В статье рассмотрен важный период функционирования Российского телеграфного агентства в первые годы советской власти. В условиях Гражданской войны, нехватки в среде большевиков профессиональных журналистов, отсутствия опыта информационной работы оно формировало новостную и тематическую повестку печатных газет и журналов. В научный оборот введены материалы микрофонной папки из фонда Государственного архива Российской Федерации. Среди жанров материалов радиовестника доминируют заметка, обозрение, статья, отчет, репортаж, корреспонденция, комментарий, оперативная сводка. В тематике преобладают вопросы промышленности/производства, работы органов власти, социальной сферы, армии/военных конфликтов, культуры/искусства, медицины/здоровья, транспорта/дорог, жилья, чрезвычайных происшествий, образования, массовых мероприятий. В «географии» материалов превалируют регионы.
Идентификаторы и классификаторы
Санкт-Петербургское телеграфное агентство (СПТА), первое официальное информационное агентство в России, организованное в 1904 г. на базе Торгово-телеграфного агентства (ТТА, 1903– 1904) при участии министерств иностранных дел, внутренних дел и финансов, работало круглосуточно, его штат насчитывал «около 70 сотрудников, в том числе девять журналистов: придворный и политический хроникеры, официальные хроникеры, репортеры судебной хроники и отдела происшествий».
В связи с переименованием Петербурга в Петроград СПТА в 1914 г. стало называться Петроградским телеграфным агентством (ПТА). Являясь государственным и при монархии, и при Временном правительстве, оно имело значительную сеть корреспондентов в России и за рубежом. К 1917 г. число подписчиков агентства достигло 600. После Октябрьской революции в ряду актуальных задач РСДРП(б) стояло формирование системы информации и пропаганды. Опыт большевиков в деле подпольной печати и выпуска отдельных легальных изданий (газета «Правда», например, выходила в 1912–1914 гг.) в условиях цензурного контроля был важен, однако недостаточен для создания своей легальной прессы. Традиции подпольной печати повлияли на содержание и определили функции советской прессы как коллективного организатора, пропагандиста и агитатора – по определению, данному В. И. Лениным в 1901 г. подпольной газете «Искра».
В первые месяцы советской власти большевикам было важно удержать власть и привлечь на свою сторону значительную часть населения страны в разгоравшейся Гражданской войне. Эти сиюминутные задачи не отменяли стратегической цели формирования коммунистической идеологии и воспитания масс в духе ценностей нового общества, которое предстояло построить.
Список литературы
- Глейзер М. С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1963 (Даты и факты). М.: Госкомитет Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию, Научно-мет. отдел, 1965.
- Горяева Т. М. (сост.) “Великая книга дня…” Радио в СССР: Документы и материалы. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
- Горяева Т. М. (сост.) История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. 1917-1945. М.: Изд-во МГУ, 1991.
- Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание: страницы истории. М.: Искусство, 1976.
- Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). М.: Флинта: Наука, 2002.
- Ленин В. И. Н. П. Горбунову. 21. Х. 1918 г. // Полн. собр. соч. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975. Т. 50. С. 197.
- Минаева О. Д. История отечественной журналистики. 1917-1945. М.: Аспект Пресс, 2018. EDN: YWYUOK
- Ружников В. Н. Так начиналось: Историко-теоретический очерк советского радиовещания. 1917-1928. М.: Искусство, 1987.
- Тихонова О. В. Радиосвязь в России 1917 года: особенности функционирования // История отечественных СМИ. Научный журнал. 2016. Вып. 2. С. 115-124. EDN: YGUMWP
-
Kanashhuk R. (2019) Istoriya agentstva TASS [History of the TASS Agency]. TASS, 26 August. Available at: https://tass.ru/info/6799779 (accessed: 14.02.2023).
-
Lenin V. I. (1975) S chego nachat'? [Where to Begin?]. Poln. sobr. soch [Complete Works]. Moscow: Politizdat Publ. Issue. 5. P. 11.
-
(1942) Postanovlenie VTsIK O Rossiyskom Telegrafnom Agentstve [Resolution of the All-Russian Central Executive Committee on the Russian Telegraph Agency] In Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy pravitel'stva za 1917-1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR [Collection of Laws and Government Orders for 1917-1918. Administration of the Council of People's Commissars of the USSR]. Moscow. Pp. 881-882.
-
(1950) Polozhenie o Rossiyskom Telegrafnom Agentstve [Regulations on the Russian Telegraph Agency] In Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva za 1922 g. Otdel pervyy [Collection of laws and orders of the workers' and peasants' government for 1922. Section one]. Moscow. Pp. 1299-1301.
-
GARF [State Archive of the Russian Federation]. F. R-391. Op. 6. D. 162. L. 63-133. Kopiya [Tracing].
Выпуск
Другие статьи выпуска
В публикации впервые вводятся в научный оборот и комментируются 12 писем издателя и редактора славянофильского журнала «Русская беседа» А. И. Кошелёва иерею М. Ф. Раевскому, который был настоятелем русской посольской церкви в Вене и, как показывает публикуемый эпистолярий, основным посредником между московской редакцией журнала и ее многочисленными славянскими корреспондентами. Письма обнаружены нами в Отделе письменных источников Исторического музея (Москва). Результаты анализа обнаруженных материалов позволяют расширить представления о круге славянских корреспондентов «Русской беседы», причем как тех, чьи статьи были опубликованы, так и тех, чьи статьи были отвергнуты; помогают прояснить вопрос некоторых псевдонимов; демонстрируют стратегию работы славянофила редактора со славянскими авторами, его желание публиковать только выверенные, научно обоснованные статьи, содержащие подтвержденную различными источниками информацию.
События, связанные с пребыванием итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти в Москве, рассматриваются в статье через призму материалов, которые публиковались в ежедневной газете «Новь» с 23 января по 18 февраля 1914 г. Это репортажи с лекций, программные статьи, интервью, заметки, открытые письма, фотографии и карикатуры. Если поначалу Маринетти воспринимался сотрудниками газеты как приемлемая альтернатива русским декадентам, то в дальнейшем ему было отказано в статусе идейного вождя. Футуризм как таковой подвергся резкой критике. «Новь» не только подробно освещала визит заграничного гостя, но и стала площадкой для полемики между московскими представителями авангарда (М. Ларионов, В. Шершеневич, К. Малевич, В. Маяковский, К. Большаков, Д. Бурлюк). На ее страницах складывались и разрушались тактические союзы, делались принципиальные заявления. Несмотря на скептическое отношение к левому искусству, газета так или иначе способствовала его популяризации. При этом критика футуризма парадоксальным образом сочеталась с эксплуатацией методов, которыми пользовались футуристы.
В статье анализируются особенности правового регулирования экономических аспектов деятельности советской периодической печати в 1920-е гг. На основе анализа первоисточников, а также ряда архивных материалов утверждается, что в период нэпа законодательство в области СМИ постоянно развивалось, оставаясь все же несовершенным: большая часть вопросов деятельности печати долгое время вообще формально не регулировалась, а многие проблемы решались административным путем. Однако к концу 1920-х гг. законодательство в области печати было в основе своей сформировано. Причем характер и правовых актов, и правоприменения в целом отражал требования политической системы к важнейшей для нее сфере массовой коммуникации.
В статье рассматривается языковое отражение восприятия музыки в современной российской музыкальной журналистике, анализируются эстетические особенности языка медиатекстов о музыке, что способствует более полному пониманию процессов, происходящих в области музыкальной журналистики. Значимым и актуальным объектом исследования являются ассоциативные ряды на базе различных выразительных языковых средств. Ассоциативные ряды становятся основным средством выражения эстетических оценок в медиатекстах о музыке, способствуют вербальному выражению и описанию чувств, возникающих при прослушивании музыки, передаче заложенных в ней смыслов. Ассоциативные ряды, образные оценки способствуют большей выразительности, экспрессивности текста, выполнению аттрактивной функции и донесению до аудитории тех смыслов, которые сложно выразить конкретно при описании музыкального искусства. Эмпирический материал был собран в процессе анализа медиатекстов 2020-2023 гг., содержащих оценку музыкального творчества и опубликованных в российских сетевых СМИ.
В работе проанализирован контент в социальных сетях VK и TELEGRAM шести развлекательных телевизионных каналов (ТНТ, СТС, «МУЗ-ТВ», «ПЯТНИЦА!», ТВ-3 и «Ю»). В выборку вошли 223 публикации в VK и 224 публикации в Telegram за период с 10 по 16 апреля 2023 г. Результаты исследования демонстрируют вариативность публикуемого контента. Телеканалы редко дублируют эфирный материал, предпочитают его переработку для публикации в социальных сетях, с учетом особенностей аудитории и специфики площадки, что детерминирует формат и содержание публикаций. Важно отметить, что часто телеканалы используют форматы коротких видеороликов. Поскольку эфирный контент в социальных сетях не дублируется, потенциальных зрителей приглашают к просмотру программы или соответствующей публикации на сайте.
Перенасыщенность цифрового информационного пространства заставляет медиаорганизации искать нетипичные способы воздействия на внимание и эмоции читателей. Медиа экспериментируют с применением игровых форматов в расчете на то, что их интерактивная и соревновательная природа повлияет на вовлеченность аудитории, особенно молодежной. В статье представлены результаты анализа опыта российских медиа по созданию игровых форматов контента. На основе материалов экспертных интервью делаются выводы о потенциале игрового контента в решении важных для редакций задач по привлечению трафика, увеличению времени пребывания на сайте медиа и т. п. Также оценивается интерес рекламодателей к такого рода контенту, определяется опыт взаимодействия аудитории с игровым брендированным контентом как эмоционально более насыщенный. Практическая значимость работы заключается в анализе возможностей и недостатков игровых форматов как для медиакомпаний, так и для рекламодателей в прогнозировании путей развития игровых форматов в журналистике.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/