В статье проведено исследование роли универбата Шанинка в формировании и развитии бренда соответствующего университета. Рассматриваются вопросы использования универбата в официальном и публицистическом дискурсе. Проанализировано 146 примеров с номинацией Шанинка в газетном подкорпусе Национального корпуса русского языка. Показано, что стихийное использование универбата Шанинка утилизировано Московской высшей школой социальных и экономических наук; сам универбат осознанно включён в состав бренда университета. Уделяется внимание социокультурному и имиджевому значению универбата. Поднимается вопрос о его использовании в качестве пиар-инструмента, способа формирования общественного мнения. Актуальность исследования обусловлена его междисциплинарностью, использованием лингвистических данных для анализа социокультурных явлений.
Идентификаторы и классификаторы
Московская высшая школа социальных и экономических наук основана в 1995 году; название Шанинка включено в логотип университета в 2012 году [7]. Первое упоминание этого наименования в газетном подкорпусе НКРЯ (Центральные СМИ) относится к 2009 году. Следовательно, наименование Шанинка существовало в дискурсе в качестве разговорного эквивалента официального названия университета и впоследствии было утилизировано учебным заведением: принято в качестве официального. Этим путём идут далеко не все высшие учебные заведения, имеющие в числе своих имён универбаты. Такие номинативные единицы если и используются в официальном дискурсе, то в ограниченном формате. Например, в рамках публицистического стиля Сеченовский университет нередко называют Сеченовкой: «В вакцине от COVID-19 нет элементов коронавируса, заявили в Сеченовке» [2]; на сайте учебного заведения https://www.sechenov.ru универбат Сеченовка используется преимущественно в текстах раздела «Новости» (48 контекстов из 51), что подтверждает его закрепление в публицистическом стиле.
Список литературы
-
Аналог ЕГЭ для вузов пока не рассматривается, заявила Голикова. URL: https://www.pnp.ru/social/analog-ege-dlya-vuzov-poka-ne-rassmatrivaetsya-zayavila-golikova.html (дата обращения: 25.06.2024).
-
В вакцине от COVID-19 нет элементов коронавируса, заявили в Сеченовке. URL: https://ria.ru/20200711/1574220052.html(датаобращения:25.06.2024).
-
В деле Марины Раковой появился новый подозреваемый. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2021/10/12/890921-marini-rakovoi (дата обращения: 25.06.2024).
-
Как появилась Шанинка. URL: https://polit.ru/article/2009/10/27/shanin/(датаобращения:25.06.2024).
-
Кому навредит закрытие Шанинки. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2018/06/25/773640-navredit-zakritie-shaninki (дата обращения: 25.06.2024).
-
Крестьянство и семейный уклад. URL: https://polit.ru/article/2009/11/03/shanin/(датаобращения:25.06.2024).
-
Московская высшая школа социальных и экономических наук. URL: https://msses.ru/about/istoriya/(датаобращения:25.06.2024).
-
Московскую высшую школу социальных и экономических наук лишили аккредитации. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/06/21/773434-moskovskuyu-visshuyu-shkolu-lishili-akkreditatsii (дата обращения: 25.06.2024).
-
Николина Н. А., Дозорова Д. В. Универбаты-урбанонимы в социокультурном пространстве города // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Брянск: Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 2015. С. 155-161. EDN: XQYCTZ
-
Открытый ковчег. URL: https://t.me/opencovcheg/1864(датаобращения:25.06.2024).
-
Рособрнадзор вернул "Шанинке" государственную аккредитацию. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/03/06/824681-shaninka(датаобращения:25.06.2024).
-
Телепрограмма "Шанинка": российско-британский стандарт" на канале Россия 24. URL: https://msk.academica.ru/novosti/Novosti-VUZov/716449-Teleprogramma-Shaninka-rossijsko-britanskij-standart-na-kanale-Rossija24/(дата обращения: 25.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы девятиклассников с целью оптимизации процесса организации самостоятельной работы по английскому языку. В статье предлагаются различные варианты возможного применения практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы, представлены выводы проведенного опытного обучения, доказывающие перспективность использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы на уровне основного общего образования.
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования устно-речевых умений у студентов вуза на основе дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение, основанное на учете индивидуальных психофизиологических характеристик и уровне языковых навыков обучающихся, способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для достижения образовательных целей. Теоретико-методологическую базу составляют личностно ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы, исследования в области психолингвистики, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистического программирования, теоретический анализ учебной, научной и методической литературы. Приводится психологическая характеристика типов личности в соответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Авторы статьи делают попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных устно-речевых умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направленных на создание благоприятных психолого- педагогических условий обучения. Акцент делается на применении методов визуализации, ассоциации, геймификации, элементов нейролингвистического программирования, таких как якорение и установление раппорта. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей работы при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы.
В статье рассматриваются современные подходы к развитию навыков аннотирования средствами электронных образовательных ресурсов с элементами нейросети, лингвометодические подходы к созданию экзистенциальной модели, лежащей в основе таких ресурсов, закономерности проектирования нейросети и ее функционал, также приводятся образцы заданий с методическими рекомендациями по их применению в учебном процессе.
Статья посвящена вопросам воспитания в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. В статье рассматривается применение аналитико-компаративного метода в отборе и изучении иноязычных материалов. Делается вывод об активизации воспитательной функции профессионально ориентированного иностранного языка с использованием различных активных образовательных методик. Предлагается разрабатывать систему учебных и внеучебных мероприятий и методик, нацеленных на активизацию воспитательного аспекта в процессе обучения иноязычным коммуникативным компетенциям в неязыковом вузе.
Формирование коммуникативной компетенции, с помощью которой выпускник технического вуза будет иметь возможность использовать иностранный язык как средство общения, сейчас является основной целью обучения. Таким образом, основная задача статьи - определить и проанализировать причины, по которым использование методов работы со спонтанным языком может быть мотивирующим средством для овладения иностранным языком студентами технических вузов. В связи с этим, в статье будет дано определение понятию «спонтанный язык» и выделены методы, которые могут быть использованы в работе с ним.
В статье рассматривается система упражнений, способствующих формированию и развитию умений аудирования аутентичного дискурса профессиональной направленности, основываясь на методологических, дидактических, психофизиологических, а также психологических принципах обучения студентов горных специальностей среднего профессионального образования. Представленная система упражнений соотносится с этапами применения стратегий преодоления трудностей восприятия иноязычной речи.
В этой статье мы исследуем возможности чат-бота с генеративным искусственным интеллектом ChatGPT для преподавания английского языка для специальных целей. В дополнение к этому мы также рассматриваем возможные проблемы, связанные с использованием ChatGPT.
Послетекстовые упражнения как средство развития ритмико-интонационных навыков.
В статье рассматривается преподавание иностранного языка в дагестанских школах. Говоря о трудностях преподавания и о причинах слабых результатов в обучении иностранным языкам в национальных школах, обычно ссылаются, на специфические особенности этих школ, связанные прежде всего с трехязычием. В пользу обучения на родном языке говорит тот факт, что учащиеся очень часто владеют русским языком в недостаточной мере. Однако практическое осуществление этого вопроса сопряжено с непреодолимыми трудностями.
Данная работа посвящена стилистическому анализу текста рассказа Агаты Кристи «В сумраке зеркала». В статье рассматриваются авторские приемы, с помощью которых достигается живописание образов анализируемого рассказа и транслируется его основная идея.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской инверсии в тексте.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской антитезы в тексте.
Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению семантического потенциала топонимов в рассказе А. Платонова «Корова». Актуальность данной статьи обусловлена тем, что подобный анализ важен для формирования модели ономастического творчества автора. При проведении исследования становится очевидно, что введение автором в произведение конкретных онимных единиц всегда неслучайно, выбор того или иного топонима обусловлен непосредственно ассоциациями автора, связанными с тем или иным наименованием. Результатом исследования становится заключение о том, что топонимикон рассказа Платонова выступает в качестве дополнительной характеристики персонажа, а также отражает автобиографические мотивы.
Текстоментальность отражает апограмматизованность как универсальное свойство сознания, придающее высказыванию признак текстовости и статус топологического объекта, проявляющего аспекты топотезисности и хориологисности.
В статье исследуются основные определения ценности в аксиологической лингвистике, анализируются существующие классификации ценностей в научной литературе, выстраивается модель иерархии ценностей, формулируется обобщённое определение ценности.
В статье анализируются и сопоставляются культурные и библейские концепты на материале английского и русского языков. Результаты дефиниционного и семантического анализов подтверждают предположение о том, что библейские концепты формируют отдельное пространство, то есть концептосферу Библии. Автор детально анализирует библейские концепты ‘SOUL’ / ‘ДУША’ и ‘SPIRIT’ / ‘ДУХ’, вербализуемые библейскими фразеологическими единицами.
В статье рассматривается понятие языковой личности в различных аспектах, приводятся основные исторические этапы изучения языковой личности в русле лингвоперсонологии. Выделяются такие уровни современного изучения языковой личности, как индуктивный и дедуктивный, а также аспекты изучения языковой личности, включающие лингвокультурный, коммуникативный, лингвосоционический, лингводидактический. Автор указывает на актуальность и перспективность, а также преемственность в изучении вопроса языковой личности. Обобщаются имеющиеся подходы к изучению языковой личности в современной филологии.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/