Школьный ИТ-проект: искусство преодоления сложностей (2024)

В настоящее время тема разработки проектов в сфере информационных технологий очень популярна среди школьников. Возникает вопрос: а какой проект в ИТ-сфере можно считать хорошим? Удивительно, но поиск в интернете не дал ответа на этот вопрос. Кто-то отмечает обязательное наличие бизнес-составляющей, другие подчеркивают, что такой проект непременно должен быть командным…

Издание: ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
Выпуск: № 3, Том 23 (2024)
Автор(ы): Зубков Василий
Сохранить в закладках
Школьный урок информатики как шаг в профессию полиграфической отрасли (2024)

В статье рассказывается о связи знаний, умений и навыков, получаемых на уроках информатики в школе, с компетенциями специалистов полиграфической отрасли. Говорится о полиграфии, как одной из важнейших областей, в которой информационные технологии находят широкое применение. Рассматриваются такие понятия, как «компьютерная графика», «допечатная подготовка» («prepress»), «послепечатная обработка» («postpress»). Рассматривается один из подходов к изучению понятия «растровая точка». Приводятся примеры профессиональных программных продуктов, которые используются и в школьном курсе информатики, и в профессиональной полиграфии. Предлагается перечень тем для проведения занятий по информатике — курса внеурочной деятельности или блока дополнительного образования. Подчеркивается значимость качественной подготовки обучающихся на уроках информатики, во внеурочной деятельности и кружковой работе блока дополнительного образования.

Издание: ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
Выпуск: № 5, Том 23 (2024)
Автор(ы): Пискулев Сергей Евгеньевич
Сохранить в закладках
ШКОЛА БУДУЩЕГО: ВЗГЛЯД ФАНТАСТОВ (2025)

В статье представлены взгляды ряда отечественных и зарубежных писателей-фантастов на образование в т. н. описываемом будущем. Данный вопрос получил освещение в ряде произведений, относящихся к жанру социальной фантастики, преимущественно написанных в 1950-х - 1970-х гг. Показано, что преобладающими являются две позиции - изоляция детей в школах-интернатах до достижения ими зрелости или машинное обучение. В первом случае, по мнению И. Ефремова и А. и Б. Стругацких, дети будут ограждены от возможного негативного влияния родителей и общества, и их обучение и воспитание будет доверено профессионалам - педагогам, статус которых в обществе будущего очень высок. Впрочем, тот же подход, по мнению Р. Брэдбери и Н. Горькавого, может использоваться для образовательной сегрегации - подготовки элиты, тогда как из большинства в обычных школах будут готовить законопослушных потребителей. Во втором случае, по мнению А. Азимова, необходимости в учителях и школах не будет, так как их заменит компьютер. Другие авторы, такие как К. Булычев и Г. Мелентьев, допускают замену классов группами по интересам, в том числе и разновозрастными. Согласно представлениям советских писателей, в будущем у обучающихся будет больше экскурсионно-туристических поездок, возрастёт уровень академической мобильности школьников, они будет вовлечены в проектную и научно-исследовательскую деятельность. Таким образом, настоящее исследование позволяет получить представление о том, каким виделось образование в XXI-XXIII вв., и соотнести образ школы будущего с современным состоянием и тенденциями в этой сфере.

Издание: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): СТРЕЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (2024)

Статья адресована руководителям учреждений образования, советникам по воспитательной работе, руководителям и педагогам детских театральных коллективов.

В статье рассматривается вопрос об истории становления школьного театра в мире и в России, о его основных целях и ценностях. Фиксируются основные исторические периоды интереса к школьному театру, называются имена его лидеров и исследователей, обсуждаются основные подходы к развитию школьного театра.

Школьный театр рассматривается как образовательный инструмент, пронизывающий все структуры школы: урок, внеурочную деятельность, проектные работы, общешкольные события.

Особое внимание уделено пониманию театра как целостной модели мира, в которой одинаково важную роль играют различные аспекты человеческой деятельности и профессии, но главное – умение договариваться между собой во имя общего творческого дела. Именно в этом качестве театр представляется универсальной образовательной моделью.

Также рассматривается вопрос об эстетике детского театра, которая определяется законами импровизации и детской игры, самостоятельным ученическим исследованием и творчеством. Этот подход противостоит подражанию взрослому театру и эксплуатации школьного театра в качестве презентационной площадки.

Издание: УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ
Выпуск: № 2 (10) (2024)
Автор(ы): Никитина Александра Борисовна
Сохранить в закладках
ШЕЙХ АНТА ДИОП: ВЫДАЮЩИЙСЯ МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОБУЖДАЮЩИЙ АФРИКАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ (2024)

Статья посвящена анализу научной и политической деятельности выдающегося мыслителя Африки ХХ столетия – Шейха Анта Диопа, который считается родоначальником африканской исторической науки и символом африканского возрождения. Она приурочена к 100-летию со дня его рождения. В работе показана его многодисциплинарная научная деятельность как в области гуманитарных, так и точных наук. Обращено внимание на разработку различных методов датирования археологических и геологических образцов, которая помогла Ш. А. Диопу внести вклад в изучение происхождения человека и продвижение идей о том, что Древний Египет был неразрывно связан с народами Африки. Исследуется политический аспект его деятельности от активиста студенческого движения за независимость Черной Африки во Франции, до создателя и руководителя политических партий в Сенегале.

В статье рассматривается его оппозиционная деятельность по отношению к политической власти страны, включая президента Л. С. Сенгора. Противоречия касались несогласия Ш. А. Диопа с существующей политической системой Сенегала, которая, как он полагал, не была демократической и независимой. В работе делается вывод о значении наследия африканского мыслителя для современной исторической науки и развития общественной мысли в Африке. Его труды продолжают вдохновлять африканцев и людей африканского происхождения по всему миру, несмотря на негативное отношение некоторых представителей европейской школы к его теории о зарождении человеческой цивилизации в Африке. В работе анализируется не только вклад ученого в мировую историческую науку, но также и перспективы для будущего поколения африканских исследователей, которые продолжат работу по основным направлениям его деятельности.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН
Выпуск: № 3 (68) (2024)
Автор(ы): САДОВСКАЯ Любовь Михайловна
Сохранить в закладках
ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ АФРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ (2024)

Панафриканская интеграция, воплощением которой является Африканский союз (АС), преемник Организации африканского единства (ОАЕ), насчитывает уже шесть десятилетий. Немного меньше региональным организациям, таким как Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки (САДК) и Восточноафриканское сообщество (ВАС). Несмотря на столь впечатляющую многолетнюю историю, многие проблемы АС и региональных экономических сообществ Африки сохраняются и стали чуть ли не хроническими.

В основе данного исследования – анализ научной литературы, средств массовой ин- формации, а также выводов и рекомендаций комиссий АС. Теоретической матрицей исследования послужили конструктивизм и панафриканизм.

По сравнению с аналогичными структурами в других странах «глобального Юга», Африканский союз и региональные организации оказались более успешными. Хотя АС критикуют в литературе, а Панафриканский парламент нередко подвергается насмешкам в средствах массовой информации, только Европейский союз добился большего успеха, отчасти благодаря наднациональному характеру, а также внушительному преимуществу в части ресурсов. К числу заметных успехов АС можно отнести факт утверждения им своей роли в глобальном управлении. Он координирует голосование африканских государств в Совете Безопасности ООН, а также создал прообраз дипломатического корпуса, который представляет его в крупных региональных и глобальных организациях и в двух мировых державах, США и КНР. Исследователи также должны учитывать те процессы континентального и многостороннего характера, положительно воздействующие на африканскую интеграцию, которые происходят за рамками АС, благодаря деятельности различных негосударственных структур и отраслевых объединений. Что же касается проблем АС и региональных экономических сообществ, то многие из них по сути являются проблемами правительств стран-членов этих организаций, транслированными на уровень субрегиональных и континентальных структур.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Автор(ы): ГОТТШАЛК Кит
Сохранить в закладках
ШКОЛА ЭТИКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. АКСИОЛОГИЯ БИОЭТИКИ И ВЫЗОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2024)

Интенсивное развитие современной науки расширяет диапазон биоэтических проблем. Активно развивается дискуссия по вопросам этических аспектов биоинформатики, нейротехнологии, генетики, биоэкономики, этики доклинических и клинических исследований. В связи с этим приобретает особую актуальность тема аксиологии биоэтики — структуры ценностных категорий, определяющих приоритеты развития «наук о человеке» с учетом исторического опыта взаимодействия личности и социума, критериев цивилизационных изменений в актуальном и перспективном (прогностическом) значении. На развитие биоэтической аксиологии оказывают влияние вызовы технологического развития текущего десятилетия, проблемы, объективно требующие реакции со стороны государства и общества. Одной из важнейших задач современной биоэтики является формирование биоэтического мышления, оснований применения биоэтической аксиологии в научно-исследовательском процессе. Практическим выражением биоэтического мышления является аксиология здоровья — закрепление осознанного отношения к проблемам здоровья, формируемого в учебном процессе с целью дальнейшего применения в трудовом процессе. Биоэтический диалог важен для решения задач привлечения молодых перспективных специалистов к изучению новых биоэтических вопросов науки, к достижению поставленных на уровне страны технологических целей. Нацеленность на потенциал молодых ученых полностью соответствует сквозной цели аксиологических, прогностических и образовательных задач биоэтики. Формированию биоэтического мышления способствует опыт Школы этики научных исследований — образовательного проекта для молодых российских исследователей.

Издание: МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
Выпуск: № 1, Том 12 (2024)
Автор(ы): ФИРСОВ ДЕНИС ЕВГЕНЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ШЕРИНГОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК НОВЫЙ ТРЕНД В ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (2023)

Статья посвящена исследованию шеринговой экономики как нового тренда в поведении потребителей и современной бизнес-модели. Приведена статистика по развитию шеринг-сервисов. Представлены плюсы и минусы экономики совместного потребления, а также факторы, затрудняющие ее регулирование.

Издание: ВЕСТНИК САМАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ
Выпуск: № 3 (2023)
Автор(ы): Нестерова Светлана Игоревна
Сохранить в закладках
ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД? О ПРОБЛЕМАХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» (2024)

В статье осуществляется критический анализ научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности». Автором демонстрируются принципиальные противоречия между теоретико-методологическими подходами к формированию содержания курса на основе концепции «мировоззренческого Пентабазиса», утвержденными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и официальными взглядами Российской Федерации по вопросам сохранения цивилизационной идентичности страны, гражданской идентичности, общероссийской культурной идентичности и защиты национальных интересов. Согласно выводам автора, данные противоречия серьезным образом повлияли на содержание учебных пособий и учебно-методического комплекса, изданных в 2023 году. Во всех пособиях и учебно-методическом комплексе осуществляется откат от официальной концепции российского государства-цивилизации, имеющей интегральный, синтетический характер и призванной преодолеть принадлежащие истории разногласия «славянофилов» и «западников», «почвенников» и «евразийцев» к состоянию конкуренции различных доктрин и подходов. В учебном курсе «Основы российской государственности» игнорируются, искажаются общепринятые теоретико-правовые подходы к осмыслению феноменов «государственность», «общенациональный код», «общероссийская гражданская идентичность». Постулируется, что современное российское общество не имеет исторически сформировавшейся идентичности, которую только предстоит сформировать на основе «Пентабазиса». Отказ рассматривать в качестве основы учебного курса официальные взгляды Российской Федерации, выраженные в документах стратегического планирования, является ключевой проблемой научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности»

Издание: ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
Выпуск: № 2 (37) (2024)
Автор(ы): Волобуев Сергей Григорьевич
Сохранить в закладках
ШЕСТИВОЛНОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЕЗОНАНСНОЙ НЕЛИНЕЙНОСТИ В ВОЛНОВОДЕ С БЕСКОНЕЧНО ПРОВОДЯЩИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ (2024)

Обоснование. При использовании шестиволновых преобразователей излучения, реализуемых в волноводах, в системах нелинейной адаптивной оптики, для обработки в реальном времени изображений необходимо знание соответствия между комплексными амплитудами сигнальной и объектной волн.

Цель. Изучение влияния на качество обращения волнового фронта при шестиволновом взаимодействии на резонансной нелинейности в волноводе с бесконечно проводящими поверхностями интенсивности, пространственной структуры волн накачки, характеристик нелинейной среды.

Методы. Используя разложение взаимодействующих волн по модам волновода, получены выражения для функции размытия точки шестиволнового преобразователя излучения, которые проанализированы численным методом.

Результаты. При учете, что одна из волн накачки возбуждает нулевую моду волновода, а изменение амплитуды другой волны накачки на грани волновода меняется по гауссову закону, получены зависимости полуширины центрального максимума модуля функции размытия точки от интенсивности одномодовой волны накачки, ширины гауссовой волны накачки, характеристик нелинейной среды.

Заключение. Показано, что параметры нелинейной среды, интенсивность одномодовой волны накачки слабо влияют на качество обращения волнового фронта. Уменьшение ширины гауссовой волны накачки улучшает качество обращения волнового фронта.

Издание: ФИЗИКА ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ И РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Выпуск: Т. 27 № 4 (2024)
Автор(ы): Ивахник Валерий Владимирович, Капизов Дархан Рахметулович, Никонов Владимир Иванович
Сохранить в закладках
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ УЧИТЕЛЯ (2024)

Автор вспоминает о встречах и общении с профессором В. С. Меметовым; о научных конференциях, посвященных проблемам интеллигенции, проходивших в Иваново; о работе Ивановского центра интеллигентоведения.

Затрагивается широкий круг вопросов, связанных с развитием В. С. Меметова как ученого-исследователя и организатора науки. Анализируется сложный комплексный феномен интеллигентоведения как научного направления и школы, вклад ученого в его становление. Указывается, что именно В. С. Меметов пришел к выводу о том, что наличие нескольких трактовок понятия «интеллигенция» объясняется многоликостью объекта изучения. Он подчеркивал, что интеллигенция — очень сложное общественное явление, поэтому изучение этого феномена долж-пока еще слабоизученные вопросы, связанные с деятельностью российской интеллигенции и западных интеллектуалов.

Значительное внимание уделено деятельности В. С. Меметова как организатора науки: проведению научных конференций, редактированию журнала «Интеллигенция и мир», подготовке и изданию коллективных монографий. Особо отмечается роль В. С. Меметова в развитии интеллигентоведения не только как направления научных поисков, но и как учебной дисциплины.

Обосновывается вывод о том, что интеллигентоведение как системное изучение интеллектуального и творческого потенциала личности, как учебная дисциплина, способствующая реализации этого потенциала, заняло свое место в перспективных направлениях науки и педагогической практики. но носить комплексный характер. Ему удалось проанализировать многие

Издание: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И МИР
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Золотарев Олег Васильевич
Сохранить в закладках
ШВЕДСКИЙ СОЦИАЛИЗМ УЛОФА ПАЛЬМЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ (2024)

Публичные выступления Улофа Пальме - документ, раскрывающий эволюцию шведской социал-демократии, свидетельство о попытке реализовать «марксизм без коммунизма». Прослеживается эволюция взглядов Улофа Пальме в 1970-е гг. и выявляются основные тенденции развития его мышления. Проводится сравнение воззрений Улофа Пальме со взглядами современных шведских социал-демократов.

Издание: ЗАПАД, ВОСТОК И РОССИЯ: ВОПРОСЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Выпуск: № 27 (2024)
Автор(ы): ЗАМОВ ЭДУАРД АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках