В статье представлены итоги статистического анализа результатов голосования избирателей Воронежской области на шести выборах Президента России в период 2000-2024 гг. Данные электоральной статистики с официального сайта ЦИК РФ были агрегированы по типу территории: городская и сельская. Доказано, что тип территории значительно влияет на результаты выборов, уровень явки и степень протестного голосования. Результаты изложены в следующем порядке: по показателям явки, доли голосов за различных кандидатов, связи явки и голосования, а также динамики протестного голосования и поддержки инкумбентов и/или системной оппозиции. Зафиксирована тенденция: победители выборов набирают электоральные очки и увеличивают отрыв от соперников за счет избирателей сельских территорий. При этом, электоральные настроения в сельских округах, хотя и консервативнее городских, но также отражают протестные тенденции и подвержены влиянию внешних факторов. Выборы 2024 показали самый большой разрыв в поддержке действующего Президента. Сельские территории продемонстрировали максимум лояльного голосования в то время, как поддержка горожан снизилась, а доля испорченных бюллетеней сильно возросла. В то же время, тенденции 2024 года нельзя назвать значительными на фоне масштабной электоральной поддержки инкумбента.
Статья посвящена исследованию такой важной темы для современной аналитической философии восприятия, как соотношение прямого реализма и аргумента от галлюцинации. Для прямых реалистов проблема галлюцинации создает серьезные трудности. Если в достоверном опыте феноменальный характер объясняется отношением знакомства со свойствами окружающих материальных объектов, то как возможно то, что галлюцинаторный опыт, не имеющий объекта по определению, обладает феноменальным характером? Как правило, в связи с данной проблемой прямые реалисты обращаются к дизъюнктивному анализу перцептивного опыта, согласно которому достоверное восприятие и галлюцинаторный опыт фундаментально отличаются по своей метафизической природе. Автор оценивает обоснованность главных подходов прямых реалистов к решению проблемы галлюцинаций - негативный и позитивный. В качестве примера негативного подхода рассматривается позиция дизъюнктивизма М. Мартина, в которой галлюцинации характеризуются лишь как субъективно неотличимые от восприятия ментальные состояния. Подобный теоретический минимализм обоснован в связи с аргументом от объяснительного отсеивания: если галлюцинаторный опыт может быть объяснен через позитивную концепцию, например теорию чувственных данных или репрезентационализм, то объяснение достоверного опыта через прямой реализм становится избыточным. В качестве примера позитивного подхода представлена позиция М. Джонстона, в которой утверждается, что и в достоверном визуальном опыте, и в галлюцинаторном субъект осознает чувственный профиль из различных свойств и отношений. В случае достоверного опыта данная универсалия инстанциируется материальными партикуляриями, но в ситуации с галлюцинаторным опытом субъекту представлен лишь кластер неинстациированных свойств и отношений без привязки к какому-либо объекту - физическому, ментальному, абстрактному. Концепция Джонстона объясняет галлюцинаторный опыт, сохраняя при этом истинность прямого реализма. Хотя восприятие и галлюцинации могут быть феноменологически неразличимы, их метафизическая природа не тождественна. Достоверное восприятие включает в себя чувственный профиль галлюцинации, но им не исчерпывается. Автор приходит к выводу, что, несмотря на недостатки, подход Джонстона успешно решает проблемы, связанные как с аргументом от галлюцинации, так и с аргументом от объяснительного отсеивания.
В статье продолжено изучение проблемы отражения русского национального самосознания в творчестве Распутина на основе эстетико-философского подхода. Художественное сознание писателя обусловливается диалектической связью духовно-зримых образов и непосредственно воспринимаемых природных стихий, обращением к антиномиям национального характера. Мировоззрение Распутина, ориентированное на православную культуру, развивалось на путях, заложенных древнерусской литературой, отечественной религиозной философией, Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Последователь философского реализма, он изображает действительность в непосредственном, национально-актуальном проявлении. В прозе Распутина диалектически соединены эстетические и этические ценности.
В статье рассматриваются литературные дискуссии о «деревенской прозе», ставшие основой критической мысли 1960-1980-х гг. На основе изученного материала выделяются основные аспекты литературоведческого анализа и ведущие проблематики конкретного литературно-исторического периода.
в статье ставятся принципиальные вопросы, связанные с нарастанием кризисных явлений в экономической, социальной и экологической сферах, что характерно для всей современной человеческой цивилизации. Общественная система, ориентированная на критерии экономической рациональности, с одной стороны, обеспечивает значительный технологический прогресс, но, с другой, не может справиться с негативными последствиями этого прогресса, с использованием новейших технологий вопреки интересам человеческого развития. Господствующая в настоящее время неолиберальная экономика подчиняет производство критериям экономической выгоды, и в погоне за ростом прибыли и расширением рынков сбыта приводит к бездумному наращиванию объемов производства и поглощению невосполнимых природных ресурсов. Более того, она развивает самые изощренные методы манипулирования потребителем, опираясь на новейшие технологии, и навязывает потребителю симулятивные потребности, расходуя ресурсы Земли на предоставление потребителю иллюзорных благ, якобы удовлетворяющих эти потребности. На этом фоне нарастают социальные противоречия и мирохозяйственные конфликты, создавая угрозу применения оружия массового поражения. В то же время современные знаниеинтенсивные технологии создают возможность преодоления этих проблем. Они обеспечивают удовлетворение потребностей человека с уменьшающимися затратами материальных ресурсов. Высокий уровень знаниеинтенсивности производства создает расширенную потребность в творческом труде, в формировании «человека культурного», превращая потребительские блага из цели производства лишь в средство обеспечения условий для развития творческих способностей человека. Однако последовательная реализация этих возможностей требует отказа от неолиберальной парадигмы экономического роста. Переход на иные, неэкономические критерии развития, и, в конечном счете, переход к ноономике – неэкономическому способу обеспечения человеческих потребностей, требует последовательно, поэтапно осуществляемой стратегии развития. Для нашей страны первыми этапами реализации этой стратегии могут стать достижение технологического суверенитета, опирающегося на реиндустриализацию экономики на основе новейших технологий. Средствами реализации этого этапа выступает активная промышленная политика и использование методов планового регулирования рыночного хозяйства.
По форме данная работа составлена первым автором как реакция на статью С. Л. Катречко «Как возможна трансцендентальная теология?» (см. ее отредактированную версию в настоящем выпуске «Трансцендентального журнала»). Кое-где имеются цитаты из других работ соавтора и прямые его реплики на текст комментариев. Получился формат заочного диалога, где тексты каждого участника обозначаются начальной буквой его фамилии, соответственно, комментарии/ответы следующего уровня помечены начальной буквой и цифрой (уровень комментария). По содержанию надо отметить, что касательно трансцендентального подхода в целом у участников диалога особых разногласий нет, разногласия начинаются в понимании роли предшествовавшего кантианству схоластического подхода, что отражается и на особенностях понимания теологии как науки.
Доктор филологических наук, профессор Владимир Ильич Карасик является специалистом в области аксиологической лингвистики, лингвокультурологии и теории дискурса, а очередная монография ученого посвящена изучению коммуникативного поведения, исследованию коммуникативных поступков через призму ценностей. В рецензии на монографию освещаются актуальные вопросы, интересующие российского лингвиста, – 2 3 4 5 вопросы, связанные с лингвокультурными форматами общения, коммуникативными канонами поведения, лингвосемиотическими моделями толкования. Отзыв о монографии позволит начинающим исследователям сориентироваться в лингвосемиотическом пространстве идей автора, а коллегамфилологам – почерпнуть идеи для выявления ценностей, смыслов, знаков, мотивов коммуникативных ситуаций.
В статье представлена актуальность установления демографических тенденций на территориях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, сложившиеся в период начала освоения минерально-сырьевых ресурсов 60-70-х гг. ХХ века. Период освоения минерально-сырьевых ресурсов характеризуется появлением более 20 молодых городов с привлечением трудовых ресурсов, как на условиях постоянного проживания, так и вахты в места добычи нефти и газа, что привело к росту численности населения. После 90-х гг. ХХ века наблюдается сокращение объемов добычи нефти и газа, что привело к оттоку населения с северных территорий Западной Сибири. Данное исследование выявило проблему зависимости численности населения от объемов добычи нефти и газа в период освоения северных территорий, далее после 90-х гг. ХХ века северные территории претерпевают отток населения, что создает угрозу утраты существующего экономического потенциала регионов. Целью исследования являлось установление демографических тенденций на северных территориях Западной Сибири. В качестве объекта исследования взяты Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. В качестве методов проведения исследования использовались метод корреляционного анализа, методы социально-экономического анализа и систематизации статистических данных. Базой исследования являлись данные Федеральной службы государственной статистики и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В результате исследования получение общие и особенные демографические тенденции на территориях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В статье раскрыты экзистенциальные причины, побуждающие современного человека к духовному самоопределению. Выделены основные этапы процесса духовного самоопределения и его характеристики во взаимосвязи с особенностями постижения трансцендентности. Также были определены внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор направления духовного самоопределения в рамках религиозной или нерелигиозной духовности. Выделен основной результат духовного самоопределения - формирование духовной идентичности.
Цель этой статьи — исследовать, как в «Хармиде» Платона формируется дискуссия по поводу а) онтологического и эпистемологического подходов к добродетели умеренности и б) перехода от общего определения добродетели к её проявлению в человеке. Мы опираемся на «Хармид» Платона. После краткого изложения того, что обсуждалось в отрывке 156d-157c, где мы следуем взглядам Платона на душу того времени, мы сосредоточимся на том, как развивается диалектика между Сократом и Хармидом в отрывке 157c-158e. Наша статья включает в себя, помимо введения и эпилога, две главы. Первая глава в основном аналитическая, а вторая состоит в основном из синтетических суждений. Оба они важны в основном по методологическим причинам, поскольку с их помощью мы можем проследить, как умеренность постепенно превращается в вопрос, требующий изучения, и как афинский философ пытается заложить основы дискуссии, основанной на рациональном мышлении, уделяя основное внимание критериям, которые человек может использовать, чтобы доказать, что он обладает умеренностью.
В статье рассматриваются представления, выражаемые священными писаниями индуизма, о духовной природе животных и эволюции их сознания в процессе перерождения (реинкарнации), приводится иерархия животных, а также раскрываются положения принципа ненасилия (ахимса) - важной составляющей духовности индуизма. Излагаются представления последователей индуизма о домашних животных, часть из которых наделена статусом священного животное. Анализируется связь между животным и божеством, приводятся истории о животных из священных писаний индуизма, а также излагаются сведения о жертвоприношениях животных.
В статье рассматриваются две группы должностей в государственном аппарате: государственные должности и должности государственной гражданской службы. Проанализирована не имеющая однозначной оценки существующая сегодня практика отнесения должностей к тому или иному виду. Сформулировано предложение по изменению одного из признаков государственной должности. Сделан вывод о том, что требуется совершенствование критериев отнесения должностей государственной гражданской службы к категориям и группам.