Смешанные браки - один из ярких примеров суперразнообразия как ключевой характеристики современного мира. Наиболее распространенными и, соответственно, активно изучаемыми видами смешанного брака являются межрасовые, межэтнические и межконфессиональные браки, о чем свидетельствуют ситуации в разных, в первую очередь активно принимающих мигрантов, странах. Изучение смешанных браков требует комплексного подхода, включающего понимание их места и роли в миграционных, социально-экономических, демографических и социокультурных процессах как в каждой стране в отдельности, так и в общемировых процессах. Цель статьи - систематизация зарубежных англоязычных исследований смешанных браков в странах, активно принимающих мигрантов, таких как США, Канада, Австралия и страны Западной Европы. Задача нашего обзора - систематизация тем и проблем, повторяющихся в исследованиях этого социального явления, которые выявляют и описывают особенности смешанных браков, зачастую посредством сравнения их с моногамными браками. Обзор состоит из двух частей. В первой части коротко рассматривается концептуальная основа исследований смешанных браков: теория социального обмена, теория брачного рынка и трансакционная модель - в социологии; теория взаимозависимости, инвестиционная модель и теория обмена ресурсами - в социальной психологии. Во второй части дается систематизация исследований, наиболее ярко выявляющих особенности любых смешанных браков. Рассмотрены внешние факторы, определяющие физическую и социокультурную доступность смешанных браков, создающие для них возможности либо ограничения. Среди индивидуальных факторов - возраст, гендер, образование, социально-экономический статус, религиозная, этническая или расовая принадлежность, которые рассматриваются и как персональные качества участников брачного рынка, и как обмениваемые ресурсы. Завершает обзор анализ влияния смешанных браков как на семейные отношения, так и на сообщества, к которым принадлежат партнеры, и общества в целом. С позиции партнеров рассматриваются психологические и социально-психологические качества, определяющие стабильность внутрисемейных отношений в смешанных союзах. Долгосрочное влияние смешанных браков на общество проблематизируется через место и роль детей в смешанных браках, а также самих браков во взаимной социальной интеграции разных групп населения в целом.
Идентификаторы и классификаторы
Одна из особенностей мирового социального развития последних десятилетий — это транснационализация и глобальные перемещения людей, приводящие, в частности, к суперразнообразию.
Список литературы
- Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS. 1994. Вып. 6.С. 12-36. Becker G. Assortative Mating in Marriage Markets. THESIS. 1994. Iss. 6. P. 12-36. (In Russ.).
- Лурье С.В. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии // Петербургская социология сегодня. 2018. № 10. С. 122-148. DOI: 10.25990/socinstras.pss-10.414k-p077 EDN: YUKHZB Lur’e S.V. Interethnic Marriages in the Modern Russian National Scenario. Peterburgskaya sotsiologiya segodnya. 2018. No. 10. P. 122-148 10.25990/ socinstras.pss-10.414k-p077 (In Russ.). DOI: 10.25990/socinstras.pss-10.414k-p077 EDN: YUKHZB
- Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 50-76. Pollak R. A Transactional Cost Approach to Families and Households. THESIS. 1994. Iss. 6. P. 50-76. (In Russ.).
- Сороко Е.Л. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 4. С. 96-123. DOI: 10.17323/demreview.v1i4.1804 EDN: TTGXUR Soroko E.L. Ethnically Mixed Families in the Russian Federation. Demograficheskoe obozrenie. 2014. Vol. 1. No. 4. P. 96-123. (In Russ.). DOI: 10.17323/demreview.v1i4.1804 EDN: TTGXUR
- Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987. - 142 с. Susokolov A.A. Mezhnatsional’nye braki v SSSR. [Interethnic Marriages in the USSR.] Moscow: Mysl’ publ., 1987. 142 p. (In Russ.).
- Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 76-82. EDN: CPGGEM Topilin A.V. Interethnic Families and Migration: Issues of Mutual Influence. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1995. No. 7. P. 76-82 (In Russ.).
- Куропятник М.С. Суперразнообразие: реконфигурация культурной сложности контекстов современности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 461-470. 10.22363/2313-2272-2020-20-3-461-470. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-461-470.InRuss. EDN: IWNPZA Kuropyatnik M.S. Superdiversity: Reconfiguring of Cultural Complexity of the Contemporary Contexts. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 2020. Vol. 20. No. 3. P. 461-470. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-461-470
- Alba R., Nee V. Rethinking Assimilation Theory for a New Era of Immigration. International Migration Review. Special Issue: Immigrant Adaptation and Native- Born Responses in The Making of Americans. 1997. Vol. 31. No. 4. P. 826-874. DOI: 10.2307/2547416
- Aldridge D.P. Interracial Marriages: Empirical and Theoretical Considerations. Journal of Black Studies. 1978. Vol. 8. No. 3. P. 355-368. DOI: 10.1177/002193477800800308 EDN: JNAXNB
-
Amoateng A.Y., Kalule-Sabiti I. Social Context Factors and Attitudes toward Interracial Relationships on a South African University Campus. Supplement on Population Issues in South Africa. 2014. Vol. 28. No. 1. P. 623-635. DOI: 10.11564/28-0-520
-
Barfield T. (ed). The dictionary of anthropology. Malden, MA: Blackwell, 1997. 626 p.
-
Bell C.G., Hastings S.O. Black and White Interracial Couples: Managing Relational Disapproval Through Facework. Howard Journal of Communications. 2011. Vol. 22. No. 3. P. 240-259. DOI: 10.1080/10646175.2011.590405
-
Blau P.M., Beeker C., Fitzpatrick K.M. Intersecting Social Affiliations and Intermarriage. Social Forces. 1984. Vol. 62. No. 3. P. 585-606. DOI: 10.2307/2578701
-
Bratter J.L., Eschbach K. "What about the couple?" Interracial Marriage and Psychological Distress. Social Science Research. 2006. Vol. 35. No. 4. P. 1025-1047. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2005.09.001
-
Bryant C.M., Duncan J.C. Interracial Marriages: Historical and Contemporary Trends. Biracial Families: Crossing Boundaries, Blending Cultures, and Challenging Racial Ideologies. Ed. by R.N. Roy, A. Rollins. Springer, Cham. 2018. P. 81-104. DOI: 10.1007/978-3-319-96160-6_5
-
Caltabiano N.J. How Ethnicity and Religion Affect Attitudes Towards Mixed Marriages. Australian Journal of Sex, Marriage and Family. 1985. Vol. 6. No. 4. P. 221-229. DOI: 10.1080/01591487.1985.11004330
-
Campbell M.E., Herman M.R. Both Personal and Public: Measuring Interethnic Marriage Attitudes. Journal of Social Issues. 2015. Vol. 71. No. 4. P. 712-732. DOI: 10.1111/josi.12145
-
Cerroni-Long E.L. Marrying Out: Socio-Cultural and Psychological Implications of Intermarriage. Journal of Comparative Family Studies. 1985. Vol. 16. No. 1. P. 25-46. DOI: 10.3138/jcfs.16.1.25
-
Chimbos P.D. Immigrants' Attitudes Toward Their Children's Inter-Ethnic Marriages in a Canadian Community. International Migration Review. 1971. Vol. 5. No. 1. P. 5-17. DOI: 10.2307/3002043
-
Clark E.M., Harris A.L., Hasan M., Votaw K.B., Fernandez P. Concluding Thoughts: Interethnic Marriage Through the Lens of Interdependence Theory. Journal of Social Issues. 2015. Vol. 71. No. 4. P. 821-833. DOI: 10.1111/josi.1215
-
Clark-Ibanez M., Felmlee D. Interethnic Relationships: The Role of Social Network Diversity. Journal of Marriage and Family. 2004. Vol. 66. No. 2. P. 293-305. DOI: 10.1111/j.1741-3737.2004.00021.x
-
Coley N., Jacobson S., Johanson T., Kirby S. The Colors of Love: Attitudes toward Interethnic Romantic Relationships among College Students. 2008. Accessed 20.03.2024. URL: https://wp.stolaf.edu/sociology/files/2013/06/The-Colors-of-Love.pdf.
-
Crespin-Boucaud J. Interethnic and Interfaith Marriages in Sub-Saharan Africa. World Development. 2020. Vol. 125. Article 104668. P. 1-19. DOI: 10.1016/j.worlddev.2019.104668 EDN: MSWWXN
-
Eisnecker P.S. Non-migrants' Interethnic Relationships with Migrants: The Role of the Residential Area, the Workplace, and Attitudes toward Migrants from a Longitudinal Perspective. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. Vol. 45. No. 5. P. 804-824. DOI: 10.1080/1369183X.2017.1394180
-
Ellison C.G., Powers D.A. The Contact Hypothesis and Racial Attitudes Among Black Americans. Social Science Quarterly. 1994. Vol. 75. No. 2. P. 385-400.
-
Emerson M.O., Kimbro R.T., Yancey G. Contact Theory Extended: The Effects of Prior Racial Contact on Current Social Ties. Social Science Quarterly. 2002. Vol. 83. No. 3. P. 745-761. DOI: 10.1111/1540-6237.00112 EDN: ETSAXD
-
Foa U.G., Foa E.B. Societal Structures of the Mind. Springfield, IL: Thomas. 1974. 468 р.
-
Fulias-Souroulla M. Marriage and Migration: Representations and Attitudes of Greek Cypriot towards Inter-Societal Marriage. The Cyprus Review. 2018. Vol. 20. No. 2. P. 117-143.
-
Gaines S.O., Clark E.M., Afful S.E. Interethnic Marriage in the United States: An Introduction. Journal of Social Issues. 2015. Vol. 71. No. 4. P. 647-658. DOI: 10.1111/josi.12141
-
Gordon M.M. Assimilation in America: Theory and Reality. Daedalus 90. Ethnic Groups in American Life. 1961. Vol. 90. No. 2. P. 263-285.
-
Herman M.R., Campbell M.E. I Wouldn't, But You Can: Attitudes Toward Interracial Relationships. Social Science Research. 2012. Vol. 41. No. 2. P. 343-358. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2011.11.007
-
Herzog S.R., Samuel M., Cho S., Ammons E., Lee H. Perceptions of Interracial Marriage Through the Eyes of Individualistic and Collectivist Cultures Intuition: The BYU. Undergraduate Journal of Psychology. 2015. Vol. 10. No. 2. Article 6. P. 63-75.
-
Hohmann-Marriott B.E., Amato P. Relationship Quality in Interethnic Marriages and Cohabitations. Social Forces. 2008. Vol. 87. No. 2. P. 825-855. DOI: 10.1353/sof.0.0151
-
Huijnk W., Verkuyten M., Coenders M. Family Relations and the Attitude towards Ethnic Minorities as Close Kin by Marriage. Ethnic and Racial Studies. 2013. Vol. 36. No. 11. P. 1890-1909. DOI: 10.1080/01419870.2012.699086
-
Jacobs J.A., Labov T.G. Gender Differentials in Intermarriage among Sixteen Race and Ethnic Groups. Sociological Forum. 2002. Vol. 17. No. 4. P. 621-646. :1021029507937. DOI: 10.1023/a EDN: BCFHDB
-
Joyner K., Kao G. Interracial Relationships and the Transition to Adulthood. American Sociological Review. 2005. Vol. 70. No. 4. P. 563-581. DOI: 10.1177/000312240507000402
-
Kalmijn M. Intermarriage and Homogamy: Causes, Patterns, Trends. Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 395-421. EDN: HEZDWD
-
Kalmijn M. The Children of Intermarriage in Four European Countries. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2015. Vol. 662. No. 1. P. 246-265. DOI: 10.1177/0002716215595391
-
Kelley H.H., Thibaut J. Interpersonal Relations: A Theory of Interdependence. N.Y.: Wiley, 1978. 352 р.
-
Kenney K.R., Kenney M.E. Contemporary US Multiple Heritage Couples, Individuals, and Families: Issues, Concerns, and Counseling Implications. Counselling Psychology Quarterly. 2012. Vol. 25. No. 2. P. 99-112. 10.10 80/09515070.2012.674682. DOI: 10.1080/09515070.2012.674682
-
Leslie L.A., Young J.L. Interracial Couples in Therapy: Common Themes and Issues. Journal of Social Issues. 2015. Vol. 71. No. 4. P. 788-803. DOI: 10.1111/josi.12149
-
Lichter D.T., Carmalt J.H., Qian Z. Immigration and Intermarriage among Hispanics: Crossing Racial and Generational Boundaries. Sociological Forum. 2011. Vol. 26. No. 2. P. 241-264. DOI: 10.1111/j.1573-7861.2011.01239.x
-
Livingston G., Brown A. Intermarriage in the U.S. 50 Years After Loving v. Virginia. Pew Research Center. 2017. Accessed 13.07.2024. URL: https://www.pewresearch.org/social-trends/2017/05/18/intermarriage-in-the-u-s-50-years-after-loving-v-virginia.
-
Mclennan J.F. Primitive Marriage: An Inquiry into the Origin of the Form of Capture in Marriage Ceremonies. Edinburgh: Adam & Charles Black, 1865. 326 р. DOI: 10.5962/bhl.title.50206
-
Merton R.K. Intermarriage and the Social Structure. Psychiatry. 1941. Vol. 4. No. 3. P. 361-374. DOI: 10.1080/00332747.1941.11022354
-
Mixed Unions in Canada. National Household Survey (NHS). 2011. Accessed 20.03.2024. URL: https://www12.statcan.gc.ca/nhs-enm/2011/as-sa/99-010-x/99-010-x2011003_3-eng.pdf.
-
Osanami Torngren S. Attitudes Toward Interracial Marriages and the Role of Interracial Contacts in Sweden. Ethnicities. 2016. Vol. 16. No. 4. P. 568-588. DOI: 10.1177/1468796816638400
-
Peres Y., Schrift R. Intermarriage and Interethnic Relations: A Comparative Study. Ethnic and Racial Studies. 1978. Vol. 1. No. 4. P. 428-451. 10.108 0/01419870.1978.9993243. DOI: 10.1080/01419870.1978.9993243
-
Perry S.L. Racial Composition of Social Settings, Interracial Friendship, and Whites' Attitudes toward Interracial Marriage. The Social Science Journal. 2013. Vol. 50. No. 1. P. 13-22. DOI: 10.1016/j.soscij.2012.09.001
-
Portes A., Zhou M. The New Second Generation: Segmented Assimilation and Its Variants. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Interminority Affairs in the U.S.: Pluralism at the Crossroads. 1993. Vol. 530. P. 74-96. DOI: 10.1177/0002716293530001006
-
Qian Z., Lichter D.T. Social Boundaries and Marital Assimilation: Interpreting Trends in Racial and Ethnic Intermarriage. American Sociological Review. 2007. Vol. 72. No. 1. P. 68-94. DOI: 10.1177/000312240707200104
-
Rodriguez-Garcla D. Intermarriage and Integration Revisited. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2015. Vol. 662. No. 1. P. 8-36. DOI: 10.1177/0002716215601397
-
Rosenfeld M.J. Back to Basics: Examining the Essence of Merton's Status Exchange Theory Using Husband-Wife Education Difference. Accessed 20.03.2024. URL: https://paa2015.populationassociation.org/papers/152009.
-
Rusbult C.E., Agnew C.R., Arriaga X.B. The Investment Model of Commitment Processes. Handbook of Theories of Social Psychology. Ed. by P.A. van Lange, A.W. Kruglanski, E.T. Higgins. Los Angeles: Sage. 2012. P. 218-231. DOI: 10.4135/9781446249222.n37
-
Sarantakos S. Marriage and the Family in Australia: A Multi-Cultural Study. Sidney: Budget Pub Books, 1980. 208 р.
-
Seshadri G., Knudson-Martin C. How Couples Manage Interracial and Intercultural Differences: Implications for Clinical Practice. Journal of Marital and Family Therapy. 2013. Vol. 39. No. 1. P. 43-58. DOI: 10.1111/j.1752-0606.2011.00262.x
-
Song M. Multiracial People and Their Partners in Britain: Extending the Link Between Intermarriage and Integration? Ethnicities. 2016. Vol. 16. No. 4. P. 631-648. DOI: 10.1177/1468796816638399
-
Song M., Aspinall P. Is Racial Mismatch a Problem for Young "Mixed Race" People in Britain? The Findings of Qualitative Research. Ethnicities. 2012. Vol. 12. No. 6. P. 730-753. DOI: 10.1177/1468796811434912
-
Stewart K.A. Interracial Intimacy and the U.S. Racial Structure: How Interracial Marriages Challenge and Reinforce Racial Boundaries: Dissertation. Submitted in Partial Satisfaction of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy in Sociology. 2019. Accessed 20.03.2024. URL: https://escholarship.org/content/qt10c236nz/qt10c236nz.pdf.
-
Sullivan C., Cottone R.R. Culturally Based Couple Therapy and Intercultural Relationships: A Review of the Literature. The Family Journal. 2006. Vol. 14. No. 3. P. 221-225. DOI: 10.1177/1066480706287278 EDN: JQEGEZ
-
Tegunimataka A. The Intergenerational Effects of Intermarriage. Journal of International Migration and Integration. 2020. P. 1-22. DOI: 10.1007/s12134-019-00745-1 EDN: NKXQBT
-
Trilla C.C., Esteve A., Domingo A. Marriage Patterns of the Foreign-Born Population in a New Country of Immigration: The Case of Spain. International Migration Review. 2008. Vol. 42. No. 4. P. 877-902. DOI: 10.1111/j.1747-7379.2008.00151.x
-
Uhlich M., Luginbuehl T., Schoebi D. Cultural Diversity Within Couples: Risk or Chance? A Meta-Analytic Review of Relationship Satisfaction. Personal Relationships. 2022. Vol. 29. No. 1. P. 120-145. DOI: 10.1111/pere.12405 EDN: AUXXAZ
-
Winthrop D.J. Historical Origins of the One-Drop Racial Rule in the United States. Journal of Critical Mixed Race Studies. 2014. Vol. 1. No. 1. P. 98-132. DOI: 10.5070/C811013867
-
Woesthoff J. "When I Marry a Mohammedan": Migration and the Challenges of Interethnic Marriages in Post-War Germany. Contemporary European History. 2013. No. 22. P. 199-231. DOI: 10.1017/S0960777313000052
-
Wu Z., Schimmele C.M., Hou F. Group Differences in Intermarriage with Whites between Asians, Blacks, and Hispanics: The Effects of Assimilation and Structural Constraints. Journal of Social Issues. 2015. Vol. 71. No. 4. P. 733-754. DOI: 10.1111/josi.12146
-
Yancey G. Who Interracially Dates: An Examination of the Characteristics of Those Who Have Interracially Dated. Journal of Comparative Family Studies. 2002. No. 33. P. 179-190. DOI: 10.3138/jcfs.33.2.179 EDN: DRPUQX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен аналитический обзор основных тематических докладов и дискуссии в рамках научной секции факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета на Международной научно-практической конференции «Человеческий капитал: образование, труд, занятость в современном обществе», проведенной в рамках VIII Санкт-Петербургского международного форума труда (20-22 февраля 2024 г.). Секция была приурочена к 300-летию основания СПбГУ. Авторы дают общую характеристику VIII Санкт-Петербургскому международному форуму труда. Проанализированы три основных доклада на секции, в которых представлены направления исследований трудовой сферы на факультете социологии СПбГУ. В рамках этих докладов были подняты проблемы формирования креативных компетенций у обучающихся, в частности аналитической компетенции, проблемы неформальной занятости, в том числе в отношении самозанятых, а также проблематика исследований трудовой сферы Китая.
Тридцатитомное издание собрания сочинений русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) при поддержке Правительства Республики Коми, РФ, является крупнейшим и уникальным в российской социологии. В статье-рецензии критически оценивается подготовка к выходу в свет тринадцати томов, охватывающих почти весь российский период творчества социолога. Вступительные статьи к томам не только представляют читателю классика социологии, но и в совокупности обеспечивают обозримость научной программы П.А. Сорокина и этапность ее реализации. Тщательно подобранные издателями современные автору рецензии на его книги, приложенные к томам собрания сочинений, и великолепный научно-справочный аппарат (указатели имен и цитированной литературы) позволяют воссоздать историко-научный контекст теоретической и методологической мысли П.А. Сорокина (за небольшим исключением в отношении расовых теорий, проникших в социологию конца XIX - начала XX вв.). Рассмотрены спорные терминологические решения при переводе понятийного аппарата с английского на русский язык. Эпохальные исследования П.А. Сорокина сегодня нуждаются в новом прочтении и изучении с учетом временнóй дистанции и не менее сложной, чем в период его творчества, исторической ситуации в России и в мире. В связи с этим определены «точки присоединения» к идеям П.А. Сорокина, прежде всего в теории и методологии социологии: его недооцененный вклад в развитие общей теории социальных систем и методологию исследования ценностных систем в динамике общества.
Цель статьи - определить методологическую и нравственно-мировоззренческую подоплеку проекта социолога и самобытного социального мыслителя Андрея Николаевича Алексеева (1934-2017), показать, как он осмыслял, развивал и отстаивал свои идеи, работая вне общепринятых эпистемологических и институциональных рамок социологии. Для этого автор статьи выявляет и воспроизводит размышления Алексеева о собственном вкладе в науку, простимулированные критикой его коллег. Оригинальное социальное знание, разработанное Алексеевым, по типу можно отнести к личностному (в терминологии М. Полани), однако самобытность этого знания в том, что оно содержит элементы как саморефлексивности и рефлексивности, так и акционизма. В первой части текста кратко показано становление «социолога-рабочего». Приводятся ключевые идеи и методы Алексеева, содержащиеся в двух ответвлениях созданного им направления - в «драматической социологии» и «социологической ауторефлексии», описываются их понятийный аппарат и жанровые особенности. Во второй части показаны фрагменты некоторых дискуссий между героем статьи и его научными оппонентами. Как правило, отправной точкой становились рецензии и письма в адрес Алексеева, в которых высказывались сомнения или критические суждения по поводу «драматической социологии» и «социологической ауторефлексии». Рассмотрены авторефлексивные ответы Алексеева его оппонентам - Л.Г. Григорьеву, В.А. Ядову, Д.Н. Шалину, Д.М. Рогозину, в частности по вопросам методологии и этики исследований. Также выявляется точка зрения Алексеева на то, какое место его проект занимает в системе социально-гуманитарного знания, в чем методические и содержательные сходства/различия этого проекта и существующих в этой сфере направлений - автоэтнографии, биографики, публичной социологии, а также какова его связь с литературой и журналистикой.
Статья посвящена рецепции и переосмыслению концепции удовлетворенности трудом, разработанной советскими социологами в конце 1960-х гг. Подвергается критике общепринятый в настоящее время подход, выдвигающий в качестве основного фактора удовлетворенности трудом оплату труда (Н.В. Рудаков, 2021; О. Ротар, Б.У. Сармиенто, 2022). Другие подходы, рассматривающие более широкий набор факторов удовлетворенности (например, Е.В. Михалкина и др., 2020; Г.З. Ефимова, А.С. Латышев, 2023) остаются существенно несвободны от доминирующей финансово-прагматической рамки. На основе ретроспективного анализа авторами предлагается обновленная концепция удовлетворенности трудом. Она апробируется на фактическом материале многолетнего мониторингового исследования профессорско-преподавательского состава российских вузов, проводимого Президентской академией. Анализируются данные шестой волны этого мониторинга, реализованного авторами статьи. Опрос проводился с 18 апреля по 10 июня 2023 г. включительно посредством анкетирования в онлайн-среде, собрана 16 581 полная анкета. Совокупный доход семьи преподавателя и оплата его труда рассматриваются как значимые факторы общей удовлетворенности трудом, однако важнейшими концептуальными признаками удовлетворенности названы творческие возможности работы и содержание труда. Первый признак определяется набором операциональных определений, отражающих представления о мире и уверенность в собственной профессиональной позиции. Второй - представлениями о системе образования и наличием установки на свободу творчества.
В российском контексте недостаточно развита практика описания концептуальной рамки образовательных программ по вовлечению школьников в науку и эмпирических исследований их эффективности. Цель статьи заключается в выявлении актуальных теоретических концепций и измерительных инструментов в сфере оценки эффективности образовательных интервенций по вовлечению школьников в науку (STEM). В первой части статьи делается обзор ключевых аспектов концепции вовлечения и наиболее популярных мотивационных теорий в исследованиях образования школьников. Во второй части анализируются 10 конкретных кейсов исследований, демонстрирующих, как именно в рамках этих теоретических направлений реализуются исследования по оценке эффективности образовательных интервенций с акцентом на инструментарий и измеряемые концепты. Экскурс в поле зарубежных прикладных исследований в данной области может быть полезен как вклад в популяризацию доказательного подхода в целом, а также актуальных концептов и исследовательских стратегий в области оценки узкопрофильных образовательных программ.В российском контексте недостаточно развита практика описания концептуальной рамки образовательных программ по вовлечению школьников в науку и эмпирических исследований их эффективности. Цель статьи заключается в выявлении актуальных теоретических концепций и измерительных инструментов в сфере оценки эффективности образовательных интервенций по вовлечению школьников в науку (STEM). В первой части статьи делается обзор ключевых аспектов концепции вовлечения и наиболее популярных мотивационных теорий в исследованиях образования школьников. Во второй части анализируются 10 конкретных кейсов исследований, демонстрирующих, как именно в рамках этих теоретических направлений реализуются исследования по оценке эффективности образовательных интервенций с акцентом на инструментарий и измеряемые концепты. Экскурс в поле зарубежных прикладных исследований в данной области может быть полезен как вклад в популяризацию доказательного подхода в целом, а также актуальных концептов и исследовательских стратегий в области оценки узкопрофильных образовательных программ.
Статья посвящена методологическим проблемам, возникающим при проведении качественных интервью на сенситивные темы, в частности с участниками военных конфликтов. Автор анализирует противоречие между традиционным требованием нейтральности исследователя и необходимостью установления доверительного контакта с информантом. На примере собственного опыта интервьюирования участников боевых действий в Афганистане и на Украине демонстрируется, что строгое следование принципу нейтральности может препятствовать получению глубинной информации. Предлагается альтернативный подход, основанный на честности, авторефлексии и процессуальной объективности. Автор утверждает, что открытое выражение исследователем собственной позиции и готовность к диалогу позволяют преодолеть «стену сопереживания» и установить продуктивный контакт даже при значительных расхождениях во взглядах. Статья вносит вклад в дискуссию о балансе между научной беспристрастностью и вовлеченностью исследователя в качественной социологии. Предложенные методологические рекомендации могут быть полезны при проведении исследований по сложным социальным и политическим темам.Статья посвящена методологическим проблемам, возникающим при проведении качественных интервью на сенситивные темы, в частности с участниками военных конфликтов. Автор анализирует противоречие между традиционным требованием нейтральности исследователя и необходимостью установления доверительного контакта с информантом. На примере собственного опыта интервьюирования участников боевых действий в Афганистане и на Украине демонстрируется, что строгое следование принципу нейтральности может препятствовать получению глубинной информации. Предлагается альтернативный подход, основанный на честности, авторефлексии и процессуальной объективности. Автор утверждает, что открытое выражение исследователем собственной позиции и готовность к диалогу позволяют преодолеть «стену сопереживания» и установить продуктивный контакт даже при значительных расхождениях во взглядах. Статья вносит вклад в дискуссию о балансе между научной беспристрастностью и вовлеченностью исследователя в качественной социологии. Предложенные методологические рекомендации могут быть полезны при проведении исследований по сложным социальным и политическим темам.
Прерванные интервью снижают кооперацию респондентов и могут приводить к систематическим смещениям выборок, что ставит под вопрос репрезентативность полученных опросных данных. Сенситивные темы опросов, такие как обсуждение российско-украинского конфликта, могут побуждать респондентов чаще прекращать разговор о них. Поэтому исследовать прерванные интервью в таких опросах особенно важно. Цель данной статьи - выявить и описать причины прерываний интервью в опросах про военные действия на Украине.
Методы исследования: контент-анализ аудиозаписей интервью с респондентами и традиционный качественный анализ документов, а именно аудиозаписей интервью с респондентами, досрочно прервавшими опрос.
Количественное исследование (контент-анализ) аудиозаписей интервью позволяет измерить распространенность причин прерывания опроса респондентами, а их качественный анализ дает материалы для описания нарративов, стоящих за этими причинами. Выборка двухступенчатая. На первом этапе выборка случайная, стратифицированная по федеральным округам. Она репрезентирует население России по полу, возрасту и федеральным округам проживания респондентов. В ходе первого этапа выборка составила 2507 интервью, среди них прерванных интервью 888. На втором этапе выборка сплошная, сформированная методом основного массива: из 888 прерванных интервью прослушано 538.
По итогам исследования получены следующие основные результаты. Причины прерывания интервью разделены на устранимые и неустранимые. Каждая из этих групп причин классифицирована на конкретные виды причин прерываний. Соотношение устранимых и неустранимых причин в прослушанной выборке составило 68 : 470, или 13% : 87%, то есть потенциал к сокращению числа прерываний довольно невелик. Стоит особо отметить влияние длины вопросов и анкеты в целом на количество прерываний интервью: чем длиннее анкета и ее вопросы, тем больше случается прерываний. Поэтому лаконичность формулировок вопросов (сокращение их длины, избегание табличных вопросов в телефонных опросах, уменьшение числа вариантов в номинальных шкалах), сокращение длины анкеты до 10 мин и работа с эмоциональным выгоранием интервьюеров позволят сократить число прерванных интервью. Сенситивность военно-политической тематики тоже увеличивает число прерываний, однако удовлетворительный способ решить эту проблему найти пока не получается. В силах исследователей - только минимизировать число военно-политических вопросов в анкете, формулировать их в наиболее комфортном для респондентов виде (гипотетически, с возможностью отказа и т. п.) и «разбавлять» анкету менее сенситивными темами.
Дается аналитическая реконструкция формирования и эволюции цивилизационного подхода в контексте интеллектуальной и институциональной истории социологии. Выделяются три волны цивилизационного анализа, совпадающие с тремя стадиями дисциплинарного развития социологии: додисциплинарной, дисциплинарной и постдисциплинарной. Первая волна включает формирование в середине XVIII в. унитарно-линейной концепции цивилизации, ее рецепцию в ранней социологии и окончательную маргинализацию в конце XIX в. с вступлением социологии в классический период. Начало второй волны приходится на первые два десятилетия XX в., отмеченных разработкой плюралистической теории и сравнительной истории цивилизаций в творчестве М. Вебера и Э. Дюркгейма с М. Моссом. Она продолжается в межвоенный период, когда при общем упадке интереса социологии к макроисторическим темам создают свои теории цивилизационной динамики Н. Элиас и П.А. Сорокин, и завершается критической рецепцией метаисторической теории локальных цивилизаций в послевоенные два с половиной десятилетия. Третьей волне, продолжающейся в настоящее время, дает импульс цивилизационный поворот в середине 1970-х гг., инициированный Б. Нельсоном и Ш. Эйзенштадтом на фоне распада послевоенного «ортодоксального консенсуса» в социологии. Она сочетает тенденцию на укоренение цивилизационного анализа в социологической традиции со стремлениями к обновлению и консолидации его исследовательской программы, представленной четырьмя основными моделями: процессной, конфигурационной, интеракционной и реляционной. Й. Арнасон осуществил наиболее масштабный проект теоретической интеграции в поле цивилизационного анализа на основе концепции обоюдного конституирования культуры и власти.Дается аналитическая реконструкция формирования и эволюции цивилизационного подхода в контексте интеллектуальной и институциональной истории социологии. Выделяются три волны цивилизационного анализа, совпадающие с тремя стадиями дисциплинарного развития социологии: додисциплинарной, дисциплинарной и постдисциплинарной. Первая волна включает формирование в середине XVIII в. унитарно-линейной концепции цивилизации, ее рецепцию в ранней социологии и окончательную маргинализацию в конце XIX в. с вступлением социологии в классический период. Начало второй волны приходится на первые два десятилетия XX в., отмеченных разработкой плюралистической теории и сравнительной истории цивилизаций в творчестве М. Вебера и Э. Дюркгейма с М. Моссом. Она продолжается в межвоенный период, когда при общем упадке интереса социологии к макроисторическим темам создают свои теории цивилизационной динамики Н. Элиас и П.А. Сорокин, и завершается критической рецепцией метаисторической теории локальных цивилизаций в послевоенные два с половиной десятилетия. Третьей волне, продолжающейся в настоящее время, дает импульс цивилизационный поворот в середине 1970-х гг., инициированный Б. Нельсоном и Ш. Эйзенштадтом на фоне распада послевоенного «ортодоксального консенсуса» в социологии. Она сочетает тенденцию на укоренение цивилизационного анализа в социологической традиции со стремлениями к обновлению и консолидации его исследовательской программы, представленной четырьмя основными моделями: процессной, конфигурационной, интеракционной и реляционной. Й. Арнасон осуществил наиболее масштабный проект теоретической интеграции в поле цивилизационного анализа на основе концепции обоюдного конституирования культуры и власти.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru