Перенасыщенность цифрового информационного пространства заставляет медиаорганизации искать нетипичные способы воздействия на внимание и эмоции читателей. Медиа экспериментируют с применением игровых форматов в расчете на то, что их интерактивная и соревновательная природа повлияет на вовлеченность аудитории, особенно молодежной. В статье представлены результаты анализа опыта российских медиа по созданию игровых форматов контента. На основе материалов экспертных интервью делаются выводы о потенциале игрового контента в решении важных для редакций задач по привлечению трафика, увеличению времени пребывания на сайте медиа и т. п. Также оценивается интерес рекламодателей к такого рода контенту, определяется опыт взаимодействия аудитории с игровым брендированным контентом как эмоционально более насыщенный. Практическая значимость работы заключается в анализе возможностей и недостатков игровых форматов как для медиакомпаний, так и для рекламодателей в прогнозировании путей развития игровых форматов в журналистике.
Идентификаторы и классификаторы
Использование игровых форматов контента в массмедиа мы рассматриваем как одно из проявлений инфотейнмента (от англ. infotainment, entertainment – информация, развлечение), отличающего современную журналистику. Этим термином обозначается стирание границы между новостями и развлечениями: новости все больше апеллируют к эмоциям, чем к фактам и анализу (Bourdieu, 1998; Chalaby, 2000). Включение игрового контента в журналистику является частью большого тренда геймификации различных областей человеческой деятельности. Термин «геймификация», или «игрофикация», означает использование элементов игрового дизайна в неигровом контексте (Deterding, Dixon, Khaled, Nacke, 2011; Huotari, Hamari, 2017). Под игровым дизайном понимаются игровые механики – правила, способствующие интерактивному взаимодействию игрока с пространством игры (Sicart, 2008; Werbach, Hunter, 2015), и игровые элементы – очки, достижения, уровни, таблицы лидеров, награды (Werbach, Hunter, 2012; Chou, 2015). Таким образом, можно говорить, что геймификация возникла из игры и представляет собой применение игры в различных областях: бизнесе, науке, образовании, журналистике (Gonzalez-Gonzalez, Navarro-Adelantado, 2021). Феномен быстрого распространения геймификации обусловлен развитием сферы видеоигр, которая на сегодняшний день является одной из ведущих креативных индустрий. По прогнозу исследовательской компании Newzoo, в 2023 г. число игроков по всему миру достигнет 3,38 млрд человек, а доходы мирового рынка видеоигр составят 187,7 млрд долларов.
Список литературы
Басова М. В., Беленко В. Е. Геймифицированные практики современных СМИ // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. 2017. Т. 16, № 6:
Журналистика. С. 41–52.
Вартанова Е. Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации
медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 8–14.
Видеоигры: введение в исследования / отв. ред. Е. В. Галанина. Томск:
ИД Томск. гос. ун-та, 2018.
Волкова И. И. Компьютерные игры и новые медиа: игровой подход к
коммуникациям в виртуальном пространстве // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. Т. 22 (2). 2017. С. 312–320.
Волкова И. И. К вопросу о функциональности игры и игровых
коммуникаций в современных медиа // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. 2013. № 12 (30). С. 41–45.
Иванько А. Ф., Козлова Л. В. Геймификация СМИ: новостные игры //
Вестн. МГУП им. И. Федорова. 2016. № 1. С. 53–55.
Карпенко И. И., Лобановская Е. Ю. Геймификация в современной
российской интернет-журналистике // Научные ведомости Белгород. гос.
ун-та, 2019. Сер.: Гуманитарные науки. № 38 (2). С. 263–269. DOI:
10.18413/2075-4574-2019-38-2-263-269
Карпикова И. С., Артамонова В. В. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации // Вопросы теории
и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 599–614. DOI:
10.17150/2308-6203
Крашенинникова М. А., Зацепилина Ю. А. Игровые форматы в современных зарубежных онлайн-СМИ // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим
доступа: http://www.mediascope.ru/2577 (дата обращения: 15.06.2023).
Макгоникал Дж. Реальность под вопросом. Почему игры делают нас
лучше и как они могут изменить мир. М.: МИФ. 2018.
Осиповская Е. А. Игровое медиапространство мультимедийных
англоязычных СМИ: новые тенденции в жанрообразовании. дис. … канд.
филол. наук. М., 2016.
Савицкий В. А. Игровая технология в современных средствах массовой
коммуникации // Медиаскоп. 2010. Вып. 2. Режим доступа: http://gamestudies.ru/игровая-технология-в-современных-средствах-массовой коммуникации (дата обращения: 25.05.2023).
Салихова Е. А. Игровой контент в медиа-потреблении «учащейся молодежи»: результаты опроса // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2023.
№ 83. С. 257–278.
Салихова Е. А., Вартанов С. А., Гладкова А. А., Дунас Д. В. Алгоритмические рекомендательные системы и цифровые медиаплатформы:
теоретические подходы // Информационное общество. 2022. № 6.
С. 84–95.
Трубникова Н. В., Порудчикова А. В. Поведение потребителей в
интернет-среде: поколение Z и его приоритеты // Коммуникология. 2018.
Т. 6. № 3. С. 93–103.
Федотова Н. А. Геймификация в контексте медийной практики //
Журнал Белорус. гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2017. № 2.
С. 4–11.
Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука, 2019.
Aarseth E. (1997). Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. Baltimore
and London: The Johns Hopkins University Press.
Bogost I. (2007) Persuasive games: The expressive power of videogames. Cambridge: The MIT Press.
Bogost I., Ferrari S., Schweizer B. (2010) Newsgames. Journalism at Play.
Cambridge, MA: MIT Press.
Bourdieu Р. (1998) On television and journalism. Cambridge, UK: Polity
Press.
Burton J. (2005) News-Game Journalism: History, Current Use and Possible
Futures. Australian Journal of Emerging Technologies and Society 3 (2): 87–99.
Caillois R. (1967 [1958]). Les jeux et les hommes. Paris: Librairie Gallimard.
Chalaby J. K. (2000). Journalism studies in an era of transition in public
communications. Journalism 1 (1), 33–39.
Chou Y.-K. (2015). Actionable gamification: Beyond points, badges, and leaderboards. Octalysis Media.
Conill R. F., Karlsson M. (2016) The Gamification of Journalism. In:
Gangadharbatla H., Davis D. Z. Emerging Research and Trends in Gamification.
IGI Global. Pp. 356–383. DOI: 10.4018/978-1-4666-8651-9
Deci E. L., Ryan R. M. (2008). Self-determination theory: A macrotheory
of human motivation, development, and health. Canadian Psychology / Psychologie canadienne 49 (3), 182–185. DOI: 1037/a0012801
Gonzalez-Gonzalez C. S., Navarro-Adelantado V. (2021) The limits of
gamification. Journal Convergence: The International Journal of Research into
New Media Technologies 3 (27): 1–18. DOI: 10.1177/1354856520984743
Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. (2011) From game design elements to gamefulness: Defining gamification. In: A. Lugmayr (ed.) Proceedings
of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments. New York: ACM; 9–15.
Deterding S., Zagal, J. P. (2018) Foreword. In Deterding S., Zagal J. P.
(eds.) Role-Playing Game Studies: Transmedia Foundations. Routledge. P. viii.
Foxman M. (2017). The playful newsroom: Iterating and reiterating the
news and its publics. First Monday 1 (22). DOI: 10.5210/fm.v22i1.7260
Huotari K., Hamari J. (2017) A definition for gamification: anchoring gamification in the service marketing literature. Electronic Markets 27 (1): 21–31.
Muriel D., Crawford G. (2018). Video Games As Culture: Considering the Role
and Importance of Video Games in Contemporary Society. London: Routledge.
Nieborg D. B., Foxman M. (2023) Mainstreaming and Game Journalism.
MIT Press. DOI: 10.7551/mitpress/13837.001.0001
Plewe C., Fürsich E. (2017) Are Newsgames Better Journalism? Journalism Studies 19 (16): 2470–2487. DOI: 10.1080/1461670X.2017.1351884
Salikhova E. A., Vyugina D. A. (2022) Emotions as Key to Russian GenZs’
Consumption of Political News. Psychology in Russia: State of the Art 15 (2):
32–52.
Sicart M. (2008). Defining Game Mechanics. Game Studies: the International Journal of Computer Game Research 2(8). Available at: http://gamestudies.
org/0802/ articles/sicart (accessed: 10.06.2023)
Walz S., Deterding S. (eds.) (2015). The Gameful World: Approaches, Issues,
Applications. Cambridge, MA: MIT Press.
Werbach K., Hunter D. (2015) The Gamification Toolkit: Dynamics, Mechanics, and Components for the Win. Philadelphia, PA: Wharton School Press.
Werbach K., Hunter D. (2012) For the Win: How game thinking can revolutionize your business. Philadelphia, PA: Wharton Digital Press.
Wolf C., Godulla A. (2018) Newsgames in Journalism. Exploitation of Potential and Assessment by Recipients. Journalism Research 1 (2). Available at:
https://journalistik.online/en/edition-02-2018/newsgames-in-journalism/ (accessed: 6.07.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В публикации впервые вводятся в научный оборот и комментируются 12 писем издателя и редактора славянофильского журнала «Русская беседа» А. И. Кошелёва иерею М. Ф. Раевскому, который был настоятелем русской посольской церкви в Вене и, как показывает публикуемый эпистолярий, основным посредником между московской редакцией журнала и ее многочисленными славянскими корреспондентами. Письма обнаружены нами в Отделе письменных источников Исторического музея (Москва). Результаты анализа обнаруженных материалов позволяют расширить представления о круге славянских корреспондентов «Русской беседы», причем как тех, чьи статьи были опубликованы, так и тех, чьи статьи были отвергнуты; помогают прояснить вопрос некоторых псевдонимов; демонстрируют стратегию работы славянофила редактора со славянскими авторами, его желание публиковать только выверенные, научно обоснованные статьи, содержащие подтвержденную различными источниками информацию.
События, связанные с пребыванием итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти в Москве, рассматриваются в статье через призму материалов, которые публиковались в ежедневной газете «Новь» с 23 января по 18 февраля 1914 г. Это репортажи с лекций, программные статьи, интервью, заметки, открытые письма, фотографии и карикатуры. Если поначалу Маринетти воспринимался сотрудниками газеты как приемлемая альтернатива русским декадентам, то в дальнейшем ему было отказано в статусе идейного вождя. Футуризм как таковой подвергся резкой критике. «Новь» не только подробно освещала визит заграничного гостя, но и стала площадкой для полемики между московскими представителями авангарда (М. Ларионов, В. Шершеневич, К. Малевич, В. Маяковский, К. Большаков, Д. Бурлюк). На ее страницах складывались и разрушались тактические союзы, делались принципиальные заявления. Несмотря на скептическое отношение к левому искусству, газета так или иначе способствовала его популяризации. При этом критика футуризма парадоксальным образом сочеталась с эксплуатацией методов, которыми пользовались футуристы.
В статье рассмотрен важный период функционирования Российского телеграфного агентства в первые годы советской власти. В условиях Гражданской войны, нехватки в среде большевиков профессиональных журналистов, отсутствия опыта информационной работы оно формировало новостную и тематическую повестку печатных газет и журналов. В научный оборот введены материалы микрофонной папки из фонда Государственного архива Российской Федерации. Среди жанров материалов радиовестника доминируют заметка, обозрение, статья, отчет, репортаж, корреспонденция, комментарий, оперативная сводка. В тематике преобладают вопросы промышленности/производства, работы органов власти, социальной сферы, армии/военных конфликтов, культуры/искусства, медицины/здоровья, транспорта/дорог, жилья, чрезвычайных происшествий, образования, массовых мероприятий. В «географии» материалов превалируют регионы.
В статье анализируются особенности правового регулирования экономических аспектов деятельности советской периодической печати в 1920-е гг. На основе анализа первоисточников, а также ряда архивных материалов утверждается, что в период нэпа законодательство в области СМИ постоянно развивалось, оставаясь все же несовершенным: большая часть вопросов деятельности печати долгое время вообще формально не регулировалась, а многие проблемы решались административным путем. Однако к концу 1920-х гг. законодательство в области печати было в основе своей сформировано. Причем характер и правовых актов, и правоприменения в целом отражал требования политической системы к важнейшей для нее сфере массовой коммуникации.
В статье рассматривается языковое отражение восприятия музыки в современной российской музыкальной журналистике, анализируются эстетические особенности языка медиатекстов о музыке, что способствует более полному пониманию процессов, происходящих в области музыкальной журналистики. Значимым и актуальным объектом исследования являются ассоциативные ряды на базе различных выразительных языковых средств. Ассоциативные ряды становятся основным средством выражения эстетических оценок в медиатекстах о музыке, способствуют вербальному выражению и описанию чувств, возникающих при прослушивании музыки, передаче заложенных в ней смыслов. Ассоциативные ряды, образные оценки способствуют большей выразительности, экспрессивности текста, выполнению аттрактивной функции и донесению до аудитории тех смыслов, которые сложно выразить конкретно при описании музыкального искусства. Эмпирический материал был собран в процессе анализа медиатекстов 2020-2023 гг., содержащих оценку музыкального творчества и опубликованных в российских сетевых СМИ.
В работе проанализирован контент в социальных сетях VK и TELEGRAM шести развлекательных телевизионных каналов (ТНТ, СТС, «МУЗ-ТВ», «ПЯТНИЦА!», ТВ-3 и «Ю»). В выборку вошли 223 публикации в VK и 224 публикации в Telegram за период с 10 по 16 апреля 2023 г. Результаты исследования демонстрируют вариативность публикуемого контента. Телеканалы редко дублируют эфирный материал, предпочитают его переработку для публикации в социальных сетях, с учетом особенностей аудитории и специфики площадки, что детерминирует формат и содержание публикаций. Важно отметить, что часто телеканалы используют форматы коротких видеороликов. Поскольку эфирный контент в социальных сетях не дублируется, потенциальных зрителей приглашают к просмотру программы или соответствующей публикации на сайте.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/