Рассматривается роль нейросетей при обучении иностранным языкам, а также анализируются дидактические возможности нейросети Twee при обучении аудированию. Приводятся примеры сгенерированных данной нейросетью по видеоматериалу “Who decides what art means?” упражнений на формирование аудитивных навыков. Раскрывается содержание трех этапов работы с видеоматериалами (преддемонстрационный, демонстрационный, постдемонстрационный). Обосновывается, что нейросеть Twee имеет как преимущества, так и недостатки.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.24151/2409-1073-2024-2-220-223
- eLIBRARY ID
- 68615898
С развитием технологий и искусственного интеллекта использование нейронных
сетей становится всё более распространенным и эффективным средством при обучении иностранным языкам. Обучение с использованием нейронных сетей позволяет
персонализировать процесс изучения, адаптировать учебный материал к потребностям
каждого конкретного ученика, а также обеспечивать непрерывное и эффективное обучение в любое время и в любом месте. Рассмотрим дидактические возможности одной
из нейронных сетей, Twee, при обучении аудированию.
Нейросеть Twee появилась сравнительно недавно — в конце 2022 г. Это система, основанная на искусственном интеллекте и способная генерировать задания для
развития всех видов речевой деятельности [1, с. 181]. Далее рассмотрены упражнения
на аудирование, созданные нейросетью Twee, с конкретными примерами для учащихся 9 класса по теме “Art and Literature”, взятой из УМК “Spotlight 9”.
Список литературы
-
Евдокимова М. Г., Агамалиев Р. Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 173-191. DOI: 10.24151/2409-1073-2023-2-173-191 EDN: EPHUOK
-
Панькова А. А., Казакова О. П. Использование видеоматериалов при обучении аудированию // Современный урок английского языка: материалы науч.-метод. форума (Екатеринбург, 20-21 мая 2022). Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2022. С. 61-67. EDN: NXKQMM
Выпуск
Другие статьи выпуска
Подчеркивается, что в Китае актуальность вопросов изучения русского языка как иностранного сохраняется. Показано, что она обусловлена расширяющимся в последние годы российско-китайским сотрудничеством во многих областях, включая сферу образования. Отмечено, что в Китае нет современных эффективных методик обучения русскому языку как иностранному, что связано с консерватизмом педагогической среды, приверженной к традиционному подходу. Рассмотрены попытки внедрения интерактивных методик обучения. Даны рекомендации по совершенствованию процесса обучения: выбор ситуационных тем, организация сетевого взаимодействия, разнообразие форм оценки, реформа методов обучения, повышение мотивации преподавателей и студентов, внимание к межкультурному компоненту.
Рассматривается специфика формирования вкусов и предпочтений индивидов в современном обществе потребления. С опорой на критическую теорию и постмодернистские идеи авторы представляют сущность текущего этапа развития отношений в обществе потребления, во многом детерминированного влиянием медиаиндустрии на предпочтения индивидов и групп. Отмечено такое воздействие механизмов производства желаний на современного человека, в котором его поведенческая модель становится продуктом. Обозначена роль лидеров общественного мнения в формировании вкусов и предпочтений. Показаны особенности интеракции инфлюенсеров и блогеров с потребителями информации, реализуемые посредством передовых интернет-технологий.
Раскрываются роль и значение интернет-пространства в жизни современного информационного общества. Авторы акцентируют внимание на том, что Интернет - один из важнейших социокультурных феноменов, который активно влияет на духовно-нравственные аспекты жизни современного общества, способствуя развитию новых видов коммуникации, мышления, инициативы и творчества людей. Обосновывается идея о необходимости строго соблюдать в современном Интернете нравственные нормы и принципы для сохранения позитивно ориентированной духовности его создателей и пользователей.
Авторы рассматривают интернальный аспект саморазвития личности, определяющий ее внутренний эволюционный потенциал, - смысложизненные ценности. Выполнен терминологический анализ понятийного аппарата смысложизненных ценностей личности, особое внимание уделено раскрытию сущности самости и успеха, обеспечивающих цельность личности. Обосновано значение мотивационной сферы личности в философии саморазвития. Сделан вывод о коэволюционном характере развития личности и социокультурной системы. Подчеркивается, что в саморазвитии личности как осознанном управлении ведущую роль играют не факторы внешней среды, а именно интернальные факторы.
Представлен теоретический анализ феномена социальной инженерии в условиях развития цифрового пространства. Исследованы основные методы социальной инженерии, используемые мошенниками с целью получить доступ к конфиденциальной информации потенциальной жертвы. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния экономических факторов (средней заработной платы и безработицы в регионах) на коэффициент пострадавших от преступлений, совершённых с применением методов социальной инженерии. Для анализа использованы данные зарегистрированных в МВД РФ заявлений граждан, потерпевших от мошеннических действий, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации. Выявлена прямая связь количества преступлений, совершённых с использованием приемов социальной инженерии, с показателями безработицы по регионам РФ, а также обратная - со средней заработной платой жителей регионов. Предложены меры нивелирования проблемы мошенничества в цифровом пространстве.
Рассмотрена проблема роли профессиональных союзов в системе отношений корпоративной социальной ответственности в российской нефтегазовой отрасли. Введено определение корпоративной социальной ответственности. Показано, что профессиональные союзы выполняют гарантирующую, представительную, сигнализирующую и информационно-просветительскую функции. Роль профсоюзов как самостоятельных и значимых институтов в системе корпоративной социальной ответственности компонентов показана на примере предприятий нефтегазовой отрасли.
Сделан анализ отечественных трендов российской ветеринарной фарминдустрии и оценены риски и основные направления развития этой отрасли экономики. Доказано, что после введения санкций на импорт ветеринарных препаратов отечественный рынок ветфарминдустрии возрождается: увеличивается доля отечественных препаратов, вакцин, средств дезинфекции для животных. Сделан вывод, что объем отечественного рынка в части ветеринарной фармпродукции для животноводства и домашних животных имеет тенденцию к дальнейшему ускоренному развитию при поддержке не только предпринимателей, но и правительства.
Рассматриваются особенности обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Перечисляются преимущества использования аудиовизуальных средств в обучении. Раскрываются когнитивные особенности современных студентов в контексте клипового мышления, которые обосновывают использование аудиовизуальных средств. Перечисляются недостатки использования аудиовизуальных средств.
Описываются результаты диагностики уровня сформированности межкультурной компетенции у студентов технических направлений подготовки. Рассматриваются наиболее эффективные методы формирования межкультурной компетенции.
Автор исследует особенности перевода неологизмов с английского языка на русский в научно-популярных текстах. Исследование проводится на примере современных терминов и выражений, которые активно используются в научных публикациях и научно-популярной литературе. Рассматриваются способы образования неологизмов. Анализируются методы и стратегии перевода новых слов и выражений, включая процессы транслитерации, калькирования, транскрибирования и описательного перевода.
Автор исследует явление «ложных друзей переводчика», которые могут встречаться в различных сферах и областях знания. Представлена классификация приемов перевода данного явления, основанная на работе В. Н. Комиссарова и дополненная другими авторами. Выделяется группа слов, образующих полисемические и коллокационные «гнезда». Автор приводит примеры таких «гнезд» с дальнейшим анализом перевода, подчеркивая важность контекста для точного определения значения «ложных друзей переводчика».
Рассматриваются переводы историзмов в художественной литературе на примере романов американского писателя Джорджа Р. Р. Мартина. Дается определение историзму, описывается отличие историзмов от архаизмов, приводятся примеры из текста Дж. Р. Р. Мартина, по классификации соответствий Я. И. Рецкера.
Обосновывается важность применения компетентностного подхода в преподавании перевода на основании анализа компетенций, заложенных в ФГОС 3++. Так как изучение переводческих предметов нацелено на межкультурную коммуникацию, методология компетентностного подхода при обучении переводу способна помочь обучающемуся утвердиться в ней посредством формирования навыков субъект-субъектного взаимодействия. Автор приходит к выводу, что методология должна быть нацелена на системный подход и иметь практическую ориентацию, поскольку несет в себе реализацию лингвистической, социокультурной и психологической составляющих в процессе обучения.
Сопоставляются методические подходы, названия которых содержат общие лексические компоненты, проводится исследование образовательного содержания, сфер использования и целей этих подходов. Приводятся полученные в результате теоретического анализа научных статей выводы, которые касаются дифференцирования подходов, четко разграничиваются личностно ориентированный и субъектно ориентированный подходы, ставится под сомнение самостоятельность субъектно-деятельностного подхода. На основе изучения теоретического материала установлено, что следует рассматривать субъектно-деятельностный подход как подвид субъектно ориентированного, а субъектно ориентированный подход может быть исследован исключительно в рамках высшего образования.
Рассматриваются особенности и значимость социолингвистической компетентности в аспекте формирования произносительных умений студентов лингвистического вуза. Определены причины необходимости смены ориентиров в обучении фонетике английского языка в условиях социофонетической вариативности. Сделан анализ научных работ, рассматривающих социолингвистические компетенции с точки зрения лингвистики и лингводидактики. Обозначенные автором задачи социолингвистического подхода к разработке методики совершенствования произносительных умений студентов призваны обеспечить достижение стратегической цели современного образования - подготовки молодежи к межкультурной коммуникации.
Рассмотрен круг философских проблем, связанных с созданием искусственного интеллекта (ИИ), равного человеческому интеллекту или его превосходящего. Описаны классические воззрения на ИИ, заложенные А. Тьюрингом, Дж. Маккарти и Дж. Сёрлом. Перечислены современные требования к ИИ и область его применения. Сформулированы философские проблемы, вытекающие из современных способов машинного обучения - в частности, архитектуры «трансформер». Рассмотрены тенденции в понимании ИИ, которые вписываются в конструкцию противоборствующих лагерей философии: физикализма и социально-исторического детерминизма. Описаны перспективы развития ИИ и вытекающие из этого этические проблемы.
Осуществляется латентный анализ творчества Э. В. Ильенкова через актуализацию центральных философских проблем в форме размышлений автора над проблемами, провоцируемыми творческой и жизненной судьбой Ильенкова. Автор, вырастая в своей философской позиции и методе теоретической деятельности, в непосредственном контакте с Ильенковым и его творчеством, пытается в своих теоретических анализах показать их зависимость от диалектической философской культуры; и демонстрирует свои размышления как непосредственно связанные с философскими исследованиями Ильенкова. В тексте статьи нет пересказов и прямых оценок творчества Ильенкова: в этом автор видит пустое и ненужное дело, автор делает попытку показать собственное вхождение в философскую проблематику с явной и скрытой отсылкой к методу и содержанию работы Ильенкова. Проводится мысль, что совместность есть неустранимый принцип и форма любой творческой деятельности. Статья, по форме близкая к эссе, написана к 100-летию Э. В. Ильенкова.
Выполнен анализ представлений о цивилизации и прогрессе как желаемых результатах модернизации социального бытия. Обозначены не только признаки цивилизованного общества, в котором модернизация представляет собой переход к более развитым формам социального бытия, но и ряд тенденций, указывающих на близость западноевропейского общества к финальной, отмирающей стадии культуры. Рассмотрены факторы проявления этой трансформации в характере технологических инноваций, а также в превращенном понимании личности и ее свободы. Утверждается, что с этим во многом связан мировоззренческий раскол современного общества и вызванные им противоречия социально-политической практики западноевропейских государств.
Отмечено, что соборность является элементом «русской идеи» и представляет собой духовное единение людей, в идеале - всего человечества. Прослежен генезис понятия «соборность». Отмечено отсутствие единства во взглядах на соборность со стороны славянофилов и западников. Историко-философский анализ показал: славянофилы подчеркивали исключительность и «особость» русского пути, а единение, по их мнению, должно было произойти на основе всеобщего воцерковления в Русской православной церкви; западники декларировали объединение людей на основе деятельного, добровольного, самостоятельного стремления каждого человека как существа со свободной волей к общественному благу, к социальной справедливости. Высказано предположение о целесообразности пересмотра концепции соборности.
Рассмотрено влияние игровой потребности индивидов как представителей социума на их взаимодействие на примере одного из видов шахматной игры - шахмат Фишера. Проведен анализ данного вида игры в историческом контексте и на современном этапе. Определены причины, по которым шахматы Фишера являются привлекательным и социально адаптированным вариантом игры в шахматы. Обоснована расширенная социальная роль рассмотренного вида игры.
Прослеживается становление сознания субъекта исторического действия от предельной минимальной единицы до верхней точки исторического развития в единстве чувственности, нравственности и мышления, что предполагает прохождение личностью всего исторического пути, который прошло человечество. Отмечено, что выстраивание траектории этого движения, так, чтобы субъектность в расширяющемся масштабе становилась достоянием масс, предполагает инструментализацию философии в общественной практике. Показано, что философское наследие Декарта, Спинозы и Лейбница дает возможность комплексно увидеть этот процесс, что позволит избежать ряда ошибок.
Исследуются особенности эстетизации природного бытия в акте творчества. Рассмотрены аспекты эстетического понимания природного бытия в мировоззренческих системах различных исторических периодов - в античной философии, авраамических религиях, философии всеединства, а также в современной экологической эстетике. Прослежено развитие понимания красоты природы и сущности творчества в философии всеединства. Особое внимание уделено анализу вопросов современной экологии творчества и экологической эстетике. Сделан вывод, что понимание природы как основной фактор формирования эстетических воззрений и творчества в философии всеединства расширяется до измерения природного бытия в целом (Космоса), а в экологической эстетике принимает характер культурного концепта. Трансформация понимания творчества проходит путь от ино-бытия в его основе до незавершенности творения в его принципе и универсальности его антиэнтропийного потенциала.
Разработана модель управленческого учета для оценки влияния инвестиций в персонал IT-компаний на интеллектуальный капитал и рентабельность активов. Рассмотрены особенности формирования затрат в IT-сфере. Составлена классификация инвестиций в персонал с учетом их влияния на мотивацию и лояльность. Разработан комплекс результирующих показателей для оценивания динамики лояльности персонала и роста интеллектуальных активов. Обосновано использование коэффициента Тобина и показателя среднеотраслевой рентабельности активов в качестве маркеров увеличения интеллектуального капитала и повышения эффективности деятельности IT-компаний. Применение этой модели в практике менеджмента призвано повысить качество и обоснованность управленческих решений.
Статья посвящена исследованию роли образовательных программ в содействии развитию солидарной экономики и кооперативных организаций. Работа содержит обзор научной литературы, затрагивающей проблему разработки образовательных продуктов для организаций солидарной экономики, дан экскурс в историю кооперативных курсов России начала XIX в. На основе результатов опроса выявлены проблемы: дефицит квалифицированных кадров на отечественных кооперативных предприятиях и отсутствие специализированных образовательных программ для кооперации. Рассмотрено содержание зарубежных учебных курсов для структур солидарной экономики и кооперации. Авторами представлены рекомендации для учебных заведений и органов управления, общественных организаций по улучшению обучения кадров солидарной экономики и кооперации.
Дано понятие малого и среднего бизнеса, рассмотрено его возрастающее значение для экономики России. Особое внимание уделено ключевым проблемам, с которыми в настоящее время сталкиваются предприятия данного сектора экономики в процессе функционирования и развития. Акцент сделан на сложностях и перспективах кредитования и налогообложения малого бизнеса. Предложены способы, позволяющие повысить эффективность деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
Издательство
- Издательство
- Институт биомедицинских систем
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Москва, Зеленоградский административный округ, площадь Шокина, 1
- Юр. адрес
- Москва, Зеленоградский административный округ, площадь Шокина, 1
- ФИО
- Селищев Сергей Васильевич (Директор)
- E-mail адрес
- bms@miee.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 7208763