Рассмотрен поиск баланса обобщающей математизации и прикладной специализации на примере преподавания теории вероятностей и теории надежности. Поскольку теория вероятностей и ее приложения служат средствами решения конкретных инженерных задач, наиболее продуктивный подход к обучению - идти от типовых задач, встречающихся на практике. Эффективен также исторический подход к изложению методов решения практических задач с акцентом на то, когда и как перед людьми возникали те или иные задачи и какие математические методы решения они вызывали к жизни. Общая концепция построения учебного курса предполагает индивидуальный подбор задач преподавателем.
Идентификаторы и классификаторы
Очевидно, с инженером должно обстоять так же [7]. Дискуссии о необходимости включения или изъятия из учебных программ той или иной дисциплины идут постоянно, обобщается опыт преподавания, высказываются мнения о том, каковым оно должно быть [8]. Согласимся с автором статьи [9], что курс должен строиться на основе определения его задач в целом, роли отдельных его разделов, в каждом из разделов необходимо выделить ядро, вокруг которого формируются отдельные частные вопросы. Теорию вероятностей вряд ли справедливо подозревать в обременении студентов технических вузов, поскольку давно осознано, что «знакомство с методами теории вероятностей необходимо сегодня каждому грамотному инженеру» [10]. Как отмечала тонко анализировавшая жизнь Е.С. Вентцель, «для инженера, применяющего теорию вероятностей в своей практической деятельности, всего важнее не математические тонкости, а умение распознать в реальной задаче ее вероятностные черты, поставить, если нужно, эксперимент, разумно обработать его результаты и выработать рекомендации, как поступать, чтобы добиться желаемого результата с минимальной затратой сил и средств» [10].
Список литературы
-
Понтрягин Л. С. О математике и качестве её преподавания // Коммунист. 1980. № 14. С. 99-112. т
-
Элленберг, Дж. Форма реальности. Скрытая геометрия стратегии, информации, общества, биологии и всего остального. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 544 с. ISBN: 978-5-00195-315-9 т
-
95 лет ЦАГИ. [Б.м.]: [б.и.], 2013. [50 с.]. т
-
Монахова Л. Ю., Рябоконь Е. А. Модель формирования математических понятий. // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2023. № 10. С. 76-79. DOI: 10.25206/2307-5430-2023-10-76-79 EDN: FZVFVF т
-
Теория вероятностей: учеб. / А. В. Печинкин [и др.]; под ред. В.С. Зарубина, А. П. Крищенко. 3-е изд., испр. М.: Изд-во МГТУ, 2004. 455 с. ISBN: 5-7038-2485-0 т
-
Арнольд В. И. Математический тривиум // Успехи математических наук. 1991. Т. 46, вып. 1. С. 225-232. т
-
Богданов А. Н., Кондратьев И. М. 100 задач как необходимый базис подготовки специалиста. // Актуальные проблемы преподавания математики в техн. вузе. 2023. № 10. С. 6-10. DOI: 10.25206/2307-5430-2023-10-06-10 EDN: QZQZJP т
-
Методические аспекты обеспечения дисциплины “Теория вероятностей” в техническом университете / Е. А. Власова, Н. М. Меженная, В. С. Попов, О. В. Пугачев // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 11. С. 96-103. EDN: ZWJTAT т
-
Груздков А. А. Проблемы пересмотра содержания математических дисциплин. // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2023. № 10. С. 37-40. DOI: 10.25206/2307-5430-2023-10-37-40 EDN: GWSIGK т
-
Вентцель Е. С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М.: Высш. шк., 2000. 480 с. ISBN: 5-06-003830-0 EDN: YOQVHU т
-
Кудрявцев Л. Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М.: Наука, 1977. 112 с. т
-
Кривин Ю. Маленький трактат о случае и случайностях. Минск: Дискурс, 2019. 160 с. ISBN: 978-985-90468-9-6 т
-
Бабичева И. В., Бабичев А. А., Лавров А. С. Решение задач надежности технических систем в процессе поэтапного математического моделирования // Инновационная наука. 2017. №03-2. С. 168-173. EDN: YGFFDB т
-
Суровцев Д. А. "Прививка" функциональной математической грамотности учащимся основной школы средствами задач с сюжетной линией // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сб. тр. Междунар. науч. конф. Воронеж: Изд-во "Научно-исследовательские публикации" 2024. С. 1336-1339. EDN: GCOXXZ т
-
Тимошенко С. П. История науки о сопротивлении материалов. пер. с англ. В. И. Контовта; под ред. А. Н. Митинского. М.: Гостехиздат, 1957. 536 с. т
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная геополитическая обстановка настоятельно требует повышения уровня физико-математической подготовки российских инженеров. В частности, фундаментальная физико-математическая подготовка отечественных инженеров является основой для достижения технологической независимости нашей страны. В данной статье в качестве инструмента такого повышения качества физико-математической подготовки предложен концепт интегрального курса математики, который следует читать в течение одного семестра на завершающем году обучения в техническом вузе. Концепт пояснён на примере конкретной математической задачи. Также указаны направления дальнейшей детализации для предложенного концепта.
Автоматическая генерация контрольных работ для студентов является актуальной задачей при организации образовательного процесса. В настоящей работе описывается опыт генерации контрольных работ по математической статистике с помощью языка программирования Python. Рассмотрены как методические аспекты составления задач, так и вопросы практической реализации. Приведенные в качестве примеров задачи на построение доверительных интервалов и проверку гипотез для выборок из нормального распределения в обязательном порядке входят в курс статистики.
Работа посвящена проблеме использования математического аппарата студентами технических вузов, изучающих такие специальные курсы, как «Уравнения математической физики», «Специальные главы физики», «Электродинамика», в рамках которых рассматриваются технико-технологические физические явления. Отмечается невысокий уровень остаточных знаний по математике обучающихся к моменту начала изучения спецкурсов: студенты недостаточно владеют методами и приемами математических операций, а также соответствующим понятийным аппаратом. Для эффективности усвоения математических понятий, предлагается раскрывать их суть на 1-2 курсах при изучении физики на доступных и простых примерах, контролируя освоение материала через тестирование в ELearning в рамках самостоятельной работы.
Анализ результатов входного, тематического и итогового тестирования регулярно проводится для контроля уровня подготовленности абитуриентов и студентов. Оценка уровня остаточных знаний по элементарной математике студентов первого курса позволяет выдвигать обоснованные предложения по совершенствованию и оптимизации школьного курса математики. Краткий статистический анализ итогов входного тестирования по математике в период 2009-2020 гг. выявляет неожиданные закономерности и предлагает новые задачи развития системы тестирования.
Математические олимпиады способствуют развитию творческого мышления студентов, умению выбирать эффективные способы решения нестандартных задач, прививают навыки индивидуальной работы с использованием базовых знаний, умений, тем самым готовя студентов к научно-исследовательской работе. В работе изложен опыт проведения ежегодной региональной математической олимпиады среди студентов вузов Омской области (2018-2023 гг.). Рассмотрены вопросы организации и проведения олимпиады, подведения итогов олимпиады.
Олимпиадная деятельность студентов является одним из видов внеаудиторной работы, которая позволяет результативно развивать логическое мышление, исследовательские навыки и компетенции, связанные с нестандартным подходом к решению поставленной задачи. Отсюда очевидно, что необходимо вовлечение студентов в олимпиадное движение во всех его формах. В статье изложен опыт проведения Открытых межвузовских студенческих олимпиад по теории вероятностей, организатором которой является кафедра высшей математики Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ). Семилетний опыт показывает, что данные олимпиады способствуют популяризации предмета «Теория вероятностей», углублению знаний студентов по данной дисциплине, развитию креативного и нестандартного мышления.
Анализ последних результатов входного тестирования первокурсников показывает, что уверенный рост показателей, наблюдавшийся в 2014-2020 гг., сменился заметным спадом, причины которого могут иметь различные объяснения: отдалённое влияние дистанционного обучения во время пандемии, изменения правил приёма в вузы, существенная трансформация системы среднего образования в предшествующие годы. Рассматривается изменение структуры показателей готовности к обучению в вузе, определяются наиболее проблемные разделы элементарной математики. Выявлено снижение доли заданий по тригонометрии в общем балле за тест.
В статье обсуждаются особенности использования пакета математических символьных вычислений Maple при изучении групп подстановок - важных объектов курсов «Дискретная математика», «Алгебра» и «Алгебра и геометрия». В работе демонстрируется методика применения подпакета «Теория групп» для нахождения фрагмента решетки подгрупп группы подстановок. Одновременно рассматривается вопросы нахождения нормализатора подгруппы и нормального замыкания и их расположение в решётке подгрупп. Подгруппы, участвующие в эксперименте, задаются случайными порождающими элементами, и поэтому изучающий курс может сам многократно проводить такие компьютерно-групповые опыты, просто возвращаясь к началу программы.
Предложен ряд задач на вычисление пределов рекуррентных числовых последовательностей, требующих применения нестандартных методов решения и направленных на развитие у студентов навыков решения сложных задач по теме «Пределы последовательностей». Такие задачи могут быть предложены наиболее сильным студентам, в том числе и при подготовке к студенческим математическим олимпиадам. Уровень сложности предлагаемых задач можно понижать до желаемого, видоизменяя формулировку и давая указания к решению задачи. Полученные асимптотики позволяют лучше представлять себе поведение рекуррентной последовательности при больших значениях n.
Полное исследование функции и построение ее графика является важной задачей в курсе математического анализа. Однако доступность компьютерных программ для вычисления производных и построения графиков обесценивает ее важность в глазах студентов. В результате материал усваивается поверхностно, плохо формируется навык анализа свойств функции и интерпретации графика функции. В работе предложены задачи, для решения которых студенту необходимо разобраться в изучаемых понятиях в теории и на практике, описаны варианты заданий, которые нельзя решить с помощью стандартных программ.
Издательство
- Издательство
- ОмГТУ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644050, Российская Федерация, г. Омск, пр-т Мира, д. 11
- Юр. адрес
- 644050, Российская Федерация, г. Омск, пр-т Мира, д. 11
- ФИО
- Корчагин Павел Александрович (Ректор )
- E-mail адрес
- info@omgtu.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2653407
- Сайт
- https://omgtu.ru/