ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ДИАЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. И. САЦ (2024)

Читать онлайн

Автор статьи рассматривает музыкально-просветительскую деятельность Н. И. Сац, затрагивает проблему актуализации богатейших традиций просветительского опыта, накопленных в истории отечественной музыкальной культуры и музыкального образования. Автор освещает жизненный и творческий путь организатора, художественного руководителя и режиссёра первого в мире музыкального театра для детей. В статье обозначаются умения музыканта-просветителя, музыканта-лектора: умение передать характер музыки, её образную идею и эмоциональное содержание; умение донести до слушателей представление об художественно-эстетических особенностях музыкального произведения; умение связывать творческое кредо композитора с общественно-историческими событиями, оказавшими влияние на его творчество; умение учитывать влияние традиции и новаторства при определении художественной концепции композитора и др. Автор акцентирует идею диалогизма в музыкально-театральном искусстве, так как восприятие его ценностей и идеалов определяется диалогическим коммуникативным процессом: художественное воплощение (транслирование) и принятие/неприятие спектакля публикой. Особое внимание в статье обращается на синтетическую форму музыкального спектакля, который объединяет все каналы восприятия: слуховой (аудиальный), наглядный (зрительный), вербальный (словесный). Автор рассматривает функции музыкально-просветительской деятельности, которые в своей практике реализовала Н. И. Сац: образовательно-познавательную, популяризаторскую, гедонистическую, эстетико-воспитательную. Автор раскрывает диалогическую природу восприятия художественного образа, рождающегося на основе передаваемых артистами чувств и мыслей героев музыкальной постановки и пробуждающего яркие и сильные эмоциональные переживания слушателей, зрителей.

The author of the article considers the musical and educational activities of N. I. Sats, touches upon the problem of updating the richest traditions of educational experience accumulated in the history of Russian musical culture and musical education. The author covers the life and career of the organizer, artistic director and director of the world’s first musical theater for children. The article indicates the skills of an enlightener musician, a lecturer musician: the ability to convey the nature of music, its imaginative idea and emotional content; the ability to convey to the audience the idea of the artistic and aesthetic features of a musical work; the ability to connect the composer’s creative creed with socio-historical events that influenced his work; the ability to take into account the influence of tradition and innovation when determining the artistic concept of the composer, etc. The author emphasizes the idea of dialogism in musical and theatrical art, since the perception of its values and ideals is determined by a dialogic communicative process: artistic embodiment (broadcasting) and acceptance/rejection of the performance by the public. Particular attention in the article is drawn to the synthetic form of a musical performance, which combines all channels of perception: auditory (audio), visual (visual), verbal (verbal). The author considers the functions of musical and educational activities that N. I. Sats implemented in her practice: educational and informative, popularizing, hedonistic, aesthetic and educational. The author reveals the dialogic nature of perception of the artistic image, which is born on the basis of the feelings and thoughts of the heroes of the musical production transmitted by artists and awakens the bright and strong emotional experiences of listeners and viewers.

Ключевые фразы: н и сац, музыкально-просветительская деятельность, диалог, диалогизм, художественный образ, музыкальная постановка, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР, РЕЖИССЕР
Автор (ы): Бочкарева Ольга Васильевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.05. Цель и использование музыки
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_233
eLIBRARY ID
62217327
Для цитирования:
БОЧКАРЕВА О. В. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. И. САЦ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи