ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРЕОДОЛЕНИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ (2024)

Читать онлайн

На сегодняшний день феномен выгорания квалифицируется как профессионально-деятельностный и исследуется преимущественно у представителей «помогающих» профессий. Тем не менее, его причиной могут выступать не только профессиональные отношения, но и родительская компетентность матерей как способность к интеграции знаний, коммуникативных умений, навыков и способов выполнения такого специфического вида деятельности как материнство. Целью эмпирического исследования стало изучение закономерностей структурно-функциональной организации социально-психологической компетентности матерей детей с нарушениями слуха детерминации их родительского выгорания. В исследовании приняли участие 268 матерей: работающих (n=88), неработающих и воспитывающих детей с нарушениями слуха (n=88) и работающих матерей (n=92), воспитывающих условно здоровых детей. В качестве методов получения информации применялись: аналитический обзор литературы, наблюдение, анкетирование, психодиагностические методики опросного типа, в качестве методов количественной обработки эмпирических данных - методы математической статистики и структурно-психологический метод. В соответствии с полученными результатами элемент поведенческого компонента «Избегание» выступает структурной закономерностью социально-психологической компетентности в преодолении эмоционального истощения матерей, а элементы «Асоциальные действия» (поведенческий компонент) и «Фактор познания классов поведения» (когнитивный компонент) - в преодолении редукции родительских достижений. Снижение выраженности эмоциональной опустошенности и усталости возможно посредством избегания конфликтных и напряженных ситуаций, требующих решительных действий и эмоциональных затрат, а преодоление социально-психологической некомпетентности в выполнении родительских функций - за счёт способностей к выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях слабослышащих детей и стремления к удовлетворению собственных потребностей.

The phenomenon of burnout is qualified as a professional activity today and is studied mainly among representatives of «helping» professions. However, not only professional relationships can be its cause, but also the parental competence of mothers as the ability to integrate knowledge, communication skills, skills and ways of performing such a specific type of activity as motherhood. The purpose of the empirical study is to study the patterns of structural and functional organization of socio-psychological competence of mothers of children with hearing impairments and determination of their parental burnout. There are 268 mothers: working (n=88), unemployed and raising children with hearing impairments (n=88) and working mothers (n=92) raising relatively healthy children took part in the study. The following methods were used to obtain information: analytical literature review, observation, questioning, psychodiagnostic methods of survey type, and methods of quantitative processing of empirical data, these are methods of mathematical statistics and the structural-psychological method. In accordance with the results obtained, the element of the behavioral component, such as «Avoidance», acts as a structural pattern of socio-psychological competence in overcoming emotional exhaustion of mothers, and the elements «Associative actions» (behavioral component) and «Cognition factor of behavioral classes» (cognitive component) in overcoming reduction of parental achievements. Reducing the severity of emotional devastation and fatigue is possible by avoiding conflict and tense situations that require decisive action and emotional expenditure, and overcoming socio-psychological incompetence in performing parental functions is possible through the ability to identify common essential features in various non-verbal reactions of hearing-impaired children and the desire to satisfy own needs.

Ключевые фразы: структурно-функциональный подход, структурные закономерности, функции, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЫГОРАНИЕ, преодоление, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, дети с нарушениями слуха
Автор (ы): Молчанова Людмила Николаевна
Соавтор (ы): Стулова Анна Васильевна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.356.2. Группы, связанные кровным родством. Семья. Социология семьи
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-1-3-62
eLIBRARY ID
67949713
Для цитирования:
МОЛЧАНОВА Л. Н., СТУЛОВА А. В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРЕОДОЛЕНИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи