В данной статье предлагается обзор и анализ теорий термина, разработанных в Пермской терминологической школе. Исследование имеет значение с учетом того, что современная теория терминологии эволюционирует от предписывающего и описательного аспектов к когнитивным концепциям термина. Авторы статьи характеризуют теоретические основы и специфику взглядов на природу термина. Отмечается, что основами изучения термина в Пермской терминологической школе являются функциональный, текстовый и когнитивный аспекты.
Идентификаторы и классификаторы
Душой Пермской лингвистической школы были работы профессора Пермского государственного университета и основателя школы Л. Н. Мурзина, которые открывали дискуссии в области конкретных языковых проблем, в число которых входили проблемы специальных языков и терминологии [Мурзин 1984, 1987, 1993, 1996; Мурзин, Штерн 1991]. Главным тезисом Пермской лингвистической школы был взгляд на язык как процесс образования языковых единиц в соответствии с динамическими законами развития языка, т.е. деривация считалась динамическим способом существования языка, способом его реализации [Мурзин 1991: 38]. Поэтому в основе процесса образования языковых единиц полагалась динамика, ассоциирующаяся с развитием и движением [Мурзин 1984].
Список литературы
-
Алексеева Л. М. Терминообразование как деривационный процесс // Проблемы деривации в системе языка и в речевой деятельности: синхронное словообразование и номинация“: сб. науч. тр. - М.: Изд-во ИЯ РАН, 1995. - С. 28-34.
-
Алексеева Л. М. О динамизме термина // Научно-техническая терминология. Научно-технический реферативный сборник. Вып. 2. - М.: Изд-во ВНИИКИ, 1997. - С. 9-16.
-
Алексеева Л. М. Термин и метафора. - Пермь: Изд-во ПГУ, 1998а. - 250 с.
-
Алексеева Л. М. Проблемы термина и терминообразования. - Пермь: Пермский государственный университет, 1998б. - 120 с. EDN: UIIPUX
-
Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. - 220 с. EDN: UGCGAZ
-
Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Актуальные проблемы когнитивного терминоведения // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXV. Взгляд в будущее: новые перспективы когнитивных исследований языка. - Москва; Тамбов: ИЯ РАН; Издательский дом Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2018. - С. 473-479. EDN: YOFDMD
-
Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. К истокам cоциотерминоведения: социокультурные контексты функционирования термина // Сфера культуры. - 2020. - № 1 (1). - С. 77-86. EDN: YWOWXC
-
Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Вековой путь российского терминоведения // Научный диалог. - 2021а. - № 9. - С. 9-34. EDN: TCODIW
-
Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Терминоведение и лингвистика: грани взаимодействия // Иностранные языки в контексте культуры: межвуз. сб. ст. по материалам конференции / отв. ред. Н. В. Шутёмова. - Пермь, 2021б. - С. 8-14. EDN: ZIOOGM
-
Ананьева Ю. С., Мишланова С. Л. Дефиниционное моделирование медицинской терминологии. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербург. гос. эконом. ун-т, 2014. - 127 с. EDN: VHKUXN
-
Бисерова Н. В. Варьирование терминологии миграционного права во французском медийном дискурсе: дис..канд. филол. наук. - Пермь, 2018. - 184 с. EDN: HMLEWP
-
Бурдина О. Б. Моделирование терминологической вариативности в фармацевтическом дискурсе: дис. …канд. филол. наук. - Пермь, 2013. - 211 с. EDN: SVABXB
-
Василенко Д. В. Репрезентация профессионального знания в текстах сферы нанотехнологии: автореф. дис. …канд. филол. наук. - Пермь, 2021. - 24 с. EDN: METYEO
-
Гуреева А. М. Вариативные модели в дискурсе Международного Бакалавриата (на материале английского и русского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2010. - 20 с. EDN: ZOBOKP
-
Дрезен Э. К. Стандартизация научно-технических понятий, обозначений и терминов. - М.: Стандартизация и рационализация, 1934. - 88 с.
-
Дрезен Э. К. Научно-технические термины и обозначения и их стандартизация. - М.: Стандартгиз, 1936. - 36 с.
-
Заседателева М. Г. Репрезентация концепта "компетенция" в методическом дискурсе: онтологический и тезаурусный аспекты (на материале немецкого и русского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2011. - 20 с. EDN: ZOKNEN
-
Ивинских Н. П. Динамика метафоризации в английском и русском методическом дискурсе: автореф. дис.. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2012. - 24 с. EDN: QHYFLB
-
Исаева Е. В. Метафора в дискурсе компьютерной безопасности (на материале русского и английского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2013. - 20 с. EDN: ZPCENZ
-
Ковязина Е. Н. Семантико-типологический аспект метафоризации в философском дискурсе (на материале русского и английского языков): автореф. дис. … канд. филол. наук. - Пермь, 2012. - 20 с. EDN: ZOMQNJ
-
Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 160 с.
-
Макарова Т. С. Репрезентация понятия "ирландская политическая идентичность" в историческом дискурсе XIX века: автореф. дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2021. - 20 с. EDN: CXTDEW
-
Мишланова С. Л. Метафора в медицинском тексте: дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 1998. - 167 с.
-
Мишланова С. Л. Терминоведение XXI века: история, направления, перспективы // Филологические науки. - 2003а. - № 2. - С. 94-101.
-
Мишланова С. Л. Термин в медицинском дискурсе (образование, функционирование, развитие): автореф. дис. д-ра филол. наук. - М.: ИЯ РАН, 2003б. - 36 с. EDN: NMGVRF
-
Мукосеева Я. Ю. Терминология металлургического производства XVIII века (на материале путевых записок П. С. Палласа, И. И. Лепехина, И. П. Фалька и руководства по металлургии В. де Геннина): автореф. дис. … канд. филол. наук. - Пермь, 2022. - 19 с. EDN: BAAXCW
-
Мурзин Л. Н. Синтаксическая деривация. - Пермь: ПГУ, 1974. - 170 с. Мурзин Л. Н. Деривация в синхронном и диахронном аспектах // Деривация и история языка: сб. науч. тр. - Пермь: ПГУ, 1987. - С. 11-13.
-
Мурзин Л. Н. О динамической природе языка // Спорные вопросы русского языкознания. Теория и практика. - Ленинград: Ленинградский государственный университет, 1983. - С. 61-68.
-
Мурзин Л. Н. Основы дериватологии. - Пермь: ПГУ, 1984. - 54 с.
-
Мурзин Л. Н. Еще раз о языке и речи // Филология на рубеже XX-XXI веков: тез. Межд. науч. конф., посвященной 80-летию Пермского университета. - Пермь: ПГУ, 1996. - С. 13-14.
-
Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. - Свердловск: Уральский университет, 1991. - 172 с.
-
Полякова С. В. Метафорическое моделирование в русском и американском медицинском дискурсе: дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2011. - 180 с. EDN: QFSCSF
-
Стругова С. В. Лексическая оппозитивность в спортивном дискурсе (на материале русского, английского и немецкого языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2010. - 20 с.
-
Суворова М. В. Трансдискурсивная модификация модели метафоры (на материале научного, научно-популярного и популярного дискурсов): дис. … канд. филол. наук. - Пермь, 2019. - 190 с. EDN: UWRGBT
-
Тарасова Н. П. Метафорическое моделирование эпидемии в медийном дискурсе (на материале русских и немецких текстов): дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2013. - 192 с. EDN: SUTZMP
-
Татаринов В. А. Теория терминоведения: в 3 т. Т. 1. Теория термина: История и современное состояние. - М.: Моск. лицей, 1996. - 331 с.
-
Успенский В. А., Семенов А. Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. - М.: Наука, 1987. - 288 с.
-
Уткина Т. И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе (семиотический, когнитивно-коммуникативный, прагматический аспекты): автореф. дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2006. - 20 с. EDN: ZNRTFZ
-
Филиппова А. А. Внутриотраслевая полисемия в русском и немецком методическом дискурсе (на примере концепта "цель"): автореф. дис.. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2008. - 24 с. EDN: ZNTEPX
-
Хрусталева М. А. Синонимия в методическом дискурсе: когнитивный аспект (на материале русского, французского и испанского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. - Пермь, 2007. - 20 с. EDN: ZNKDWV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматриваемая статья предназначена для обзора методических принципов и критериев эффективности использования презентаций PowerPoint и электронных портфолио при обучении иностранным языкам.
В статье описываются разговорные техники, которые используются в жанре small talk.
В тезисах на примере французского языка рассматривается проблема разграничения междометий и звукоподражаний. Анализируются функции междометий в речи. Указывается, что основой междометий являются переосмысленные рефлекторные выкрики.
В статье представлены стилистические особенности употребления фразеологических единиц в публичных речах А. Меркель.
Статья посвящена проблемам трудностей и путей решения в преподавании русского языка в контексте увеличения доли приема в высшие профессиональные колледжи в Китае.
В статье рассматривается алгоритм формирования навыков продуктивной речи на основе закономерностей формирования билингвизма у студентов неязыковых специальностей при обучении дисциплине «иностранный язык» в высшей школе. Особое внимание уделяется основным стадиям формирования механизма перекодирования содержания с родного языка на иностранный, что способствует автоматизации программ внутреннего программирования речевого высказывания и развития навыков продуктивной речи.
В статье рассматриваются процессы, происходящие в нашем сознании при формировании прочных языковых навыков и приемы обучения, способные решить эту задачу. Авторы задались вопросом, что способствует автоматизации использования языковых единиц при изучении иностранного языка, какие нейрофизиологические процессы происходят в ходе запоминания той или иной операции на изучаемом языке, как работают механизмы памяти на уровне клеток мозга. Было выявлено, что многократное повторение действия или операции является условием создания необходимых нейронных связей в виде миелиновой оболочки и дендритных шипиков, которые, укрепляя нейроны и обеспечивая быстрое переключение между ними, отвечают за запоминание, автоматизацию и безошибочное воспроизведение нужного действия или операции. Лишить процесс многократного повторения демотивирующего характера позволяет разнообразие приемов обучения, на основе которых учитель иностранного языка может разработать собственные упражнения. В статье приводится классификация из более 40 приемов обучения грамматике, распределенных согласно этапам формирования языковых навыков, а также описываются примеры упражнений на формирование навыка использования наклонений испанского языка, апробированные авторами статьи в собственной практике.
Статья посвящена применению инновационных образовательных технологий в иноязычном образовании. Автор рассматривает методические принципы и критерии эффективности использования PowerPoint презентаций и электронных портфолио в преподавании иностранных языков.
Рассматривается вопрос последовательности обучения произношению русского языка студентов Франции.
В статье рассматривается как правильно давать инструкции на уроках иностранного языка. Описываются компоненты, которые входят в инструкцию, порядок действия инструкции. Анализируются ошибки учителя при объяснении инструкции. Даются методические советы по инструктированию.
В статье рассматривается проблема готовности к языковому самообразованию студентов педагогических вузов. В этой связи устанавливается сущность готовности как регулятора деятельности и выводится ее рабочее определение как возможности и способности студентов использовать выработанную в опыте учебной деятельности систему знаний, умений и навыков по самостоятельному овладению иностранным языком. Далее разрабатывается структура готовности в виде оценочно-целевого, знаниевого и операционального компонентов для проведения исследований в рамках методики обучения иностранным языкам.
В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкивается преподаватель при обучении фонетике английского языка, такие как разнообразие акцентов, низкая эффективность аудиторного обучения фонетике, необходимое техническое оснащение и мотивация студентов при работе над произношением. Представлено современное видение преодоления этих трудностей для повышения эффективности занятий.
В статье рассматривается проблема учёта особенностей различных психотипов в процессе организации обучения. Даются качественные и количественные характеристики оперативной, кратковременной и долговременной видов памяти.
Статья рассматривает действие в обучении такого психологического феномена как мотивация. Дано определение мотивации, классификация видов мотивации, рассмотрены подробно несколько видов, оказывающих большое значение при обучении иностранным языкам.
В статье проведен обзор основных направлений в методике русского языка как иностранного при обучении студентов составлению письменного дискурса. Авторы предлагают алгоритм такой работы с учетом требования классической методики и современных направлений.
В этой статье рассматривается стратегия когнитивного чтения (визуализация) в продвижении и облегчении понимания прочитанного при обучении иностранному языку.
Статья исследует реализацию характерологической функции имен собственных в английском сенсационном романе на материале произведения Уилки Коллинза «Лунный камень» (The Moonstone) . Показано, что выбор имён героев в указанных романах не случаен: имена большинства персонажей, как главных, так и второстепенных, на фонетическом и семантическом уровнях закрепляют за героями определенные характеристики и содержат оценочные коннотации, которые могут быть выражены имплицитно или эксплицитно.
В статье синестезия рассматривается в когнитивном аспекте. Синестезия расширяет когнитивные возможности человека, способствует восприятию и познанию окружающего мира во всей его целостности и полноте. Синестезию можно рассматривать как «окно в механизмы мозга» для изучения человеческого сознания, как возможность развить когнитивные и творческие способности.
В современной лингвистике наблюдается все возрастающий интерес к изучению структуры текста, характера и способов передачи информации и способов передачи информации и механизма образования различных видов подразумевания, называемых импликацией. Целью исследования является установление наличия импликативного потенциала в диванах и его роли в создании целостного образа художественного текста.
В статье рассматриваются вопросы особенностей печатной французской рекламы. Изучаются элементы рекламного продукта, вопросы брендинга. Анализируются специфические характеристики французской печатной рекламы, отражающие культурно-национальные особенности французов. Делается вывод о межкультурных различиях, влияющих на рекламную продукцию.
Статья посвящена обоснованию заявленного автором тезиса о философичности интерпретации и интерпретативности философии как проявления в тексте универсального принципа метаксивности сознания и бытия.
Логосные состояния отражают целевое предназначение текстоментальности.
Статья посвящена анализу комплекса текстов «Manhattan / Манхэттен» (1923) австрийского писателя, экспрессиониста и активиста, Роберта Мюллера (1887-1924), в которых решается проблема глобального «Я» в дискурсе империализма и колониализма в ходе спасения модернистского «Я» как эстетической целостности без разрушения сингулярности самоидентичного «Я» в контексте кризиса субъекта в эстетическом модернизме.
В статье на новейшем языковом материале предпринимается попытка классификации интеръективов во французском языке с точки зрения семантики, морфологии и синтаксиса.
В статье представлена классификация фразеологических единиц в публичных речах А. Меркель. В данной работе мы использовали классификацию Х. Бургера.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/