Статья представляет итоги исследования, базой которого выступили образовательные организации сельской и городской местности Республики Татарстан. Целью исследования стало изучение особенностей возникновения и проявления стресса в деятельности педагога городской и сельской местности при работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи. Авторы рассматривают важность данной проблемы в связи с тем, что на данный момент проблема возникновения профессионального стресса, а как результат - профессионального (эмоционального) выгорания педагогов является актуальной и привлекает внимание различных специалистов, в том числе психологов. Кроме того, проблема стресса влияет на отток педагогов из такой трудноподготавливаемой категории как специалисты дефектологического профиля. В частности, в статье представлены результаты эмпирического исследования по определению сущности стресса в деятельности педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи в зависимости от места проживания: в городской или сельской местности. Обучение детей с нарушениями речи требует дополнительных компетенций, а также терпения и понимания, что представляет собой эмоциональную нагрузку. Эмпирическим путем раскрыты различия в проявлениях стресса учителей города и сельских учителей. Данные исследования свидетельствуют, что педагоги, проживающие в сельской местности чаще, чем учителя города сталкиваются с психофизиологическими сложностями, также авторы отмечают влияние стрессогенных факторов на характерологические особенности поведения учителей села. Также авторы выявили, что проявление общего уровня стресса на фоне беспокойства выше у сельских учителей. В тоже время, было доказано, что условия работы и поддержки для педагогов в городской и сельской местности влияют на уровень стресса и требуют применения различных подходов к профилактике стресса.
Since movement is especially associated with hearing, children with impaired auditory perception have some features in the development of motor functions. Developed motor functions in hearing impaired children of primary school age are prerequisites for the development of the entire mental sphere, successful learning and adaptation in social life and work. The purpose of the empirical study was to study the features of motor functions (coordination abilities, gross and fine motor skills) in hearing-impaired children of primary school age, and the hypothesis was the assumption that there are features of motor functions, characterized by a decrease in their neuropsychological parameters. Respondents aged 9,38±1,74 years (N=60) participated in it. 30 hearing impaired primary schoolchildren (14 female children and 16 male children) were included in the experimental group and 30 junior schoolchildren without hearing impairments (14 female children and 16 males) were the control group. Neuropsychological tests were used to assess the neuropsychological parameters of motor functions. The results obtained attest to the peculiarities of motor functions in hearing impaired children of primary school age. It was found out that the coordination abilities, gross and fine motor skills in children with hearing impairments are formed to a lesser extent than in children of the control group. Difficulties or complete impossibility in maintaining static and dynamic balance, difficulties in performing complexly coordinated movements and in manipulating various small objects, lack of plasticity and consistency, low time indicators when shifting small objects, decreased range of movements of the fingers, slowness when switching motor acts are noted in younger children.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-1-3-48
- eLIBRARY ID
- 67949712