Актуальной проблемой в современной коррекционной педагогике остается нарушение смысловой речи у детей с задержкой психического развития. Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития смысловой стороны речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье раскрывается сущность смысловой стороны речи, являющейся наиболее важным компонентом в речевом развитии ребенка. Рассмотрены онтогенетические закономерности развития смысловой стороны речи у детей и факторы, определяющие процесс овладения значением слова. Описаны особенности развития смысловой стороны речи у детей с задержкой психического развития с точки зрения дифференциальной диагностики нарушений в развитии при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития, а также в контексте готовности ребенка с задержкой психического развития к обучению в школе. Представлен диагностический инструментарий для изучения ее особенностей у изучаемой категории детей. Результаты экспериментального исследования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показали неоднородность нарушений смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Среди наиболее благополучных показателей выделены наполненность пассивного словарного запаса и синтагматические отношения. Продуктивный словарь, парадигматические отношения (синонимия, антонимия и многозначность), а также структурный компонент речи развиты недостаточно для детей данного возраста. Особенностями формирования смысловой стороны речи является следующие: недостаточное понимание сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций; трудности в понимании содержания рассказов со скрытым смыслом, затруднения процесса декодирования; нарушение непоследовательности в изложении текстов, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения, что свидетельствует о недостаточности развития данного компонента речи.
An urgent problem in modern correctional pedagogy remains the violation of semantic speech in children with mental retardation. This article is devoted to studying the peculiarities in development of the semantic side of speech of older preschool children with mental retardation. The article reveals the essence of the semantic side of speech, which is the most important component in the child’s speech development. The ontogenetic patterns of the development of the semantic side of speech in children and the factors determining the process of mastering the meaning of a word are considered. The features of the development of the semantic side of speech in children with mental retardation are described from the point of view of differential diagnosis of developmental disorders with general speech underdevelopment and with mental retardation, as well as in the context of the readiness of a child with mental retardation to study at school. The diagnostic tools for studying its features in the studied category of children are presented. The results of the experimental study of the semantic side of speech in older preschool children with mental retardation showed the heterogeneity in violations of the semantic side of speech in older preschool children with mental retardation. Among the most successful indicators, the fullness of passive vocabulary and syntagmatic relationships are highlighted. Productive vocabulary, paradigmatic relations (synonymy, antonymy and ambiguity), as well as the structural component of speech are not sufficiently developed for children of this age. The peculiarities of the formation of the semantic side of speech are the following: insufficient understanding of complex, multi-stage instructions, logical and grammatical structures; difficulties in understanding the content of stories with hidden meaning, difficulties in the decoding process; violation of inconsistency in the presentation of texts, semantic inconsistency of parts of the utterance, their distortion, which indicates a lack of development of this component of speech.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-1-3-84
- eLIBRARY ID
- 67949714