В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования устно-речевых умений у студентов вуза на основе дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение, основанное на учете индивидуальных психофизиологических характеристик и уровне языковых навыков обучающихся, способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для достижения образовательных целей. Теоретико-методологическую базу составляют личностно ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы, исследования в области психолингвистики, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистического программирования, теоретический анализ учебной, научной и методической литературы. Приводится психологическая характеристика типов личности в соответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Авторы статьи делают попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных устно-речевых умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направленных на создание благоприятных психолого- педагогических условий обучения. Акцент делается на применении методов визуализации, ассоциации, геймификации, элементов нейролингвистического программирования, таких как якорение и установление раппорта. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей работы при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы.
Идентификаторы и классификаторы
Усвоение новой информации происходит через взаимодействие нисходящих и восходящих мыслительных процессов [12, c. 40]. В нисходящих процессах задействуется уже известная в результате восприятия и понимания информация. Восходящие мыслительные процессы анализируют новую информацию, получаемую с помощью 5 органов чувств. Согласно исследованиям, новая информация поступает от органов чувств, сравнивается и ассоциируется в различных областях коры головного мозга с ранее сохраненной [14, c. 67]. Утверждается, что «… запоминаемое сохраняется лучше, если мы можем связать его с чем-то, что мы уже знаем и помним» [14, c. 67]. Обучение должно строиться, таким образом, на основе ранее сформировавшихся навыков, в зоне ближайшего развития, что обуславливает дифференцированное обучение в соответствии с уровнем развитости языковых навыков.
Список литературы
-
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство “ИКАР”, 2009. 448 с. EDN: XQRFTT
-
Бэндлер Р., Гриндер Д. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. M.: Издательство “АСТ”, 2022. 608 с.
-
Боденхамер Б., Холл М. НЛП. Полный курс освоения базовых приемов. M.: Издательство “АСТ”, 2023. 448 с.
-
Владиславова Н. В НЛП. Развитие суперпамяти. М.: Издательство “АСТ”, 2022. 320 с.
-
Дилц Р. Б., Эпстайн Т. А. Динамическое обучение. Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001. 416 с.
-
Диспенза Д. Развивай свой мозг. М.: Эксмо, 2021. 688 с.
-
Залевская A. A. Введение в психолингвистику. M.: Директ-Медиа, 2013. 561 с.
-
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
-
Кириллова Э. Neuro English. Помоги мозгу выучить язык. М.: Де’Либри, 2021. 193 с.
-
Ковалев С. В. Основы нейролингвистического программирования: введение в человеческое совершенство. М.: Твои книги, 2017. 208 с.
-
Конышева А.В. Современные методы обучения иностранному языку. Минск: Тетра-Системс, 2004. С. 87-88.
-
Крез Р., Робертс Р. Иностранный для взрослых. Как выучить новый язык в любом возрасте. М.: Альпина Паблишер, 2017. 208 с.
-
Максудов У. О. Современные методы и приемы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 215-219. EDN: WCXSYM
-
Норденген К. Мозг всемогущий. Путеводитель по самому незаменимому органу нашего тела. СПб.: Питер, 2021. 256 с.
-
Петрова Т. Е., Калугина Н. В. Инфографика как способ снятия неоднозначности на занятиях по русскому языку как иностранному // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. 2019. C. 250-255. EDN: UCWNHD
-
Потапова Н. В., Сергеева Н. Н. Психолого-педагогическое обоснование применения элементов нейролингвистического программирования на уроках английского языка // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 99-109. DOI: 10.26170/po19-09-13 EDN: XZMRBO
-
Сергеева Н. Н., Потапова Н. В., Миков В. Ю. Геймификация при реализации приемов нейролингвистического программирования в процессе обучения лексике на занятиях английского языка // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 139-146. 10.26170/2079- 8717_2022_05_16. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_16 EDN: TGJSKL
-
Федькова О. С., Лукманова Н. В. Формирование субординативного билингвизма при обучении иностранному языку в высшей школе // Lurian Journal. 2023. Т. 4, № 3. С. 8-21. DOI: 10.15826/Lurian.2023.4.3.1 EDN: EIHSLO
-
Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шредингера: мозг, язык и сознание. М.: Издательство "АСТ", 2023. 496 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы девятиклассников с целью оптимизации процесса организации самостоятельной работы по английскому языку. В статье предлагаются различные варианты возможного применения практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы, представлены выводы проведенного опытного обучения, доказывающие перспективность использования практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы на уровне основного общего образования.
В статье рассматриваются современные подходы к развитию навыков аннотирования средствами электронных образовательных ресурсов с элементами нейросети, лингвометодические подходы к созданию экзистенциальной модели, лежащей в основе таких ресурсов, закономерности проектирования нейросети и ее функционал, также приводятся образцы заданий с методическими рекомендациями по их применению в учебном процессе.
Статья посвящена вопросам воспитания в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. В статье рассматривается применение аналитико-компаративного метода в отборе и изучении иноязычных материалов. Делается вывод об активизации воспитательной функции профессионально ориентированного иностранного языка с использованием различных активных образовательных методик. Предлагается разрабатывать систему учебных и внеучебных мероприятий и методик, нацеленных на активизацию воспитательного аспекта в процессе обучения иноязычным коммуникативным компетенциям в неязыковом вузе.
Формирование коммуникативной компетенции, с помощью которой выпускник технического вуза будет иметь возможность использовать иностранный язык как средство общения, сейчас является основной целью обучения. Таким образом, основная задача статьи - определить и проанализировать причины, по которым использование методов работы со спонтанным языком может быть мотивирующим средством для овладения иностранным языком студентами технических вузов. В связи с этим, в статье будет дано определение понятию «спонтанный язык» и выделены методы, которые могут быть использованы в работе с ним.
В статье рассматривается система упражнений, способствующих формированию и развитию умений аудирования аутентичного дискурса профессиональной направленности, основываясь на методологических, дидактических, психофизиологических, а также психологических принципах обучения студентов горных специальностей среднего профессионального образования. Представленная система упражнений соотносится с этапами применения стратегий преодоления трудностей восприятия иноязычной речи.
В этой статье мы исследуем возможности чат-бота с генеративным искусственным интеллектом ChatGPT для преподавания английского языка для специальных целей. В дополнение к этому мы также рассматриваем возможные проблемы, связанные с использованием ChatGPT.
Послетекстовые упражнения как средство развития ритмико-интонационных навыков.
В статье рассматривается преподавание иностранного языка в дагестанских школах. Говоря о трудностях преподавания и о причинах слабых результатов в обучении иностранным языкам в национальных школах, обычно ссылаются, на специфические особенности этих школ, связанные прежде всего с трехязычием. В пользу обучения на родном языке говорит тот факт, что учащиеся очень часто владеют русским языком в недостаточной мере. Однако практическое осуществление этого вопроса сопряжено с непреодолимыми трудностями.
Данная работа посвящена стилистическому анализу текста рассказа Агаты Кристи «В сумраке зеркала». В статье рассматриваются авторские приемы, с помощью которых достигается живописание образов анализируемого рассказа и транслируется его основная идея.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской инверсии в тексте.
Данная работа посвящена стилистическому анализу романа У. С. Моэма с целью выявления роли авторской антитезы в тексте.
Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению семантического потенциала топонимов в рассказе А. Платонова «Корова». Актуальность данной статьи обусловлена тем, что подобный анализ важен для формирования модели ономастического творчества автора. При проведении исследования становится очевидно, что введение автором в произведение конкретных онимных единиц всегда неслучайно, выбор того или иного топонима обусловлен непосредственно ассоциациями автора, связанными с тем или иным наименованием. Результатом исследования становится заключение о том, что топонимикон рассказа Платонова выступает в качестве дополнительной характеристики персонажа, а также отражает автобиографические мотивы.
В статье проведено исследование роли универбата Шанинка в формировании и развитии бренда соответствующего университета. Рассматриваются вопросы использования универбата в официальном и публицистическом дискурсе. Проанализировано 146 примеров с номинацией Шанинка в газетном подкорпусе Национального корпуса русского языка. Показано, что стихийное использование универбата Шанинка утилизировано Московской высшей школой социальных и экономических наук; сам универбат осознанно включён в состав бренда университета. Уделяется внимание социокультурному и имиджевому значению универбата. Поднимается вопрос о его использовании в качестве пиар-инструмента, способа формирования общественного мнения. Актуальность исследования обусловлена его междисциплинарностью, использованием лингвистических данных для анализа социокультурных явлений.
Текстоментальность отражает апограмматизованность как универсальное свойство сознания, придающее высказыванию признак текстовости и статус топологического объекта, проявляющего аспекты топотезисности и хориологисности.
В статье исследуются основные определения ценности в аксиологической лингвистике, анализируются существующие классификации ценностей в научной литературе, выстраивается модель иерархии ценностей, формулируется обобщённое определение ценности.
В статье анализируются и сопоставляются культурные и библейские концепты на материале английского и русского языков. Результаты дефиниционного и семантического анализов подтверждают предположение о том, что библейские концепты формируют отдельное пространство, то есть концептосферу Библии. Автор детально анализирует библейские концепты ‘SOUL’ / ‘ДУША’ и ‘SPIRIT’ / ‘ДУХ’, вербализуемые библейскими фразеологическими единицами.
В статье рассматривается понятие языковой личности в различных аспектах, приводятся основные исторические этапы изучения языковой личности в русле лингвоперсонологии. Выделяются такие уровни современного изучения языковой личности, как индуктивный и дедуктивный, а также аспекты изучения языковой личности, включающие лингвокультурный, коммуникативный, лингвосоционический, лингводидактический. Автор указывает на актуальность и перспективность, а также преемственность в изучении вопроса языковой личности. Обобщаются имеющиеся подходы к изучению языковой личности в современной филологии.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/