной теоретической конструкции, которая относительно точно и юридически определенно очертила бы основные направления дальнейшего конституционного развития, в русле развития идеи защиты традиционных ценностей, на сегодняшний день не существует, что особенно хорошо заметно на примере документов программно-политического характера. Конституционная реформа 2020 года, по мнению автора, стала отражением новых тенденций и подходов к идее обеспечения конституционной идентичности и символизировала значительные изменения в конституционной культуре, в том числе и на уровне обыденного сознания рядовых россиян, которые непосредственно были вовлечены в процесс конституционной реформы.
Однако, автор делает вывод о незаконченности конституционной реформы, что в целом и характеризует состояние отечественной конституционной культуры.
Введение. Цель статьи заключается в определении различий в использовании терминов «субъект» и «актор» в контексте дисциплин общественных наук и терминов «субъект управления» и «дискурсант» в социологии управления. С целью связана постановка задачи социологического исследования с учетом специфики субъекта управления в современных самоорганизующихся сообществах, ведущих дистанционный полилог. Методология и источники. В работе использованы труды к А. А. Богданова, С. Л. Ру бинштейна, В. Е. Лепского, А. А. Мерзлякова, Б. Латура, М. Арчер. Применяемый де скриптивный подход позволил конкретизировать ключевые термины. Качественный аспект контент-анализа выявил интерпретации терминов в разных научных дисциплинах, а количественный - исследовательский интерес к феномену. Метод апперципирования обогатил существующие представления о субъектах управления. Результаты и обсуждение. На основании выявленной проблематики достигнут результат обоснованного применения использования термина «субъект управления» в отличие от термина «актор». Для полисубъектных сред, в том числе для дистанционного полилога в цифровой среде, необходимо на уровне обобщения использовать термин «полисубъект», а на индивидуальном уровне предлагается введение специального термина «дискурсант», что позволяет сделать акцент на определении онтологического компонента субъекта управления. Заключение. Исследование показало, что в парадигме полисубъекта в цифровом полилоге возможно поставить задачу для актуального социологического исследования, связанного с возросшей активностью самоорганизующихся сообществ в цифровой среде.
Важнейшим компонентом воспроизводства национального человеческого капитала является система высшего образования, которая претерпела за истекшее двадцатилетие кардинальную реорганизацию. Выделены наиболее острые проблемы, обозначены актуальные тенденции развития системы высшего образования в современных условиях. Выдвинуто предположение, что от качества человеческого капитала научно-педагогических работников зависит качество трудовых ресурсов страны. Целью настоящего исследования является попытка формулирования концепции комплексного подхода к формированию и развитию человеческого капитала преподавателей высшей школы на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов, научных публикаций, сравнительного анализа разносторонней информации, а также современного состояния кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования. На основании сформулированной цели решены научно-исследовательские задачи, включающие исследование теоретико-методологической базы, выявление ключевых особенностей формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования, разработку механизма его формирования и развития, определение показателей и индикаторов эффективности действующей системы. Предложен авторский механизм формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования. Акцентировано внимание на важности экосистемного взаимодействия для развития интеллектуального ядра. Выделены факторы, повышающие или понижающие продуктивность человеческого капитала.
Контекст и актуальность. В рамках концепции педагогического общения А. А. Леонтьева (Леонтьев, 2005) и социально-психологической концепции вынужденных контактов О. И. Мироновой (Миронова, 2014) рассмотрен феномен вынужденного контакта у подростков, склонных к аддиктивному поведению и находящихся на социальной реабилитации, как одного из ключевых понятий специализированной программы по оказанию помощи несовершеннолетним. Цель. Разработать классификацию вынужденных контактов у подростков, склонных к аддиктивному поведению и находящихся на социальной реабилитации. Результаты. Предложены и охарактеризованы различные виды вынужденных контактов у подростков. Выводы. Основаниями для предложенной классификации вынужденных контактов выступают: мотивирующий фактор, формы взаимодействия, количество состоящих во взаимодействии участников, способ коммуникации, продолжительность контакта, эмоциональное реагирование, субъективная оценка значимого другого, сферы деятельности, время наступления аффекта у подростка.
Целью работы выступает освещение некоторых теоретических вопросов, связанных с применением к лицам, совершившим преступления и правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ мер административного предупреждения, анализируются вопросы проведения профилактической работы с лицами, совершившими правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит анализ классификации административно-предупредительных мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В настоящее время наблюдается возрастание значения административно-предупредительных мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что обуславливает особое внимание к способам их применения, в особенности для такой категории граждан, как несовершеннолетние.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что административно-предупредительные лишены характера административного наказания и могут применяться и к лицам, не совершавшим правонарушений, хотя и будут ограничивать их права и свободы. Помимо этого, через осуществление специальных административно-предупредительных мер активно реализуется индивидуальная профилактика правонарушений, направленная на воспитание и воздействие на тех, кто нарушил закон или находится под риском такого поведения. Эти меры, благодаря своей целенаправленности и точности, обладают высокой эффективностью.
Анализируя научные источники и образовательную практику современного Китая, автор обращается к определению роли концертно-просветительской деятельности в системе музыкального обучения и воспитания. Обращение к тематическому проекту «Высокое искусство в школу» показало эффективность государственной программы в решении проблем вестернизации и культурного развития студентов. Выявлена роль концертно-просветительской деятельности в музыкально-эстетическом воспитании студентов и формировании художественной атмосферы в университете.
Исследуется глобальный тренд начала 2020-х гг., связанный с секьюритизацией промышленных стратегий и курсом на технологическую самодостаточность / суверенитет (ТС) развитых и развивающихся стран в условиях геополитической фрагментации мировой экономики. Выявлены характерные черты этого процесса в контексте эволюции моделей промышленной политики. Рассмотрены параметры (мотивы, задачи, инструменты, риски) курса на ТС в странах Запада (ЕС и США) и у ведущих стран - участниц БРИКС (Китай, Индия, Бразилия). Показано, что страны Запада стремятся к продуктовой и технологической независимости от Китая при завоевании глобального лидерства в сфере полупроводниковых (США) и зеленых (ЕС) технологий; Китай - к центральному месту в мировой экономике при технологической независимости от Запада, а курс на ТС в Индии и Бразилии обусловлен структурными проблемами их экономик и рисками замедления роста. На этом фоне проанализирован курс на ТС в России: его логика, модель проектов, ограничения и риски реализации в условиях санкционного давления. Выявлены отличия российского курса от зарубежных аналогов и риски возрастания технологической зависимости России от Китая. Сделан вывод, что достижение ТС, диктуемое соображениями безопасности, может оказаться более трудной задачей, чем ожидают правительства всех типов стран.
В статье проводится анализ применения принципов российской “развивающей педагогики” в музыкальном образовании Китая. Основное внимание уделено теоретическим основам этих принципов, текущему состоянию музыкального образования Китая и возможности адаптации модели “развивающей педагогики” к его специфике. Методология исследования включает сравнительный анализ образовательных систем, анализ литературных источников и кейс-исследование внедрения интерактивных методов обучения в Шанхайской консерватории. Структура статьи включает: введение в теоретические основы развивающего обучения, анализ современного состояния музыкального образования в Китае, характеристику российского опыта и его влияния на китайскую систему, а также рекомендации по внедрению. В результате предложена локализованная модель, которая учитывает культурные и образовательные особенности Китая, способствует развитию творческих способностей студентов, интеграции междисциплинарного подхода и формированию комплексных навыков. Новизна исследования заключается в сочетании успешного опыта России с уникальными особенностями китайской системы образования, что открывает новые перспективы для реформ музыкального образования Китая.
Целью работы выступает определение сущности и содержания термина «государственная охрана объектов культурного наследия народов РФ».
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит анализ легального закрепленного термина, его сравнение с иными аналогичными термина, краткая историческая ретроспектива развития данного термина, а также выработка нового термина.
Важность обсуждения вопроса заключается в том, что исследуемый термин является базовым для законодательства об объектах культурного наследия. В связи с этим, верное определение термина - есть начало и основа всей концепции построения данного законодательства в РФ.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что повсеместно используемая в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» фраза «отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» является неверной и подлежит изменению, так как заложенное в законе понятие «государственная охрана» является более общим понятием, включающим остальные. Соответственно стоит задача, скорректировать законодательство не только в части уточнения термина «государственная охрана объектов культурного наследия народов РФ», но системно изменить все связанные с ним статьи, изменить сам подход к данному явлению.
Система сельского расселения Калининградской области, насчитывающий 1075 поселений, характеризуется компактностью и высоким уровнем хозяйственной освоенности. Для нее свойственно преобладание небольших по людности сельских населенных пунктов. За период с 2010 по 2024 г. численность сельского населения региона выросла с 210 до 235 тыс. чел. Вместе с тем фиксируется рост количества крупных сельских населенных пунктов в западной части региона при сохранении устойчивой тенденции к демографической убыли малых сельских населенных пунктов восточной части. Используя данные статистики, а также количественные данные, собранные по результатам предыдущих исследований из открытых источников, и материалы полевых исследований, авторы создали комплексную типологию сельских населенных пунктов Калининградской области. Типология базируется на учете демографических факторов, пространственного положения, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, туризма и рекреации, предприятиями сельского хозяйства разного типа. Методы исследования включают в себя как инструменты получения первичной информации, так и инструменты ее обработки и анализа, в том числе статистический, картографический и сравнительно-географический. В результате определены 18 типов сельских поселений Калининградской области. Для каждого из типов характерна своя траектория социально-экономического и демографического развития, требующая учета при разработке и реализации программ и проектов пространственного развития локального или регионального уровня. Результаты исследования отражены в том числе в картографическом и табличном форматах.
Статья посвящена проблеме психологической оценки мотива и цели противоправного поведения при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. В настоящее время вопрос судебно-следственных органов о мотивах подэкспертного в отношении инкриминируемого ему деяния рассматривается как поставленный ошибочно, а ответ на него — как выходящий за пределы компетенции эксперта-психолога. В статье рассматриваются категории мотива и цели в уголовном праве, судебной психологии и других направлениях психологии. Констатируется, что проблема оценки мотивационно-смыслового уровня, мотивосообразности и целесообразности поведения является одной из наименее разработанных в судебной психологии, несмотря на ее непосредственную связь с осознанно-волевой регуляцией. Показано, что экспертная оценка психологом мотивов и целей поведения крайне важна для реализации принципа субъективного вменения, а разработка доказательной и научно обоснованной методологии такого анализа представляется одним из перспективных направлений развития юридической психологии.
В статье исследуется конфликтное взаимодействие Турецкой Республики и Соединенных Штатов Америки в контексте сирийского кризиса. Выявлено, что если Анкара на раннем этапе сирийских событий руководствовалась преимущественно идейно-ценностным фактором, то США преследовали свои национальные интересы, стремясь всеми способами извлечь из ситуации как можно больше преференций. Этим подходом в значительной мере продиктовано и сотрудничество США с курдскими формированиями в Сирии. Сделан вывод о том, что, несмотря на непрямое вхождение Турции в конфликт в качестве партнера США в начале «арабской весны», в первой половине 2020-х годов Анкара уже являлась вполне самостоятельным игроком на сирийской арене. Сирия окончательно выделилась в отдельное направление внешнеполитической деятельности Турции, не связанное с региональной политикой США. При этом самостоятельность Турции, не принимаемая американской стороной, является дополнительным фактором, осложняющим координацию между ними «на земле». Выявлено, что ключевой проблемой, повышающей уровень конфликтного взаимодействия Анкары и Вашингтона в Сирии, остается проблематика американского сотрудничества с курдскими формированиями. Для оценки перспектив трансформации конфликтного взаимодействия Анкары и Вашингтона в статье используются теория сценариев с фокусом на методике «неизбежное будущее», а также метод SWOT-анализа. На этой основе сделан вывод о неизбежности эскалации напряженности между Турцией и США в Сирии. При этом ключевой переменной становится степень остроты конфронтации США и Турции. Анализ возможностей и угроз для двустороннего взаимодействия показал ограниченность положительного исхода и его зависимость от изменения баланса сил в регионе с участием третьих игроков.