ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ДЕСТИГМАТИЗАЦИЯ ДЕМЕНЦИИ В ИЗДАНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2024)

Читать онлайн

В ситуации непрерывно расширяющейся медиасреды одним из критериев выбора темы становится способность текста быть поводом для разговора о социально значимых проблемах, выполнять терапевтическую функцию. На материале книжных изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, выступающих инструментами включения художественных текстов в социокультурные практики: «Моя бабушка - Яга! (сборник необычных сказок)» (2013, AnyBodyHome), М. Э. Хентиле «Бабушка-подружка» (2021, фонд «Альцрус»), К. Артс «Лилли и Макс в бабушкином мире» (2022, «Редкая птица»). В статье проанализированы особенности репрезентации темы деменции в литературе для детей, решающей задачи дестигматизации и сохранения семьи. Как правило, авторы для повествования о рассматриваемой проблеме выбирают жанр сказки или вводят сказочные элементы в повествование, что позволяет им трансформировать традиционные для художественного дискурса деменции бинарные оппозиции «старость / детство» и «прошлое / настоящее» по законам диалектики и представить точку зрения самих бабушек и дедушек, страдающих деменцией. Часто авторы вводят в свои произведения типичный для детской литературы сюжетный мотив встречи ребенка со своими бабушками и дедушками, когда они были детьми. Подобный прием в произведениях на тему деменции оказывается мотивирован не только и не столько сюжетно (помогает преодолеть конфликт поколений, вернуть утраченное взаимопонимание), сколько особенностями болезни. Авторы статьи приходят к выводу, что в литературно-художественных изданиях для детей на тему деменции, разработку и продвижение которых можно рассматривать составляющими социальных проектов, реализуется игровая стратегия дестигматизации болезни, направленная на терапевтическое снижение страха перед ее «ненормативными» проявлениями.

In a situation of a continuously expanding media environment, one of the criteria for choosing a topic is the ability of the text to be a reason to talk about socially significant problems, to perform a therapeutic function. Based on the material of book publications for preschool and primary school students, which act as tools for including art tests in socio - cultural practices: «My grandmother is Yaga! (collection of unusual fairytales)», M. E. Gentile «Grandma girlfriend», K. Arts «Lilly and Max in Grandma’s World», - the article analyzes the features of the representation of the topic of dementia in literature for children, solving the problem of destigmatization and family preservation. As a rule, authors choose the genre of fairy tales to narrate the problem under consideration or introduce fairy-tale elements into the narrative, which allows them to transform the binary oppositions «old age / childhood» and «the past / the present» traditional for the artistic discourse of dementia according to the laws of dialectics and present the point of view of the grandparents suffering from dementia. Authors often introduce into their works the plot motif typical for children’s literature of a child meeting with his grandparents when they were children. Such a technique in works on the topic of dementia turns out to be motivated not only and not so much by plot (it helps to overcome the conflict of generations, to regain lost mutual understanding), but by the peculiarities of the disease. The authors of the article conclude that in literary and artistic publications for children on the topic of dementia, the development and promotion of which can be considered components of social projects, a game strategy of destigmatization of the disease is being implemented, aimed at therapeutically reducing fear of its «abnormal» manifestations.

Ключевые фразы: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, деменция, стратегия дестигматизации болезни, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС, семейные ценности, адаптация, бабушка
Автор (ы): Гапонова Жанна Константиновна
Соавтор (ы): Никкарева Елена Викторовна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
002.2. Печать в целом. Книговедение
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_242
eLIBRARY ID
62217328
Для цитирования:
ГАПОНОВА Ж. К., НИККАРЕВА Е. В. ДЕСТИГМАТИЗАЦИЯ ДЕМЕНЦИИ В ИЗДАНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи