ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)

Читать онлайн

Приоритетной задачей высшего образования сегодня является подготовка выпускников вуза к решению задач профессиональной деятельности в сотрудничестве с коллегами из стран-партнеров. Работа в международных командах связана с осуществлением профессионального взаимодействия на языке-посреднике в межкультурном общении. На основе теоретических работ, посвященных развитию языковой личности обучающихся, профессионально ориентированному обучению иностранному языку в вузе, разработке межкультурного подхода к обучению, представляется возможным уточнить цель иноязычной подготовки в вузе - необходимость формирования профессионально ориентированной межкультурной языковой личности обучающихся. Формирование данного типа языковой личности в вузе осуществляется посредством организации аудиторных занятий в виде ситуаций межличностного общения в малых группах при решении исследовательских задач, приближенных к реальным ситуациям общения в будущей профессиональной деятельности, и организации самостоятельной работы на основе анализа индивидуальных потребностей обучающихся для решения исследовательских задач на языке-посреднике. Ситуации межличностного общения представляется возможным реализовать в виде кейсов, включающих контрольно-измерительные параметры. Заранее сформулированные критерии оценки результата групповой работы позволяют управлять образовательным процессом, оценивать динамику развития способностей профессионально ориентированной межкультурной языковой личности обучающегося. Наблюдения над групповой работой обучающихся показали, что организация ситуаций межличностного общения в рамках профессионального дискурса способствует формированию качеств востребованного типа языковой личности, а именно: принятие разных точек зрения, уважительное отношение, поддержка и помощь участникам команды, формулировка собственных идей на основе аргументации и примеров.

The priority task of higher education today is to prepare university graduates to solve the problems of professional activity in cooperation with colleagues from partner countries. Work in international teams is associated with implementing of professional interaction in the mediator language in intercultural communication. On the basis of theoretical works devoted to the development of the language personality of students, professionally oriented learning of a foreign language at a university, development of an intercultural approach to education, it is possible to clarify the purpose of foreign-language training at university - the need to form a professionally oriented intercultural language personality of students. The formation of this type of language personality at the university is carried out by organizing classroom lessons in the form of interpersonal communication situations in small groups when solving research problems close to real communication situations in future professional activities, and organizing independent work based on the analysis of the individual needs of students to solve research problems in the mediator language. Interpersonal communication situations can be implemented in the form of cases, including control and measuring parameters. Pre-formulated criteria for assessing the result of group work allow you to manage the educational process, assess the dynamics of the development of the abilities of a professionally oriented intercultural language personality of the student. Observing the group work of students showed that the organization of interpersonal situations within the framework of professional discourse contributes to the formation of qualities of the demanded type of language personality, namely: adoption of different points of view, respect, support and assistance to team members, formulation of their own ideas based on argumentation and examples.

Ключевые фразы: профессионально ориентированная межкультурная языковая личность, язык-посредник, профессиональное взаимодействие, обучение в группе, исследовательские задачи, профессиональный дискурс
Автор (ы): Тимкина Юлия Юрьевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
377.131.14. Групповая работа
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_53
eLIBRARY ID
62217293
Для цитирования:
ТИМКИНА Ю. Ю. ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи