Классификация вынужденных контактов у склонных к аддиктивному поведению подростков, находящихся на социальной реабилитации (2025)

Контекст и актуальность. В рамках концепции педагогического общения А. А. Леонтьева (Леонтьев, 2005) и социально-психологической концепции вынужденных контактов О. И. Мироновой (Миронова, 2014) рассмотрен феномен вынужденного контакта у подростков, склонных к аддиктивному поведению и находящихся на социальной реабилитации, как одного из ключевых понятий специализированной программы по оказанию помощи несовершеннолетним. Цель. Разработать классификацию вынужденных контактов у подростков, склонных к аддиктивному поведению и находящихся на социальной реабилитации. Результаты. Предложены и охарактеризованы различные виды вынужденных контактов у подростков. Выводы. Основаниями для предложенной классификации вынужденных контактов выступают: мотивирующий фактор, формы взаимодействия, количество состоящих во взаимодействии участников, способ коммуникации, продолжительность контакта, эмоциональное реагирование, субъективная оценка значимого другого, сферы деятельности, время наступления аффекта у подростка.

Издание: Психология и право
Выпуск: Том 15, №1 (2025)
Автор(ы): Миронова Оксана Ивановна, Голенков Алексей Анатольевич
Сохранить в закладках
Типы социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами (2025)

В работе представлены результаты заключительного, эмпирического, этапа исследования, посвященного изучению социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Выборку составили 145 женщин, переехавших в новую страну в связи с замужеством. Отмечается, что социально-психологическая адаптация мигрантов имеет комплексную, нелинейную структуру и связана с характеристиками адаптивности и дезадаптивности личности. Результаты проведенного исследования позволили выявить четыре типа социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Полученные типы можно соотнести как с типологией жизненных миров Ф. Е. Василюка, так и с типологией мигрантов Дж. Бэрри: инфантильный (маргинализация), рациональный (ассимиляция), ценностный (сепарация) и творческий (интеграция). При этом типология мигрантов может выступать как частный случай типологии жизненных миров. Диагностической методикой для определения типа социально-психологической адаптации женщин, переехавших в новую страну в связи с замужеством, может выступать опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд, под ред. А. К. Осницкого, с поправкой на специфику изучаемой социальной группы.

The paper presents the results of the final, empirical stage of a study of the socio-psychological adaptation of women who married foreigners. The sample consisted of 145 women who moved to a new country due to marriage. It is noted that the socio-psychological adaptation of migrants has a complex, non-linear structure and is associated with the characteristics of adaptability and maladaptiveness of the individual. The results of the conducted research allowed us to identify four types of social and psychological adaptation of women married to foreigners. The obtained types can correspond to both the typology of lifeworlds by F. E. Vasilyuk and the typology of migrants by J. Barry: infantile (marginalization), rational (assimilation), value (separation) and creative (integration). At the same time, the typology of migrants can act as a special case of the typology of lifeworlds. The diagnostic method for determining the type of socio-psychological adaptation of women who moved to a new country due to marriage is the C. Rogers and R. Diamond socio-psychological adaptation questionnaire edited by A. K. Osnitsky, with adjustments for the specifics of the social group being studied.

Издание: Психология и право
Выпуск: Том 15, №2 (2025)
Автор(ы): Миронова Оксана Ивановна, Руонала Лидия Александровна
Сохранить в закладках
Личностные факторы успешной социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами (2025)

Цель. Выявление факторов, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами.
Процедура и методы. Исследование проводилось на базе социальных сетей при помощи «Яндекс. Формы». Выборку составили 154 русскоязычные женщины, переехавшие в новую страну в связи с заключением брака с иностранцами, из них 74 опрошенных переехали в Россию и 80 – из России. Для решения поставленной задачи были использованы методики «Тест-опросник социально-психологической адаптации», «Опросник привязанности к близким людям», «Опросник межличностных отношений», «Опросник временной перспективы Зимбардо», «Шкала толерантности к неопределённости Баднера», «Оценка уровня притязаний», «Шкала ясности Я-концепции», «Шкала психологического благополучия», а также описательная статистика, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена и факторный анализ.
Результаты исследования продемонстрировали различия в профилях адаптивности и адаптивности в выборке, что свидетельствует о сложной структуре социально-психологической адаптации мигрантов. На адаптивность влияют такие факторы, как самоактуализация, проактивность, мотивация, целостность личности, оценка уровня достижений («я могу»). Дезадаптивности способствуют следующие факторы: отсутствие осмысленности жизни, отсутствие эмоциональной стабильности и позитивной самооценки, значимость результата в структуре мотивации, мотивация на избегание неудач, поведение в близких отношениях, избегание вызовов из-за негативного опыта в прошлом.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении представлений о факторах, влияющих на успешность социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Полученные данные могут быть использованы практическими психологами и сотрудниками социальных служб для оказания адекватной помощи и поддержки.

Издание: Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
Выпуск: 2025 / №1 (2025)
Автор(ы): Миронова Оксана Ивановна, Руонала Лидия Александровна
Сохранить в закладках
Преодоление стрессовых ситуаций наркозависимыми подростками: практические рекомендации психологам и педагогам (2024)

Употребление наркотиков, как и многие нездоровые модели поведения, обычно начинается в подростковом возрасте, но зависит от множества факторов (как защитных, так и факторов риска). К факторам риска можно отнести некоторые личностные и поведенческие особенности подростка, поэтому важным направлением научных исследований является их изучение. Не менее важным представляется психолого-педагогический аспект проблемы, в частности, в рамках данной статьи разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов в работе с наркозависимыми подростками, пребывающими в стрессовых ситуациях. В основу практических рекомендаций легли результаты эмпирического исследования пове- денческих стратегий преодоления стресса наркозависимыми подростками. В исследовании приняли участие в общей сложности 48 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (из них 16 подростков с наркотической зависимостью и 32 подростка, у которых при тестировании на зависимость не было обнаружено высоких баллов ни по одной шкале). Исследование поведенческих
стратегий проводилось с помощью методики «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл), позволяющей определить степень выраженности девяти моделей преодолевающего поведения и общий индекс конструктивности поведения в стрессовых ситуациях. По результатам исследования можно сделать вывод, что подростки с наркозависимостью в стрессовых ситуациях достоверно чаще по сравнению со сверстниками без признаков зависимости выбирают такие стратегии поведения, как импульсивные действия, избегание и асоциальные действия, среднегрупповой индекс конструктивности поведения у них низкий.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Миронова Оксана Ивановна, Голенков Алексей Анатольевич
Сохранить в закладках