В статье анализируются и сопоставляются культурные и библейские концепты на материале английского и русского языков. Результаты дефиниционного и семантического анализов подтверждают предположение о том, что библейские концепты формируют отдельное пространство, то есть концептосферу Библии. Автор детально анализирует библейские концепты ‘SOUL’ / ‘ДУША’ и ‘SPIRIT’ / ‘ДУХ’, вербализуемые библейскими фразеологическими единицами.
Идентификаторы и классификаторы
При анализе концептов и вербализующих их фразеологизмов библейского происхождения были использованы толковые и фразеологические словари русского и английского языков: «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля [1], «Толковый словарь современного русского языка» В. В. Лопатина [6], «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [8], Cambridge Dictionary: Free English Dictionary and Thesaurus [16], Collins Dictionary [17], Longman Dictionary of Contemporary English [18], Macmillan Dictionary [19], Oxford Advanced Learner’s Dictionary [20], Wiktionary, the free dictionary [21]; «Англо-немецко-шведский словарь библейской фразеологии» Т. Н. Федуленковой [14].
Список литературы
-
Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / под редакцией В. П. Бутромеева. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 448 с.
-
Алефиренко Н. Ф. Методологические основания исследования проблемы вербализации концепта // Вестник Самарского государственного университета. Серия “Гуманитарные Науки”. 2004. № 2. С. 60-66.
-
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. EDN: UGQAMP
-
Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. М.: Высш. шк., 1996. 381 с.
-
Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 c. EDN: SUQHIP
-
Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка. М.: Эксмо, 2009. 928 с.
-
Маслова В. А. Духовный код с позиций лингвокультурологии: единство сакрального и светского // Метафизика. 2016. № 4 (22). С. 78-98. EDN: YSLZBP
-
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
-
Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. 189 с. EDN: UDBLDL
-
Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
-
Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с. EDN: SUQHZX
-
Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. 288 с.
-
Федуленкова Т. Н., Мартюшова Е. В., Боннемарк М. Англо-немецко-шведский словарь библейской фразеологии / Федеральное агентство по образованию, Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Северодвинский фил. Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2008. 166 с.
-
Федуленкова Т. Н. Лекции по английской фразеологии библейского происхождения. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 146 с.
-
Библия онлайн. URL: https://bible.by/(датаобращения:10.02.2023).
-
Cambridge Dictionary Online: Free English Dictionary and Thesaurus. URL: https://dictionary.cambridge.org/(датаобращения:22.11.2023).
-
Collins Online Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/(датаобращения:03.12.2023).
-
Longman Dictionary of Contemporary English Online. URL: https://www.ldoceonline.com/(датаобращения:01.12.2023).
-
Macmillan Dictionary. URL: https://www.macmillandictionary.com/(датаобращения:03.12.2023).
-
Oxford Advanced Learner's Dictionary. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/(датаобращения:03.12.2023).
-
Wiktionary, the free dictionary. URL: https://en.wiktionary.org/wiki/Wiktionary:Main_Page(датаобращения:01.12.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы девятиклассников с целью оптимизации процесса организации самостоятельной работы по английскому языку. В статье предлагаются различные варианты возможного применения практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы, представлены выводы проведенного опытного обучения, доказывающие перспективность использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы на уровне основного общего образования.
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования устно-речевых умений у студентов вуза на основе дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение, основанное на учете индивидуальных психофизиологических характеристик и уровне языковых навыков обучающихся, способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для достижения образовательных целей. Теоретико-методологическую базу составляют личностно ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы, исследования в области психолингвистики, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистического программирования, теоретический анализ учебной, научной и методической литературы. Приводится психологическая характеристика типов личности в соответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Авторы статьи делают попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных устно-речевых умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направленных на создание благоприятных психолого- педагогических условий обучения. Акцент делается на применении методов визуализации, ассоциации, геймификации, элементов нейролингвистического программирования, таких как якорение и установление раппорта. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей работы при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы.
В статье рассматриваются современные подходы к развитию навыков аннотирования средствами электронных образовательных ресурсов с элементами нейросети, лингвометодические подходы к созданию экзистенциальной модели, лежащей в основе таких ресурсов, закономерности проектирования нейросети и ее функционал, также приводятся образцы заданий с методическими рекомендациями по их применению в учебном процессе.
Статья посвящена вопросам воспитания в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. В статье рассматривается применение аналитико-компаративного метода в отборе и изучении иноязычных материалов. Делается вывод об активизации воспитательной функции профессионально ориентированного иностранного языка с использованием различных активных образовательных методик. Предлагается разрабатывать систему учебных и внеучебных мероприятий и методик, нацеленных на активизацию воспитательного аспекта в процессе обучения иноязычным коммуникативным компетенциям в неязыковом вузе.
Формирование коммуникативной компетенции, с помощью которой выпускник технического вуза будет иметь возможность использовать иностранный язык как средство общения, сейчас является основной целью обучения. Таким образом, основная задача статьи - определить и проанализировать причины, по которым использование методов работы со спонтанным языком может быть мотивирующим средством для овладения иностранным языком студентами технических вузов. В связи с этим, в статье будет дано определение понятию «спонтанный язык» и выделены методы, которые могут быть использованы в работе с ним.
В статье рассматривается система упражнений, способствующих формированию и развитию умений аудирования аутентичного дискурса профессиональной направленности, основываясь на методологических, дидактических, психофизиологических, а также психологических принципах обучения студентов горных специальностей среднего профессионального образования. Представленная система упражнений соотносится с этапами применения стратегий преодоления трудностей восприятия иноязычной речи.
В этой статье мы исследуем возможности чат-бота с генеративным искусственным интеллектом ChatGPT для преподавания английского языка для специальных целей. В дополнение к этому мы также рассматриваем возможные проблемы, связанные с использованием ChatGPT.
Послетекстовые упражнения как средство развития ритмико-интонационных навыков.
В статье рассматривается преподавание иностранного языка в дагестанских школах. Говоря о трудностях преподавания и о причинах слабых результатов в обучении иностранным языкам в национальных школах, обычно ссылаются, на специфические особенности этих школ, связанные прежде всего с трехязычием. В пользу обучения на родном языке говорит тот факт, что учащиеся очень часто владеют русским языком в недостаточной мере. Однако практическое осуществление этого вопроса сопряжено с непреодолимыми трудностями.
Данная работа посвящена стилистическому анализу текста рассказа Агаты Кристи «В сумраке зеркала». В статье рассматриваются авторские приемы, с помощью которых достигается живописание образов анализируемого рассказа и транслируется его основная идея.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской инверсии в тексте.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской антитезы в тексте.
Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению семантического потенциала топонимов в рассказе А. Платонова «Корова». Актуальность данной статьи обусловлена тем, что подобный анализ важен для формирования модели ономастического творчества автора. При проведении исследования становится очевидно, что введение автором в произведение конкретных онимных единиц всегда неслучайно, выбор того или иного топонима обусловлен непосредственно ассоциациями автора, связанными с тем или иным наименованием. Результатом исследования становится заключение о том, что топонимикон рассказа Платонова выступает в качестве дополнительной характеристики персонажа, а также отражает автобиографические мотивы.
В статье проведено исследование роли универбата Шанинка в формировании и развитии бренда соответствующего университета. Рассматриваются вопросы использования универбата в официальном и публицистическом дискурсе. Проанализировано 146 примеров с номинацией Шанинка в газетном подкорпусе Национального корпуса русского языка. Показано, что стихийное использование универбата Шанинка утилизировано Московской высшей школой социальных и экономических наук; сам универбат осознанно включён в состав бренда университета. Уделяется внимание социокультурному и имиджевому значению универбата. Поднимается вопрос о его использовании в качестве пиар-инструмента, способа формирования общественного мнения. Актуальность исследования обусловлена его междисциплинарностью, использованием лингвистических данных для анализа социокультурных явлений.
Текстоментальность отражает апограмматизованность как универсальное свойство сознания, придающее высказыванию признак текстовости и статус топологического объекта, проявляющего аспекты топотезисности и хориологисности.
В статье исследуются основные определения ценности в аксиологической лингвистике, анализируются существующие классификации ценностей в научной литературе, выстраивается модель иерархии ценностей, формулируется обобщённое определение ценности.
В статье рассматривается понятие языковой личности в различных аспектах, приводятся основные исторические этапы изучения языковой личности в русле лингвоперсонологии. Выделяются такие уровни современного изучения языковой личности, как индуктивный и дедуктивный, а также аспекты изучения языковой личности, включающие лингвокультурный, коммуникативный, лингвосоционический, лингводидактический. Автор указывает на актуальность и перспективность, а также преемственность в изучении вопроса языковой личности. Обобщаются имеющиеся подходы к изучению языковой личности в современной филологии.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/