В статье рассматривается система упражнений, способствующих формированию и развитию умений аудирования аутентичного дискурса профессиональной направленности, основываясь на методологических, дидактических, психофизиологических, а также психологических принципах обучения студентов горных специальностей среднего профессионального образования. Представленная система упражнений соотносится с этапами применения стратегий преодоления трудностей восприятия иноязычной речи.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема обучения иноязычному общению привлекает внимание исследователей в области педагогики, методологии, психологии, нейролингвистики и прочих областей научного познания, с целью поиска оптимальных методов и форм обучения. С переходом к компетентностному подходу, в системе среднего профессионального образования, особую значимость приобретает обучение профессионально-направленной иноязычной коммуникации, ввиду требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Учет специфики профессиональной деятельности будущего выпускника, диктует поиск новых подходов к обучению. В рамках данной статьи рассмотрена система упражнений для развития умений аудирования иноязычной речи, в контексте обучения профессионально-ориентированному общению в колледже.
Список литературы
-
Гончар И. А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики // Вестник СПбГУ. 2011. № 4. С. 117-121. EDN: OKDOYT
-
Зеленина Л. Е., Сергеева Н. Н. Специфика упражнений на снятие терминологических трудностей при обучении деловому общению // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2011. № 2. С. 218-222. EDN: TRIDPR
-
Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании /// Ученые записки нац. общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31. EDN: QJQKQK
-
Зимняя И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 3-14. EDN: RTYDLF
-
Колесников А. А. Профориентационное обучение иностранным языкам в школе и вузе: от теории к технологии // РГУ им. C. А. Есенина. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2018. 400 с. EDN: XWDGPJ
-
Колесова Е. М. Диагностика уровня развития аудитивных умений студентов языкового вуза // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2011. № 2. С. 228-234. EDN: TRIDQL
-
Колесова Е. М. Методика развития аудитивных умений студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач // Казанская наука. 2013. № 4. С. 201-204. QAKXP. EDN: QAAKXP
-
Малыгина Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию // Молодой ученый. 2010. № 7. С. 283-287. EDN: MUAVKV
-
Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с. EDN: SHDEWV
-
Руцкая Е. А. Навыки и умения переводческого аудирования как условие формирования аудитивной речевой компетенции // Вестник ПНИПУ. 2013. № 7. С. 86-93. EDN: RDWZQV
-
Сергеева Н. Н., Яковлева В. А. Иноязычное профессионально-ориентированое аудирование в системе проф. образования: современные средства и методы. Екатеринбург: УрГПУ, 2012. 184 с. EDN: QCNWYH
-
Сергеева Н. Н. Профессионально-ориентированные задания как средство обучения иностранному языку профессиональной сферы // Язык и культура. 2023. № 61. С. 272-288. DOI: 10.17223/19996195/61/15 EDN: VVGCDA
-
Серова Т. С., Руцкая Е. А. Дидактический комплекс упр. по формированию речевых информационно-направленных навыков // Язык и культура. 2011. № 4 (16). С. 106-117. EDN: OOSIMD
-
Яковлева В. А. Комплекс упражнений для обучения проф. ориентированному аудированию: современное решение проблемы // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 151-153. EDN: SJEFGR
-
Sergeeva N. N., Sorokoumova S. N. Model of teaching strategies of working with vocabulary to non-linguistic students in the professionally-oriented context // Language and Culture. 2022. No. 57. Р. 223-239. DOI: 10.17223/19996195/57/11 EDN: DVFISD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы девятиклассников с целью оптимизации процесса организации самостоятельной работы по английскому языку. В статье предлагаются различные варианты возможного применения практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы, представлены выводы проведенного опытного обучения, доказывающие перспективность использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы на уровне основного общего образования.
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования устно-речевых умений у студентов вуза на основе дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение, основанное на учете индивидуальных психофизиологических характеристик и уровне языковых навыков обучающихся, способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для достижения образовательных целей. Теоретико-методологическую базу составляют личностно ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы, исследования в области психолингвистики, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистического программирования, теоретический анализ учебной, научной и методической литературы. Приводится психологическая характеристика типов личности в соответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Авторы статьи делают попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных устно-речевых умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направленных на создание благоприятных психолого- педагогических условий обучения. Акцент делается на применении методов визуализации, ассоциации, геймификации, элементов нейролингвистического программирования, таких как якорение и установление раппорта. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей работы при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы.
В статье рассматриваются современные подходы к развитию навыков аннотирования средствами электронных образовательных ресурсов с элементами нейросети, лингвометодические подходы к созданию экзистенциальной модели, лежащей в основе таких ресурсов, закономерности проектирования нейросети и ее функционал, также приводятся образцы заданий с методическими рекомендациями по их применению в учебном процессе.
Статья посвящена вопросам воспитания в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. В статье рассматривается применение аналитико-компаративного метода в отборе и изучении иноязычных материалов. Делается вывод об активизации воспитательной функции профессионально ориентированного иностранного языка с использованием различных активных образовательных методик. Предлагается разрабатывать систему учебных и внеучебных мероприятий и методик, нацеленных на активизацию воспитательного аспекта в процессе обучения иноязычным коммуникативным компетенциям в неязыковом вузе.
Формирование коммуникативной компетенции, с помощью которой выпускник технического вуза будет иметь возможность использовать иностранный язык как средство общения, сейчас является основной целью обучения. Таким образом, основная задача статьи - определить и проанализировать причины, по которым использование методов работы со спонтанным языком может быть мотивирующим средством для овладения иностранным языком студентами технических вузов. В связи с этим, в статье будет дано определение понятию «спонтанный язык» и выделены методы, которые могут быть использованы в работе с ним.
В этой статье мы исследуем возможности чат-бота с генеративным искусственным интеллектом ChatGPT для преподавания английского языка для специальных целей. В дополнение к этому мы также рассматриваем возможные проблемы, связанные с использованием ChatGPT.
Послетекстовые упражнения как средство развития ритмико-интонационных навыков.
В статье рассматривается преподавание иностранного языка в дагестанских школах. Говоря о трудностях преподавания и о причинах слабых результатов в обучении иностранным языкам в национальных школах, обычно ссылаются, на специфические особенности этих школ, связанные прежде всего с трехязычием. В пользу обучения на родном языке говорит тот факт, что учащиеся очень часто владеют русским языком в недостаточной мере. Однако практическое осуществление этого вопроса сопряжено с непреодолимыми трудностями.
Данная работа посвящена стилистическому анализу текста рассказа Агаты Кристи «В сумраке зеркала». В статье рассматриваются авторские приемы, с помощью которых достигается живописание образов анализируемого рассказа и транслируется его основная идея.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской инверсии в тексте.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской антитезы в тексте.
Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению семантического потенциала топонимов в рассказе А. Платонова «Корова». Актуальность данной статьи обусловлена тем, что подобный анализ важен для формирования модели ономастического творчества автора. При проведении исследования становится очевидно, что введение автором в произведение конкретных онимных единиц всегда неслучайно, выбор того или иного топонима обусловлен непосредственно ассоциациями автора, связанными с тем или иным наименованием. Результатом исследования становится заключение о том, что топонимикон рассказа Платонова выступает в качестве дополнительной характеристики персонажа, а также отражает автобиографические мотивы.
В статье проведено исследование роли универбата Шанинка в формировании и развитии бренда соответствующего университета. Рассматриваются вопросы использования универбата в официальном и публицистическом дискурсе. Проанализировано 146 примеров с номинацией Шанинка в газетном подкорпусе Национального корпуса русского языка. Показано, что стихийное использование универбата Шанинка утилизировано Московской высшей школой социальных и экономических наук; сам универбат осознанно включён в состав бренда университета. Уделяется внимание социокультурному и имиджевому значению универбата. Поднимается вопрос о его использовании в качестве пиар-инструмента, способа формирования общественного мнения. Актуальность исследования обусловлена его междисциплинарностью, использованием лингвистических данных для анализа социокультурных явлений.
Текстоментальность отражает апограмматизованность как универсальное свойство сознания, придающее высказыванию признак текстовости и статус топологического объекта, проявляющего аспекты топотезисности и хориологисности.
В статье исследуются основные определения ценности в аксиологической лингвистике, анализируются существующие классификации ценностей в научной литературе, выстраивается модель иерархии ценностей, формулируется обобщённое определение ценности.
В статье анализируются и сопоставляются культурные и библейские концепты на материале английского и русского языков. Результаты дефиниционного и семантического анализов подтверждают предположение о том, что библейские концепты формируют отдельное пространство, то есть концептосферу Библии. Автор детально анализирует библейские концепты ‘SOUL’ / ‘ДУША’ и ‘SPIRIT’ / ‘ДУХ’, вербализуемые библейскими фразеологическими единицами.
В статье рассматривается понятие языковой личности в различных аспектах, приводятся основные исторические этапы изучения языковой личности в русле лингвоперсонологии. Выделяются такие уровни современного изучения языковой личности, как индуктивный и дедуктивный, а также аспекты изучения языковой личности, включающие лингвокультурный, коммуникативный, лингвосоционический, лингводидактический. Автор указывает на актуальность и перспективность, а также преемственность в изучении вопроса языковой личности. Обобщаются имеющиеся подходы к изучению языковой личности в современной филологии.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/