Статья посвящена рассмотрению мифологических образов животного мира и выявлению приемов и функций их отражения в произведениях современной татарской литературы. В центре исследования находятся образы Медведя, Волка, Собаки в общем контексте мифопоэтики татарской литературы. Обращение к центральным мифологическим образам природного мира дает основания выявить их общую символику в тюркской мифологии (тотема, уважения, посредника, защиты и т. д.), а также частные значения характеристик персонажей, их психологических состояний, поступков, разграничения сюжетных линий и т. д. Результаты проведенного анализа представляются важными в перспективе дальнейших теоретических исследований по символике животного мира в литературе и культуре народов Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 821.11.
у некоторых народов в обережных ритуалах и заговорах. В фольклорных жанрах разных народов образы диких зверей, в частности медведя, наделяются устойчивыми семантическими элементами, неразрывно связанными с самим главным героем: он – охотник, в сказках главный герой иногда садится верхом на медведя, чтобы перенестись в другое царство с целью обеспечения удачной охоты. Так, образы диких животных в первую очередь исторически связанны с географией расселения народа, соотносились с потусторонним миром, традицией ритуального убийства, уважения: в дилогии «Убыр» (Упырь – в русском фольклоре) русскоязычного Ш. Идиатуллина оговаривается необходимость уважительного отношения к животному при его убийстве: «по правилам в голову [животного] бить нельзя» [25, с. 291]. В произведении семья, подвергшаяся влиянию нечистой силы – убыра, сравнивается с медведями, к которому «близко не подходить, стрелять издали, брать на рогатину, если не уберется, пугать криком, бить в шею, глаз и суставы. Я с ним по-человечески, а это же медведи» [24, с. 389].
Список литературы
1. Галиуллина Г. Р. Татарские личные имена в контексте лингвокультурных традиций. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008. 349 с.
2. Саттаров Г. Ф. Этапы развития и очередные задачи татарской ономастики. Казань: Офсетная лаборатории КГУ, 1970.
3. Турсунов Е. Д. Возникновение баксы, сэри и жырау. Астана: Фолиант, 1999.
4. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / пер. с англ. М.: Азбука, 2021. 976 с.
5. Ыбырайым А. О., Алтаева Г. А. Анималистические образы в этнокультуре татарского и казахского народов // TATARICA: LANGUAGE. 2017. № 1 (8). С. 7–21.
6. Элебаева А. Национальное своеобразие художественной культуры // Литературный Киргизстан. 1985. № 10. С. 34–37.
7. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. 608 с.
8. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. 272 с.
9. Аюпов Н. Г. Тенгриянство как религиозная система: автореф. дис. … канд. филос. наук. Алматы, 1996.
10. Поло М. Книга о разнообразии мира. М., 2005.
11. Кошгари М. Девону лугатит турк [Собрание тюркских наречий]: в 3 т. Тошкент, 1960– 1962. Т. 1.
12. Давлетшин Г. М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. 13. Жетписбаева Б. А. Символ в движении литературы (на материале казахской литературы): дис. … д-ра филол. наук. Алматы, 1999.
14. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
15. Татарское народное творчество: в 15 т. Т. 3: Бытовые сказки. Казань: Магариф, 2009.
16. Ахметшин Б. Г. Образ быка в легендах башкирских горнорабочих // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1983.
17. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Большая Рос. энцикл., 2000.
18. Дубовая Е. В. В кругу бестиарных образов: моногр. М.: МПГУ, 2015. 212 с.
19. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962.
20. Давлетшина Л. Х. Мифологизм в татарской прозе конца XX–XXI веков. Казань: РИЦ «Школа», 2006.
21. Шаряфетдинов Р. Х. Мифопоэтический образ коня как отражение культуры тюркских народов в современной татарской литературе // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2018. № 4 (100). С. 111–116.
22. Файзуллина Г. Ч. Номинации человека с компонентом-зоонимом (на материале татарских говоров юга Тюменской области) // TATARICA: LANGUAGE. 2017. № 1 (8). С. 22–41. 23. Жюльен Н. Словарь символов: илл. справ. / [пер. с фр. С. Каюмова, И. Устьянцевой]. Челябинск: Урал LTD, 1999.
24. Хисаметдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: Китап, 2019.
25. Идиатуллин Ш. Убыр: Дилогия: романы. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2018.
26. Бакиров М. Х. Татарский фольклор. Казань: Ихлас, 2012.
27. Бикчурин Н. Я. (Ианкинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.: Изд-во АН СССР, 1950.
28. Бакиров М. Х. Прототюрки: изначальная прародина, ранние племена и язык, история и этнокультура: моногр. Казань: Татар. кн. изд-во, 2019.
29. Урманчеев Ф. И. По следам белого волка. Казань, 1994.
30. Ганиева А. Ф., Надыршина Л. Р. Условно-метафорическая проза Рабита Батуллы // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). С. 26–32.
31. Полуденный закат: Современная проза татарских писателей / пер. с татар. Г. Хасановой. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.
32. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка / [под ред. Э. Р. Тенишева, А. В. Дыбо]. М.: Наука, 2006. 907 с.
33. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Исследование по Мешхедской рукописи. Харьков, 1956.
34. Вахитов С. Г. Татарские легенды о прошлом Камско-Волжского края // Вестн. науч. о-ва татароведения. 1926. № 4. С. 82–91.
35. Мухамадиев Р. Свои люди. Избранное. М.: Изд-во Дружба литератур, 2012. 36. Зайдулла Р. Р. Меч Тенгри: рассказы, повести, эссе, заметки / [пер. с татар.; авт. предисл. А. Мушинский]. Казань: Татар. кн. изд-во, 2016.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению диктанта как современного инновационного упражнения, позволяющего эффективно формировать лингвистическое мировоззрение и воспитывать историческую память у обучающихся в процессе специально организованной работы с текстами-воспоминаниями о виднейших отечественных ученых-филологах. Показан дидактический потенциал диктанта, который является не только репродуктивной, но и частично-поисковой формой работы на уроках русского языка, показаны скрытые резервы этого способа обучения. В результате проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что диктант как вид письменной работы - это значимая дидактическая единица, открывающая для учащихся путь к разносторонней текстовой деятельности, которая обеспечивает импульс и способна стать стимулом к познанию культуры, истории, социально-культурных ценностей и других важных аспектов, направленных на гармоничное развитие личности.
В статье обосновано первостепенное значение преподавания графики на уроках изобразительного искусства в школе. Рассмотрены методические аспекты организации учебно-творческой деятельности школьников на основе индивидуально-личностного подхода, метода проектной деятельности и с учетом особенностей возрастной психологии детей. Авторами предложены различные виды практических упражнений и учебно-творческих заданий в технике графики, направленных на развитие изобразительной грамотности и формирование духовной культуры школьников. Обосновано фундаментальное значение графики в школе для развития умений и навыков реалистического изображения действительности, а на этой основе развития художественной фантазии и образного мышления. Предложенная авторами система методов преподавания искусства графики с указанием ее необходимых компонентов может иметь практическую значимость для подготовки учителей изобразительного искусства и художников-педагогов.
В статье рассмотрены теоретические основы функционирования видовых форм русских глаголов в отрицательных конструкциях прошедшего времени, описаны трудности, возникающие при изучении таких конструкций персоязычными студентами, и предложен комплекс упражнений, направленный на преодоление описанных трудностей и коррекцию типичных ошибок. Цель исследования - установить общие правила употребления видов глаголов в отрицательных конструкциях прошедшего времени, которые могут использоваться в качестве рекомендуемых при обучении персоязычных студентов. Применение приведенных в работе правил призвано конструктивно облегчить восприятие персоязычными обучаемыми видовых форм русских глаголов, а также может быть внедрено в общую методическую систему преподавания РКИ. Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые предложен комплекс упражнений для преодоления трудностей в употреблении видовых форм глаголов в отрицательных конструкциях русского языка и выработки у персоязычных студентов, изучающих русский язык, навыков и умений правильно идентифицировать видовые формы глаголов в прошедшем времени в русских отрицательных предложениях. При этом научная новизна представляется в разработке детального подхода к раскрытию отдельных аспектов темы употребления видовых форм русских глаголов, где в качестве средств обучения выступают указанные упражнения. В результате проведенного на базе Исламского университета «Азад» (Западно-Тегеранского отделения) и Боджнордского университета (группы второго курса, в рамках изучения видов глагола русского языка) исследования определены трудности усвоения и употребления персоговорящими студентами видовых форм глаголов в прошедшем времени в русских отрицательных предложениях, что позволяет разработать основные методы коррекции типичных ошибок, допущенных при использовании видовых форм русских глаголов.
В отечественной системе образования проекты по критическому мышлению находятся в фокусе внимания. Высшая школа внедряет в свои учебные планы дисциплины по развитию критических навыков. В статье рассматриваются программные установки курса «Логика и критическое мышление», в частности, предметом обсуждения становятся операции с понятиями как возможные инструменты борьбы с бессодержательностью мышления. Цель статьи состоит в углублении вопроса о методах и приемах в работе с неопределенными понятиями на занятиях по логике и критическому мышлению. Источником для рассмотрения проблематичных сюжетов служит университетская педагогическая практика. Показывается особый статус в естественном языке и языке науки понятий, являющихся не вполне определенными. Осуществляется изучение интеллектуально-речевого опыта с учетом классификации содержания и объема как определенных, так и неопределенных понятий. Анализируются достижения участников проекта в осознании аксиологической нагруженности лексических единиц и принципиальной трудности в механизмах работы с неопределенными понятиями профессионального дискурса. Акцентируется внимание на возможностях развития критической рефлексии учащихся посредством погружения в дискуссионную тематику о корректном истолковании информации, неопределенных понятиях в нормативных документах, востребованности учета семантических колебаний под влиянием процессов культурного и социального характера. Делается вывод о когнитивном присвоении учащимися специфики представлений об употреблении неопределенных понятий, совершенствовании умений в оперировании понятиями, понимании многосложности познавательного процесса.
Статья посвящена особенностям применения информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы. На примере изучения драматургических произведений А. П. Чехова рассмотрены такие инновационные технологии, как создание интерактивных схем, плейкастов, эйдос-конспектов, слайдшоу. Авторами предложены методические разработки по использованию данных технологий на уроках литературы при изучении творчества А. П. Чехова.
В статье поднимается тема использования инновационных технологий в процессе развития креативности школьников на уроках музыки. Раскрывается сущность следующих понятий: инновационные технологии, музыкальность, музыкальные способности, музыкальная креативность. Для решения поставленной проблемы автор предлагает использовать мобильные приложения для сочинения музыкальных произведений. В статье даются педагогические рекомендации учителям по работе с мобильными приложениями для сочинения композиций школьниками. Автор предлагает и анализирует конкретные мобильные приложения, которые можно использовать школьникам для создания музыкальных сочинений на уроках музыки.
В данной работе продемонстрирована возможность изучения темы «Феромоны человека» в рамках углубленного обучения биологии и внеурочной деятельности. Актуальность обусловлена обилием ошибочных представлений по данной проблеме у учащихся 8-11 классов, принявших участие в исследовании. Расширение предметной тематики с учетом современных научных данных нацелено на развитие мотивации и учебного интереса при изучении биологии на углубленном уровне. Полученные знания имеют важное значение для полового воспитания подростков, расширения кругозора, профориентации. В качестве ключевого метода обучения использовалось проведение лекции с элементами проблемной беседы. Сбор материала для установления степени знакомства учащихся с изучаемой темой осуществлялся с помощью опроса респондентов в виде анкетирования. При обработке результатов и их демонстрации в классе предложено использование оригинальной оценочной шкалы «заблуждение - сомнение - истина». Варианты ответов, которые изначально выглядели очевидными и понятными, оказались не соответствующими научной картине мира. Распространенность таких заблуждений важно понимать учащимся, особенно когда они получают информацию из дополнительных источников при углубленном и внеурочном изучении предмета. Предложенные методические средства позволяют продемонстрировать учащимся сложность научного поиска, актуальность развития критического мышления, комплексность и многогранность биологических процессов. Разработанные материалы, включая презентацию, размещенную на образовательном портале «Инфоурок», могут быть использованы педагогами для продолжения исследований в данном направлении. Работа выполнялась на базе школы № 3 городского округа Пущино Московской области.
В настоящее время количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. При обучении в классе данная категория детей сталкивается с рядом трудностей: отсутствие навыка ведения диалога, сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности, мотивации к общению и т. д. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия позволяет данные проблемы устранить и сформировать верные стратегии участия в воспитательном процессе. Создание определенных педагогических условий при формировании коммуникативного поведения в инклюзивном образовании имеет ряд критериев. Критериями являются: определение функциональных целей, подбор функционального материала, использование систем подкрепления. Коммуникативное взаимодействие побуждает к формированию коммуникативных умений и действий в воспитательном процессе, выстраивает нормы социального поведения, что важно при успешной социализации и адаптации обучающихся. При отсутствии навыков коммуникации недоступны навыки просьбы, отказа, согласия. Для того чтобы поддерживать навыки коммуникативного взаимодействия, необходимо организовать такую среду, где будет большее количество возможностей для общения, и структурировать воспитательный процесс с учетом представленных условий. Данный формат работы позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья преодолевать препятствия коммуникативного взаимодействия в жизни и обществе.
Автор обращается к возможностям кинопедагогики как одного из эффективных средств воспитания и обучения, а также формирования значимых для будущего учителя компетенций. Особое внимание уделено использованию киноматериалов при знакомстве с историей, культурой страны изучаемого языка. Для автора данной статьи это - Великобритания. Приведены примеры использования произведений кинематографа в работе со студентами педагогических направлений подготовки. Показано, что занятия с использованием кино способствуют самораскрытию обучающихся и преподавателя, пробуждают потребность в выражении своих подлинных чувств и мыслей, а также позволяют обучающимся чувствовать себя более уверенными. Важным результатом подобной работы становится приобретение студентами - будущими педагогами собственного опыта использования средств кинопедагогики в предстоящей педагогической деятельности.
В связи с бурным развитием экономики общество выдвигает новые требования к качеству художественного образования. Анализируя и сравнивая качество художественного образования в Китае и России, а также опираясь на успешный опыт российского художественного образования, Китай должен увеличить государственные инвестиции в базовое художественное образование, сформировать хорошую среду и систему художественного образования, а также привить детям любовь к искусству. В статье указано, что художественное образование в КНР является открытой системой для восприятия и обмена опытом подготовки высококвалифицированных специалистов художественно-педагогических специальностей. Содержание художественного высшего образования интегрирует существенные положения искусства, эстетики, образования, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного ис-кусства. Охарактеризована организация творческого процесса студентов художественно-педагогических специальностей как целенаправленное усвоение содержания художественного высшего образования с применением традиционных и инновационных методов и форм обучения с целью максимально полной самореализации участников образовательного процесса в учреждениях высшего образования. Отмечено, что стандарты экзаменов определенным образом ограничивают творческую самореализацию абитуриентов, их художественное новаторство, нестандартное мышление, энтузиазм, вдохновение к рисованию, инициативность и активность в восприятии нового.
В статье рассматривается педагогическая стратегия подготовки конкурентоспособного специалиста в современной системе высшего профессионального образования Китайской Народной Республики. Рассмотрение вопросов осуществлялось с помощью анализа литературных источников и документов; метода системного анализа; метода сравнения и сопоставления. Стратегия модернизации высшего образования в Китае разрабатывается и осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими международными организациями с учетом китайской специфики. Система высшего образования Китайской Народной Республики предусматривает отбор наиболее способных абитуриентов. Описаны уровни и условия организации системы высшего образования в КНР: специалист, бакалавр, магистр. Все дисциплины ученого плана во время обучения делятся на обязательные и выборочные. К обязательным относят общественные, базовые, а также профессиональные. Все студенты, обучающиеся на этапе магистратуры, проходят подготовительную практику. Все студенты, которые прошли обучение в вузе, успешно защитили диссертацию и сдали все экзамены, получают звание магистра.
В статье обоснована важность взаимодействия семьи и образовательных институтов в процессе формирования личности ребенка. Интеграция усилий семьи и образовательных институтов в воспитательном процессе является важным фактором для создания благоприятных условий для развития детей, формирования у них ценностей и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Выявлены и описаны особенности взаимодействия семьи и школы в ряде зарубежных стран: Китае, Франции, Германии, Кубы, Мексики, Финляндии и США. Выделены такие направления взаимодействия семьи и образовательного института, как создание учительско-родительских сообществ, взаимодействие в области образовательной деятельности, взаимодействие в области воспитательной деятельности, государственно-общественного управления школой, повышения педагогической компетентности родителей. Приведены примеры инновационных моделей взаимодействия школы и родителей обучающихся.
В статье рассматривается деятельность выдающихся музыкантов-педагогов конца XIX - ХХ в. К. Н. Игумнова и его ученика и последователя Я. И. Мильштейна. Взгляды на суть исполнительского искусства, педагогические и исполнительские концепции и убеждения этих музыкантов освещаются в контексте отечественных традиций музыкального образования и функционирования механизма преемственности, последовательно связывающего разные этапы их развития. Выявляются различные подходы к совершенствованию пианистического мастерства молодых музыкантов, подчеркивается значимость обучения культуре звукоизвлечения, «горизонтального мышления», слышания, выразительного интонирования музыкального материала. Важным условием развития музыканта является воспитание его самостоятельности, творческой активности, инициативы в поиске собственной интерпретации изучаемого произведения. Утверждается, что осмысление и систематизация опыта прошлого, следование традициям и их обновление помогает выстраивать траекторию современной педагогики музыкального образования.
Статья посвящена проблеме становления и развития народного песенного творчества в Китае. На основе анализа специальной литературы авторы приводят классификацию жанровых направлений народных песен, среди них - исторические, трудовые, о природе, о любви, бытовые, обрядовые и детские песни. В народных песнях отражаются мысли и чувства людей, история страны, традиции быта, правила поведения людей в обществе, образы природы, отношение к труду, обрядовые, житейские проблемы и самобытные национальные особенности. На современном этапе развития музыкальной культуры страны народное песенное искусство является неисчерпаемым источником для творческого вдохновения китайских композиторов, как в области вокальных жанров, так и в области инструментальной и классической музыки. В заключение делается вывод о том, что народные песни, отражающие менталитет нации, имеют огромное воспитательное значение для подрастающих поколений людей, которые должны знать историю своей страны, отраженную в памятниках музыкальной культуры и свято хранить национальные традиции. В настоящее время китайские народные песни стали важной темой для дискуссий в музыкальной индустрии. Поэтому наследие народного песенного творчества стало привлекать внимание общественности. Для любой страны образование в начальной и средней школе является краеугольным камнем ее развития и надеждой нации. Поэтому новому поколению людей необходимо с самого рождения прививать любовь к народной песне как основе национальной культуры в повседневной жизни и на всех уровнях образования.
Статья посвящена изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в отечественной школе второй половины ХХ в. Анализ трудов, вышедших в этот период, позволяет проследить развитие методических традиций изучения романа-эпопеи. На основе анализа методических работ, школьных программ и учебников по литературе автором определяется направленность изучения романа, выделяются основные пути, методы и приемы школьного анализа романа «Война и мир». Обобщение педагогического опыта позволяет установить связь поисков словесников второй половины ХХ в. с деятельностью педагогов конца XIX - первой половины ХХ в., выявить наиболее перспективные для современной образовательной практики идеи и конкретные методические рекомендации.
В современном усложняющемся социальном и профессиональном контексте педагогической деятельности у учителя часто возникают проблемные ситуации, переключающие его с практической педагогической деятельности на мыслительную деятельность по их разрешению. В процессе анализа и поиска способов решения таких ситуаций учитель обращается к различным видам, источникам, формам педагогического знания. Однако в настоящее время в педагогической науке не разработаны теоретические основы применения учителем различных видов и источников педагогических знаний в решении проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности, и программа подготовки учителя к их продуктивному решению. Цель настоящей статьи - описать программу методической работы с учителями по подготовке их к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности и результаты ее опытно-экспериментальной апробации. В статье уточнены признаки и специфика проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности учителя…
Статья посвящена анализу итогов Всероссийской олимпиады молодых учителей по математике и методике ее преподавания, целью которой является формирование мотивации у молодых и будущих учителей к профессиональному саморазвитию. Описываются формат и этапы проведения олимпиады, состав участников. Дается обзор заданий отборочного и основного этапов. Приводятся формулировки и разбор решений заданий по геометрии и методике обучения геометрии, вызвавшие у участников наибольшие затруднения. Анализируются ошибки участников олимпиады и приводится статистика результатов решения отдельных заданий. Результаты олимпиады позволяют выявить основные дефициты участников во владении геометрическими знаниями и проблемы в методической подготовке в области обучения геометрии школьников. В статье отмечается важность профессиональных соревнований для выявления молодых талантливых учителей математики.
В статье дан анализ специальных методических аспектов подготовки будущего учителя математики в условиях индивидуализации обучения и развития школьников с ярко выраженными математическими способностями. Представлены научно обоснованные подходы к формированию методического компонента системы подготовки будущего педагога в системе высшего педагогического образования в рассматриваемом контексте. В ходе проведенного исследования выявлены причины неготовности выпускников университетов к работе в условиях индивидуализации обучения математике, сформулированы и обоснованы методические и технологические аспекты подготовки будущего педагога. Проведен педагогический эксперимент, направленный на апробацию предложенных подходов. Обоснована важность и эффективность обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории освоения программ высшего образования для наиболее подготовленных студентов с высокой мотивацией. В статье представлены результаты апробации предложенной методической модели на базе Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Предложенные образовательные технологии и методические подходы к подготовке будущего учителя математики могут быть использованы вузами, реализующими образовательные программы высшего образования педагогического профиля.
В статье раскрывается система профилактических функций школы, по сути, системно раскрыта ее миссия и возможности в профилактике деструктивного поведения школьников. Автор раскрывает содержание, приемы и условия эффективной реализации каждой из указанных функций, представляющей определенное направление профилактической деятельности школы. В качестве таковых направлений в статье рассмотрены диагностическая и мониторинговая деятельность педагогического коллектива, планирование и научно-методическое обеспечение проводимых профилактических мероприятий, сотрудничество с социальными партнерами школы, с семьей, противодействие влиянию на школьников деструктивных информационных «вбросов» из социальных сетей. Автор показывает передовой опыт руководимой им школы в данной области, раскрывает стратегии работы педагогического коллектива по предотвращению деструктивных отклонений в развитии школьников.
Перевернутый класс - это одна из моделей смешанного обучения, которая меняет роль учителя с ведущей и назидательной на роль фасилитатора (помощника) и созидателя, в то время как обучающийся является центром процесса обучения. Метод «перевернутого класса» обычно предполагает подготовку коротких аудио-и видеолекций, которые обучающиеся просматривают до прихода на урок. В данной работе была предпринята попытка изучить преимущества метода «перевернутого класса» с учетом расширения возможностей современных обучающихся, а также разработана программа опытного обучения, реализация которой планируется на уроках геометрии в школе № 171 (ранее - № 54) г. Москвы, р-на Хамовники в 11 -м классе школы при Механико-математическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
В статье подробно рассматривается методика преподавания живописи в Лицее Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Раскрываются цель и задачи данной методики, рассматриваются подробно основные методы работы с обучающимися, описываются основные аспекты развития творческих способностей лицеистов. Основная цель методики заключается в раскрытии важности предпрофильной подготовки учащихся лицея перед поступлением в вуз в области изобразительного искусства. Это означает, что методика призвана помочь обучающимся лицея получить необходимые знания и навыки в живописи, чтобы успешно поступить в высшее учебное заведение, где они смогут продолжить свое образование в этой области. Основной акцент в статье делается на педагогических аспектах методики преподавания живописи, таких как развитие творческого мышления, визуального восприятия и умений в области композиции и цвета. Автор описывает особенности организации учебного процесса, включая использование различных материалов и техник живописи, проведение практических мастер-классов и индивидуальное руководство учащимися лицея.
Статья посвящена анализу возможностей медиаобразования как средства формирования ценностно-смыслового комплекса личности и развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Актуализируется не только проблематика, связанная с негативными последствиями развития медиасреды, но и вопросы, раскрывающие позитивное воздействие медиа на личность и общество в целом. На основе системного подхода предложена авторская синергетическая/универсальная трактовка сущности современного медиаобразования. В контексте выделения профессионального, неформального и информального способов обучения и воспитания представлены эффективные образовательные практики и культурно-просветительские проекты, реализуемые посредством медиаобразования в Московском педагогическом государственном университете. Рассмотрена медиапедагогика как неотъемлемая составляющая процессов обучения и воспитания в условиях цифровизации образования.
В статье рассматриваются литературные публикации в вузовской прессе на примере газет 2-го Московского государственного университета, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, Московского педагогического государственного университета. Исследуемые газеты «За Лениным», «Ленинец», «Педагогический университет» выходили с 1925 г. по настоящее время. Впервые в данной статье исследуются стихотворения и отрывки из дневников выпускника 2-го МГУ, учителя-словесника Ильи Гудкова, который был автором вышеупомянутых изданий. Его литературные публикации отражают общие тенденции газетной литературы времени, когда они были написаны, в них присутствует эмоциональное отражение событий и явлений действительности. В исследуемом письме в редакцию И. Гудкова имеются факты, которые позволяют уточнить датирование выхода первых номеров газеты «За Лениным» (1925).
В статье рассматривается феномен паратекстуальности как части современной медиакультуры, акцентируется внимание на его доцифровых и современных дигитальных формах. Авторы полагают, что паратексты не только «окружают» и «расширяют» медиатекст, они одновременно влияют на его «восприятие» и «потребление» аудиторией. В работе также представлен научный обзор явления паратекста в различных сферах коммуникации, в том числе и в массмедиа. Особое внимание уделено его аудиальным формам. Авторы делают попытку определить значимость и потенциал современных форм паратекста в радиоэфире. В исследовании эмпирического материала особое место отводится художественной публицистике - радиодраме, или радиоспектаклям. Актуальность исследования обусловлена активным распространением пара-текстуальных элементов в цифровом пространстве, особенно в аудиальных форматах. Данная тенденция требует широкого и подробного научного осмысления.
В статье рассматриваются проблемы сочетания теоретического и практического представления о региональной повестке дня в современной журналистике. Междисциплинарность самого термина «повестка дня» фундаментально влияет на ее понимание в сфере исследования СМИ, а также применение в практической части журналистики. На основе этого формируются и основные противоречия в представлении «региональной повестки дня» как объекта исследования. В статье предлагается альтернативное определение региональной повестки дня, а также международной повестки дня, как ее дихотомической противоположности. Данная тема актуальна на фоне роста интереса исследователей к теме региональных СМИ и может поспособствовать десегментации в понимании самого термина «региональная повестка дня».
В статье рассматриваются структурно-стилистические особенности фрагментов из романов «Помпеи» и «Очищение» британского автора Р. Д. Харриса, объединенных онейрической тематикой. В связи с тем, что сновидческий текст в творчестве Харриса еще не был объектом исследования, в работе проведен анализ сновидений, видений и фрагментов, описывающих пребывание героя в пограничном состоянии. Поэтика сна в романах «Помпеи» и «Очищение» близка к сентиментальной готике А. Радклиф: сновидения героев в романе «Удольфские тайны» имеют логически выстроенное смысловое разрешение, имеющее рациональное объяснение. С помощью сравнительно-сопоставительного метода в настоящем исследовании выявлена семантическая специфика указанного мотивного комплекса, отвечающая идейно-эстетическим представлениям эпохи, при этом сохранившая влияние готического канона (М. Г. Льюис и А. Радклиф).
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011