В работе проанализирован контент в социальных сетях VK и TELEGRAM шести развлекательных телевизионных каналов (ТНТ, СТС, «МУЗ-ТВ», «ПЯТНИЦА!», ТВ-3 и «Ю»). В выборку вошли 223 публикации в VK и 224 публикации в Telegram за период с 10 по 16 апреля 2023 г. Результаты исследования демонстрируют вариативность публикуемого контента. Телеканалы редко дублируют эфирный материал, предпочитают его переработку для публикации в социальных сетях, с учетом особенностей аудитории и специфики площадки, что детерминирует формат и содержание публикаций. Важно отметить, что часто телеканалы используют форматы коротких видеороликов. Поскольку эфирный контент в социальных сетях не дублируется, потенциальных зрителей приглашают к просмотру программы или соответствующей публикации на сайте.
Идентификаторы и классификаторы
Стоит отметить, что 19 октября 2021 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) включает Telegram в Реестр социальных сетей4 . Под социальной сетью в данном случае ведомство понимает «сайт и (или) страницу сайта в сети “Интернет” <…> которые предназначены и (или) используются их пользователями для представления и (или) распространения <…> созданных ими персональных страниц информации <…>»5 . Роскомнадзор также определяет Telegram как мессенджер в случае, когда идет речь об «обмене текстовыми и голосовыми сообщениями», а также «голосовыми и видеозвонками»6 . В этой связи мы будем определять Telegram в качестве социальной сети, так как в рамках исследования рассматривается именно распространение контента, а не общение пользователей. Также стоит отметить, что мы не анализируем контент, публикуемый на платформе Youtube. Несмотря на активное развитие площадки, инструментарий данной платформы ограничен производством только видеоматериалов, что не позволяет сделать релевантных выводов об уникальных стратегиях, которые телеканалы используют для продвижения контента. Так, в рамках подготовительного этапа исследования было выявлено, что телеканалы используют Youtube как площадку для дублирования эфирных программ.
Список литературы
-
Вартанова Е. Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 6-26. EDN: OJOUJX
-
Вартанова Е. Л. “Пересборка” медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3 (116). С. 8-16. EDN: OPIVWJ
-
Вьюгина Д. М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. № 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 03.09.2023). EDN: YMJRNZ
-
Дунас Д. В. Медиа и социализация: первичная, вторичная или самосоциализация? Опыт изучения медиапотребления “цифровой молодежи” России // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2022. № 78. С. 200-224. EDN: VLWWAO
-
Колесниченко А. В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 52-74. EDN: RTCLVZ
-
Коломиец В. П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. EDN: OODSDW
-
Круглова Л. А., Кострюков А. И. Русскоязычный YouTube: тренды “пятой власти” 2021 года // Вестн. Новосибирск. гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2023. Т. 22. № 6: Журналистика. С. 82-93. EDN: MODRRL
-
Медиапотребление “цифровой молодежи” в России: монография / под ред. Д. В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ, 2021.
-
Полуэхтова И. А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 71-82. EDN: CQKBEV
-
Уразова С. Л. Экосистема медиа в проекции технологических инноваций // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2019. Т. 24, № 3. С. 477-485. EDN: GUOUZJ
-
Шацкая А. Д. Контент российских телеканалов в интернете: технологии размещения и монетизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. C. 129-154. EDN: GIYUHX
-
Шацкая А. Д., Макеенко М. И. Телеконтент в новых медиа: работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете: монография. М.: Аспект Пресс, 2022. EDN: GCNKMA
-
Щепилова Г. Г., Круглова Л. А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 3. C.3-16. EDN: URWDFC
-
Щепилова Г. Г., Круглова Л. А. Видеоконтент в Интернете: особенности аудиторного потребления // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 342-354. EDN: SCRRCE
-
Altheide D. L., Snow R.P. (1991) Media worlds in the Postjournalism era. New York: Aldine de Gruyter, 1991.
-
Altheide D.L. (2016) Media logic. The International Encyclopedia of Political Communication 2: 1-6. DOI: 10.1002/9781118541555.wbiepc088
-
Anderson K. E. (2020) Getting acquainted with social networks and apps: it’s time to talk about TikTok. Library Hi Tech News 37 (4): 7-12. DOI: 10.1108/LHTN-01-2020-0001
-
Chobanyan K., Nikolskaya E. (2021) Testing the waters: TikTok’s potential for television news. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 3: 62-88. DOI: 10.30547/worldofmedia.3.2021.3 EDN: VCLAUS
-
Evans E. (2015) Layering Engagement: The Temporal Dynamics of Transmedia Television. Storyworlds: A Wournal of Narrative Studies 7(2): 111-128. DOI: 10.5250/storyworlds.7.2.0111
-
Klinger U., Svensson J. (2015). The emergence of network media logic in political communication: A theoretical approach. New Media & Society 17(8): 1241-1257. DOI: 10.1177/1461444814522952
-
Van Dijck J., Poell T. (2013) Understanding Social Media Logicu. Media and Communication (1) 5: 2-14. DOI: 10.17645/mac.v1i1.70
-
Van Dijck J., Poell T. (2015) Making Public Television Social? Public Service Broadcasting and the Challenges of Social Media. Television & New Media 16 (2): 148-164. DOI: 10.1177/1527476414527136
-
Vázquez-Herrero J., Negreira-Rey M. C., Rodríguez-Vázquez A. I. (2021) Intersections between TikTok and TV: Channels and Programmes Thinking Outside the Box. Journalism and Media 2 (1): 1-13. DOI: 10.3390/journalmedia2010001
-
Mediapotreblenie v 2023 [Media Consumption in 2023]. Research company Mediascope. Available at: https://mediascope.net/upload/iblock/226/e7lwh96qizxpwhf1rj2ttfzkwlie8vr8/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202023.pdf (accessed: 09.09.2023).
-
Mediapotreblenie v 2022 [Media Consumption in 2022]. Research company Mediascope. Available at:https://mediascope.net/upload/iblock/e20/5xy943jkri4ngauf1t1stsr0877w3jn5/CSTB_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (accessed: 23.06.2023).
-
Social media. Research company Mediascope. Available at: https://media-scope.net/upload/iblock/5ab/8bh9sab0ioqdvufiv52lhw3ccruhq585/NRF_SocialMedia_Suanova_11.11.22.pdf. (accessed: 03.03.2023).
-
Auditorya Telegram, otchet po dannim Mediascope [Telegram Audience, Report Based on Mediascope Data]. Research company Mediascope. Available at: https://mediascope.net/upload/iblock/9fb/3nfdyfloew36u7oqs3fip8loz14yad4g/Telegram_Otchet_Mediascope.pdf (accessed: 23.09.2023).
-
Roskomnadzor rasshiril Reestr social’nyh setej [Roskomnadzor Expanded the Register of Social Networks]. Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media. Available at: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74715.htm. (accessed: 20.11.2023).
-
Reestr social’nyh setej [Social Networking Registry]. Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media. Available at: https://530-fz.rkn.gov.ru. (accessed: 20.11.2023).
-
Perechen’ informacionnyh sistem i (ili) programmy dlya elektronnyh vychislitel’nyh mashin, ukazannyh v ch. 8 st. 10 Federal’nogo zakona ot 27.07.2006 № 149-FZ “Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii”. [Information Systems and (or) Programmes for Electronic Computing Machines specified in part 8 of Article 10 of Federal Law No. 149-FZ dated 27.07.2006 “On Information, Information Technologies and Information Protection”]. Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media. Available at:https://rkn.gov.ru/docs/Perechen6_informacionnykh_sistem_05052023.pdf(accessed: 20.11.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В публикации впервые вводятся в научный оборот и комментируются 12 писем издателя и редактора славянофильского журнала «Русская беседа» А. И. Кошелёва иерею М. Ф. Раевскому, который был настоятелем русской посольской церкви в Вене и, как показывает публикуемый эпистолярий, основным посредником между московской редакцией журнала и ее многочисленными славянскими корреспондентами. Письма обнаружены нами в Отделе письменных источников Исторического музея (Москва). Результаты анализа обнаруженных материалов позволяют расширить представления о круге славянских корреспондентов «Русской беседы», причем как тех, чьи статьи были опубликованы, так и тех, чьи статьи были отвергнуты; помогают прояснить вопрос некоторых псевдонимов; демонстрируют стратегию работы славянофила редактора со славянскими авторами, его желание публиковать только выверенные, научно обоснованные статьи, содержащие подтвержденную различными источниками информацию.
События, связанные с пребыванием итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти в Москве, рассматриваются в статье через призму материалов, которые публиковались в ежедневной газете «Новь» с 23 января по 18 февраля 1914 г. Это репортажи с лекций, программные статьи, интервью, заметки, открытые письма, фотографии и карикатуры. Если поначалу Маринетти воспринимался сотрудниками газеты как приемлемая альтернатива русским декадентам, то в дальнейшем ему было отказано в статусе идейного вождя. Футуризм как таковой подвергся резкой критике. «Новь» не только подробно освещала визит заграничного гостя, но и стала площадкой для полемики между московскими представителями авангарда (М. Ларионов, В. Шершеневич, К. Малевич, В. Маяковский, К. Большаков, Д. Бурлюк). На ее страницах складывались и разрушались тактические союзы, делались принципиальные заявления. Несмотря на скептическое отношение к левому искусству, газета так или иначе способствовала его популяризации. При этом критика футуризма парадоксальным образом сочеталась с эксплуатацией методов, которыми пользовались футуристы.
В статье рассмотрен важный период функционирования Российского телеграфного агентства в первые годы советской власти. В условиях Гражданской войны, нехватки в среде большевиков профессиональных журналистов, отсутствия опыта информационной работы оно формировало новостную и тематическую повестку печатных газет и журналов. В научный оборот введены материалы микрофонной папки из фонда Государственного архива Российской Федерации. Среди жанров материалов радиовестника доминируют заметка, обозрение, статья, отчет, репортаж, корреспонденция, комментарий, оперативная сводка. В тематике преобладают вопросы промышленности/производства, работы органов власти, социальной сферы, армии/военных конфликтов, культуры/искусства, медицины/здоровья, транспорта/дорог, жилья, чрезвычайных происшествий, образования, массовых мероприятий. В «географии» материалов превалируют регионы.
В статье анализируются особенности правового регулирования экономических аспектов деятельности советской периодической печати в 1920-е гг. На основе анализа первоисточников, а также ряда архивных материалов утверждается, что в период нэпа законодательство в области СМИ постоянно развивалось, оставаясь все же несовершенным: большая часть вопросов деятельности печати долгое время вообще формально не регулировалась, а многие проблемы решались административным путем. Однако к концу 1920-х гг. законодательство в области печати было в основе своей сформировано. Причем характер и правовых актов, и правоприменения в целом отражал требования политической системы к важнейшей для нее сфере массовой коммуникации.
В статье рассматривается языковое отражение восприятия музыки в современной российской музыкальной журналистике, анализируются эстетические особенности языка медиатекстов о музыке, что способствует более полному пониманию процессов, происходящих в области музыкальной журналистики. Значимым и актуальным объектом исследования являются ассоциативные ряды на базе различных выразительных языковых средств. Ассоциативные ряды становятся основным средством выражения эстетических оценок в медиатекстах о музыке, способствуют вербальному выражению и описанию чувств, возникающих при прослушивании музыки, передаче заложенных в ней смыслов. Ассоциативные ряды, образные оценки способствуют большей выразительности, экспрессивности текста, выполнению аттрактивной функции и донесению до аудитории тех смыслов, которые сложно выразить конкретно при описании музыкального искусства. Эмпирический материал был собран в процессе анализа медиатекстов 2020-2023 гг., содержащих оценку музыкального творчества и опубликованных в российских сетевых СМИ.
Перенасыщенность цифрового информационного пространства заставляет медиаорганизации искать нетипичные способы воздействия на внимание и эмоции читателей. Медиа экспериментируют с применением игровых форматов в расчете на то, что их интерактивная и соревновательная природа повлияет на вовлеченность аудитории, особенно молодежной. В статье представлены результаты анализа опыта российских медиа по созданию игровых форматов контента. На основе материалов экспертных интервью делаются выводы о потенциале игрового контента в решении важных для редакций задач по привлечению трафика, увеличению времени пребывания на сайте медиа и т. п. Также оценивается интерес рекламодателей к такого рода контенту, определяется опыт взаимодействия аудитории с игровым брендированным контентом как эмоционально более насыщенный. Практическая значимость работы заключается в анализе возможностей и недостатков игровых форматов как для медиакомпаний, так и для рекламодателей в прогнозировании путей развития игровых форматов в журналистике.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/