В 2025 году клинике ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации исполняется 120 лет. Становление клиники от детской городской больницы до многопрофильного стационара неразрывно связано со страницами истории страны, пережившей тяжелые времена революции, Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Стремительное развитие Выборгской детской больницы (она стала так называться в 1918 году) и реорганизация ее в Научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества им. К. Цеткин в 1925 году позволило создать уникальное высшее учебное медицинское заведение — «больница–медвуз», что обеспечило интеграцию образовательной, клинической, научной и инновационной дея тельности, необходимой для развития отечественного здравоохранения. В 1935 году «больницу–медвуз» реорганизуют в Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ) — первое в мире специа лизированное учреждение для подготовки педиатров со студенческой скамьи. Героической страницей в истории клиники и вуза были годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Ленинградский педиат рический медицинский институт и его клиника всю войну и блокаду продолжали работать в Ленинграде, отдавая все силы во имя спасения жизни детей, которых в блокированном городе оставалось более 400 тысяч. Эти страницы истории связаны с именами великих педиатров — академика А. Ф. Тура, профессоров Ю. А. Менделевой, А. Б. Воловика, С. С. Мнухина. В послевоенные годы клиника стремительно развивалась и совершенствовалась, создавались новые отделения, внедрялись прогрессивные методики лечения. Становление педиатрической и хирургической помощи обязано талантливым врачам — детскому хирургу, профессору Г. А. Баирову, педиатру, профессору И. М. Воронцову и многим другим. Новый виток развития и совершенствования клиники Педиатрического университета произошел со второго десятилетия XXI века, когда были открыты Центр эндокринной хирургии, Международный центр детской ревматологии, а в 2013 году — Перинатальный центр, на базе которого успешно развивается неонатальная, фетальная хирургия, кардиохирургия, позволяющие оказывать своевременную помощь детям с различными пороками развития. Отмечая свой 120-летний юбилей, клиника ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России продолжает оставаться крупнейшим многопрофильным медицинским учреждением, оказывающим помощь детям всех регионов России на базе мощнейшего научного потенциала и вековых традиций ленинградской школы детских врачей.
Начать предлагаемый читателю материал необходимо с объяснения выбранного названия. Как известно, видов рецензирования научной литературы существует много, но есть один: когда из объемного междисциплинарного доктринального исследования выбирается всего одна проблема и критически оценивается посредством анализа содержания и формы избранного для рецензирования научного произведения. Мы предпочитаем называть подобное рецензирование тематическим.
Предложено обоснование юридического прогнозирования как обязательного этапа правообразования в сфере уголовно-процессуального воздействия, рассмотрены его нормативная основа и соотношение с научным пониманием данного правового феномена. Изучен ряд нормативных документов, содержащих прогностические положения относительно развития уголовно-процессуального законодательства, выявлены главные проблемы юридического прогнозирования в этой сфере, предложены варианты их устранения. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья ориентирована на выявление свойств территории стран Южного Кавказа / Закавказья (Армении, Азербайджана, Грузии, Абхазии, Южной Осетии), влияющих на внешнюю политику России. Отталкиваясь от оценки геополитического положения региона и контент-анализа официального документа, регламентирующего современную внешнюю политику России «Концепция внешней политики России» (2023 г.), выделены четыре группы интересов: военно-политические, территориалные, социальные, экономические. Военно-политические интересы рассмотрены через призму членства стран в Организации Договора о коллективной безопасности и взаимодействия с Организацией Североатлантического договора. Территориальные интересы изучены в контексте конфликтности, возникшей после распада СССР и связанной с необходимостью правового определения прохождения государственных границ (на Каспии; делимитация российско-азербайджанской границы; образование независимых Абхазии и Южной Осетии; образование непризнанной Республики Арцах). Социальные интересы - с точки зрения процесса радикализация ислама, проблемы «разделённых народов», дерусификации, экономической миграции населения. Экономические интересы исследованы многоаспектно, как в контексте влияния транзитности положения стран на функционирование транспортных систем в регионе, так и с точки зрения распределения российских прямых инвестиций. В заключении подчёркивается, что Россия и страны Южного Кавказа остаются частью постсоветского пространства. Связанность их интересов во многом носит конфликтный характер, что проявляется как в интеграционных процессах, ориентированных на Россию, так и дезинтеграционных, поддерживаемых и активно используемых другими внерегиональными государствами (Турцией, Ираном, ЕС, США). Это, в свою очередь, формирует географическое свойство региона, которым он не обладал в советский период - транзитность. В условиях переориентации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности России на страны Азии оно стало использоваться в качестве наиболее эффективного инструмента, способствующего этому процессу.
В представленной работе проведен анализ применяемой юридической техники разрешения коллизий публичного и частного права. Обоснована важность разрешения данных коллизий публичного и частного права, особенностей способов и средств, которые применяются в рамках юридической техники. На основании имеющихся представлений о юридической технике приведены практические примеры разрешения коллизий публичного и частного права. Особое внимание обращено на оценку эффективности разрешения рассматриваемых коллизий, имеющиеся сложности и пути преодоления.
Статья посвящена системе создания инфопродуктов, основам юридической безопасности для предпринимателей, а также способам создания оферты как официального предложения о заключении юридических услуг и её разновидностям.
Статья посвящена проблеме юридического оформления власти римского императора и ее отражения в восприятии современников. Оказавшись на вершине могущества после окончательной победы над Антонием и Клеопатрой в 30 г. до н. э., Октавиан должен был выработать правовое обоснование своего исключительного положения в римском государстве. Общественное мнение, в первую очередь позиция старой римской аристократии (нобилитета), не позволило ему принять ни триумвирских, ни диктаторских, ни царских полномочий. Поэтому политик избрал путь постепенного сосредоточения в своих руках традиционных республиканских институтов, из которых в конченом счете и сложился самобытный институт императорской власти Древнего Рима. К 23 г. до н. э. главные юридические контуры института императора были очерчены: в его основе оказались власть народного трибуна (tribunicia potestas) и высший проконсульский империй (imperium proconsulare maius). В качестве источника власти Августа, предпочитавшего называть себя принцепсом («первым среди равных»), был обозначен гражданский коллектив, ярким выражением чего стало сохранение законодательной власти за народными собраниями (комициями). Однако исследование позволило предположить, что, несмотря на все юридические ухищрения принцепса, многие римляне всё же воспринимали его как полновластного царя, обладавшего законодательной и «моральной» властью, которая проистекала не от гражданского общества, но из божественной санкции. Вполне вероятно, что подобные коллективные представления послужили дополнительным, если не ключевым, фактором дальнейшего усиления «монархического» компонента в развитии системы принципата при последующих императорах.
Приведены сведения о жизни и научно-преподавательской деятельности доктора биологических наук С. А. Остроумова, дан краткий обзор некоторых его публикаций в связи с 75-летием.
Фото: журнал «Наука из первых рук» Юбилей -весомый повод для того, чтобы подвести некоторые итоги, оценить сделанное, наметить планы на будущее.23 июля с. г. отметил свое 70-летие Владимир Анатольевич Карелин -кандидат исторических наук, доцент, известный специалист по истории России и по истории русско-норвежских отношений, творческой деятельности которого посвященная настоящая статья. Владимир Анатольевич родился в Москве в 1952 году. Его отец Анатолий Васильевич был профсоюзным работником. В годы детства и юности юбиляра он являлся председателем профсоюза железнодорожников Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. Мама Владимира Анатольевича Елизавета Григорьевна была медицинским работником. Владимир Анатольевич успешно окончил школу №2, одну из лучших в Мурманске, и в 1970 году продолжил обучение в Мурманском государственном педагогическом институте (далее МГПИ) на историческом отделении историко-филологического факультета. Поступление было трудным: при наборе в группу историков 25 человек конкурс составлял до 8 человек на место, причем документы подавали многие выпускники школ с весьма высокими баллами в аттестатах. При такой конкуренции Владимир Анатольевич при зачислении оказался в числе первых, сдав четыре вступительных экзамена на «отлично». Выбор в пользу отделения истории был не случайным: Владимир Анатольевич с детства интересовался гуманитарными науками, особенно историей, литературой и английским языком. В студенческие годы В. А. Карелин показал себя блестящим студентом: с увлечением учился, получив диплом с отличием, успешно проходил педагогические практики, занимался общественной деятельностью, выезжал в составе студенческого сельскохозяйственного отряда в Астраханскую область, где студенты занимались сбором помидоров
Статья посвящена анализу юридической идентификации. В ходе исследования устанавливаются сущность и триединство юридической идентификации: идентификация права, идентификация субъектов и идентификация объектов правоотношений. Изучение механизма юридической идентификации позволило выявить достоинства и недостатки правового регулирования идентификации субъектов и объектов правоотношений. По итогам проведенного исследования предложена авторская дефиниция юридической идентификации, внесены предложения в законодательство, направленные на совершенствование данного процесса.
Статья посвящена краткому анализу действующего законодательства и практики реализации правоотношений в связи организацией и деятельностью научных журналов, в том числе международных научных журналов. Автор анализирует юридическую технику законодательства и юридическую практику регистрации и оборота научных журналов в Российской Федерации, на основании чего выявляет наиболее общие закономерности данных процессов, а также вносит предложения по совершенствованию юридической техники правовой организации и деятельности научных журналов в современной России.
Статья посвящена анализу фикции как уникального юридического феномена. В ней приведены этапы становления и развития теории юридических фикций, прослежены научные подходы к интерпретации природы и сущности юридических фикций. Автор обращает внимание на многообразие свойств (граней) рассматриваемого феномена, которые он проявляет на различных этапах механизма правового регулирования, и делает вывод о его многоликости, динамичности и огромном регулятивном потенциале. Выделяются специфические признаки юридических фикций, анализируются подходы к классификации юридических фикций. Выявляется роль юридических фикций в механизме правового регулирования.