Тридцатитомное издание собрания сочинений русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) при поддержке Правительства Республики Коми, РФ, является крупнейшим и уникальным в российской социологии. В статье-рецензии критически оценивается подготовка к выходу в свет тринадцати томов, охватывающих почти весь российский период творчества социолога. Вступительные статьи к томам не только представляют читателю классика социологии, но и в совокупности обеспечивают обозримость научной программы П.А. Сорокина и этапность ее реализации. Тщательно подобранные издателями современные автору рецензии на его книги, приложенные к томам собрания сочинений, и великолепный научно-справочный аппарат (указатели имен и цитированной литературы) позволяют воссоздать историко-научный контекст теоретической и методологической мысли П.А. Сорокина (за небольшим исключением в отношении расовых теорий, проникших в социологию конца XIX - начала XX вв.). Рассмотрены спорные терминологические решения при переводе понятийного аппарата с английского на русский язык. Эпохальные исследования П.А. Сорокина сегодня нуждаются в новом прочтении и изучении с учетом временнóй дистанции и не менее сложной, чем в период его творчества, исторической ситуации в России и в мире. В связи с этим определены «точки присоединения» к идеям П.А. Сорокина, прежде всего в теории и методологии социологии: его недооцененный вклад в развитие общей теории социальных систем и методологию исследования ценностных систем в динамике общества.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Согласно «Толковому словарю русского языка» Владимира Даля, рецензировать книгу означает «критиковать, оценять ее, разбирать, ценить достоинство».
Список литературы
- Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. “Система социологии” Питирима Сорокина и системно-коммуникативный подход // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 528-548. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.1950 EDN: YDAWZX Antonovskii A.Y., Barash R.E. The “System of Sociology” by Pitirim Sorokin and the Systemic Communicative Approach. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny. 2021. No. 6. P. 528-548. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.1950 EDN: YDAWZX
- Зюзев Н.Ф. Главная книга Питирима Сорокина // Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии / Пер. с англ. и вступ. ст. Н.Ф. Зюзева; Сост., коммент. и науч. ред. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2022. С. 7-24. [Собрание сочинений, том 21 в плане-проспекте.]. Zyuzev N.F. Pitirim Sorokin’s Main Book. Sorokin P.A. Sobranie sochinenii. T. 21. Obshchestvo, kul’tura i lichnost’: ikh struktura i dinamika. Sistema obshchei sotsiologii. [Collected Works. Vol. 21. Society, Culture, and Personality: Their Structure and Dynamics, a System of General Sociology.] Transl. from Eng. and foreword by N.F. Zyuzev; Comp., comments and ed. by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2022. P. 7-24. (In Russ.).
- Подвойский Д.Г. Питирим Сорокин: бихевиорист, открывший для себя культуру // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 4. С. 276-287. DOI: 10.14515/monitoring.2023.4.2452 EDN: EEILMF Podvoyskii D.G. Pitirim Sorokin: A Behaviorist Who Discovered Culture. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny. 2023. No. 4. P. 276-287. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2023.4.2452 EDN: EEILMF
- Сапов В.В. В начале длинного пути (Первая книга Питирима Сорокина) // Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / Вступ. ст., сост. и прим. В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. С. 3-38. Sapov V.V. At the Beginning of a Long Way (Pitirim Sorokin’s First Book). Sorokin P.A. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada: sotsiologicheskii etyud ob osnovnykh formakh obshchestvennogo povedeniya i morali. [Crime and Punishment, Feat and Reward: A Sociological Study of the Main Forms of Social Behavior and Morality]. Foreword, comp. and notes by V.V. Sapov. Moscow: Astrel’ publ., 2006. P. 3-38. (In Russ.).
- Сапов В.В. Комментарии // Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. М.: Академический проект, 2020. С. 762-918. Sapov V.V. Comments. Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, Law, and Social Relationships. [Russ. ed.: Sotsial’naya i kul’turnaya dinamika. Transl. from Eng., foreword and comments by V.V. Sapov. Moscow: Akademicheskii proekt publ., 2020. P. 762-918.].
- Сапов В.В. Об авторе и издателе “Системы социологии” // Сорокин П.А. Система социологии: (том I-II) / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2021. С. 7-38. [Собрание сочинений, том 5 в плане-проспекте.]. Sapov V.V. About the Author and Publisher of “Systems of Sociology”. Sorokin P.A. Sobranie sochinenii. T. 5. Sistema sotsiologii: (tom I-II). [Collected Works. Vol. 5. The System of Sociology: (Vol. I-II).] Comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2021. P. 7-38. (In Russ.).
- Сапов В.В. Питирим Сорокин - популяризатор социального знания // Сорокин П.А. Популярные очерки теории права, социологии и социальной педагогики / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2019. С. 7-20. [Собрание сочинений, том 6 в плане-проспекте.]. EDN: SPKFIO Sapov V.V. Pitirim Sorokin - Populariser of Social Knowledge. Sorokin P.A. Sobranie sochinenii. T. 6. Populyarnye ocherki teorii prava, sotsiologii i sotsial’noi pedagogiki. [Sobranie sochinenij. Vol. 6. Popular Essays on Legal Theory, Sociology and Social Pedagogy.] Comp., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2019. P. 7-20. (In Russ.).
- Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2014. - 496 с. [Собрание сочинений, том 7 в плане-проспекте.]. Sorokin P.A. Golod kak faktor: Vliyanie goloda na povedenie lyudei, sotsial’nuyu organizatsiyu i obshchestvennuyu zhizn’. [Hunger as a Factor: The Impact of Hunger on Human Behaviour, Social Organisation and Social Life.] Comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2014. 496 p. (In Russ.).
- Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2018. - 640 с. [Собрание сочинений, том 19 в плане-проспекте.]. EDN: XYIVRR Sorokin P.A. Krizis nashego vremeni. [The Crisis of Our Age.] Comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2018. 640 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Листки из русского дневника. Социология революции / Пер. с англ., сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2015. - 848 с. [Собрание сочинений, том 9 в плане- проспекте.]. EDN: YWGTZW Sorokin P.A. Listki iz russkogo dnevnika. Sotsiologiya revolyutsii. [Leaves from a Russian Diary. The Sociology of Revolution.] Transl. from Eng., comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2015. 848 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Некоторые новые книги по "философской" и "эмпирикоиндуктивной" социологии: сводная рецензия // Социологические исследования. 2023. № 1. С. 130-136. DOI: 10.31857/S013216250021532-8 EDN: OIYPKI Sorokin P.A. Some of the New Works in the Field of "Philosophical" and "Empirical-Inductive" Sociology: Consolidated Review = Einige der neuen Werke auf dem Gebiete der "philosophischen" und "empirisch-induktiven" Soziologie. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2023. No 1. P. 130-136. (In Russ.). EDN: OIYPKI
-
Сорокин П.А. Немножко о партиях и беспартийности, о невежестве и знании // Сорокин П.А. Ранние сочинения, 1910-1914 годы / Сост., вступ. ст. В.В. Сапова; Коммент. В.В. Сапова, С.Н. Казакова. СПб.: М1ръ, 2014. С. 560-563. [Собрание сочинений, том 1 в плане-проспекте.]. Sorokin P.A. A Little Bit about Parties and Non-partisanship, Ignorance and Knowledge. Ranniesochineniya, 1910-1914gody. [Early Writings: 1910-1914.] Comp., foreword by V.V. Sapov; Comments by V.V. Sapov, S.N. Kazakov. St Petersburg: Mir publ., 2014. P. 560-563. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии / Пер. с англ. и вступ. ст. Н.Ф. Зюзева; Сост., коммент. и науч. ред. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2022. - 1048 с. [Собрание сочинений, том 21 в плане-проспекте.]. Sorokin P.A. Obshchestvo, kul'tura i lichnost': ikh struktura i dinamika. Sistema obshchei sotsiologii. [Society, Culture, and Personality: Their Structure and Dynamics, a System of General Sociology] Transl. from Eng. and foreword by N.F. Zyuzev; Comp., comments and ed. by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2022. 1048 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Прачечная человеческих душ: художественные произведения, 1907-1923 / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова, М.В. Ломоносовой. Сыктывкар: Анбур, 2017. - 509 с. [Собрание сочинений, том 8 в плане-проспекте.]. EDN: YRNOHD Sorokin P.A. Prachechnaya chelovecheskikh dush: khudozhestvennye proizvedeniya, 1907-1923. [The Laundry of Human Souls: Works of Fiction, 1907-1923.] Comp., ed. foreword and comments by V.V. Sapov, M.V. Lomonosova. Syktyvkar: Anbur publ., 2017. 509 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / Вступ. ст., сост. и прим. В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. С. 3-38. Sorokin P.A. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada: sotsiologicheskii etyud ob osnovnykh formakh obshchestvennogo povedeniya i morali. [Crime and Punishment, Feat and Reward: A Sociological Study of the Main Forms of Social Behavior and Morality]. Foreword, comp. and notes by V.V. Sapov. Moscow: Astrel' publ., 2006. P. 3-38. (In Russ).
-
Сорокин П.А. Популярные очерки социальной педагогики и политики // Сорокин П.А. Популярные очерки теории права, социологии и социальной педагогики / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2019. С. 405-532. [Собрания сочинений, том 6 в плане-проспекте.]. Sorokin P.A. Popular Essays on Social Pedagogy and Policy. Populyarnye ocherki teorii prava, sotsiologii i sotsial'noi pedagogiki. [Popular Essays on the Theory of Law, Sociology and Social Pedagogy.] Comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2019. P. 405-532. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Популярные очерки теории права, социологии и социальной педагогики / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2019. - 591 с. [Собрание сочинений, том 6 в плане-проспекте.]. EDN: ZGHLTG Sorokin P.A. Populyarnye ocherki teorii prava, sotsiologii i sotsial'noi pedagogiki. [Popular Essays on Legal Theory, Sociology and Social Pedagogy.] Comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2019. 591 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Система социологии: (том I-II) / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2021. - 996 с. [Собрания сочинений, том 5 в плане-проспекте.]. Sorokin P.A. Sistema sotsiologii: (tom I-II). [The System of Sociology: (Vol. I-II).] Comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2021. 996 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Современные социологические теории (включая первую четверть XX столетия) / Пер. и сост. А.К. Конюхова, В.В. Сапова; Вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2020. - 910 с. [Собрание сочинений, том 2 в плане-проспекте.]. EDN: DFMPXF Sorokin P.A. Sovremennye sotsiologicheskie teorii (vklyuchaya pervuyu chetvert' XX stoletiya). [Contemporary Sociological Theories (Including the First Quarter of the 20th Century.] Transl. from Eng. by A.K. Konjuhov, V.V. Sapov; Foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2020. 910 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. М.: Академический проект, 2020. - 964 с. Sorokin P.A. Social and Cultural Mobility. [Russ. ed.: Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika. Transl. from Eng., foreword and comments by V.V. Sapov. Moscow: Akademicheskii proekt publ., 2020. 964 p.].
-
Сорокин П.А. Социологические теории сегодня / Пер., сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2023. - 720 с. [Собрание сочинений, том 27 в плане-проспекте.]. Sorokin P.A. Sotsiologicheskie teorii segodnya. [Sociological Theories of Today.] Transl. from Eng., comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2023. 720 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Сочинения, 1919-1923 / Сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2019. - 841 с. [Собрание сочинений, том 4 в плане-проспекте.]. Sorokin P.A. Sochineniya, 1919-1923. [Works, 1919-1923.] Comp., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2019. 841 p. (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствий / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. В.В. Сапова; отв. ред. А.И. Федоров. СПб.: Mipb, 2012. - 336 с. [Собрание сочинений, том 20 в плане-проспекте.]. EDN: QOOIIJ Sorokin P.A. Chelovek i obshchestvo v usloviyakh bedstvii. [Man and Society in Calamity.] Transl. from Eng., foreword and notes by V.V. Sapov; Ed. by. A.I. Fedorov. St Peterburg: Mir publ., 2012. 336 p. (In Russ.).
-
Цызарев И.Ф. О научных трудах П.А. Сорокина // Сорокин П.А. Система социологии: (том I-II) / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2021. С. 829-839. [Собрание сочинений, том 5 в плане-проспекте.]. Tsyzarev I.F. P.A. Sorokin's Scientific Works. Sorokin P.A. Sistema sotsiologii: (tom I-II). [The System of Sociology: (Vol. I-II).] Comp., ed., foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur publ., 2021. P. 829-839. (In Russ.).
-
Sorokin P. Essay on the Sociology of Knowledge. By Karl Mannheim, ed. by Paul Kecskemeti (The International Library of Sociology and Social Reconstruktion). Ruttledge & Kegan Paul Ltd. London, 1952. 237 p.: Rezension. Kyklos: internationale Zeitschrift fuer Sozialwissenschaften. 1953. Nr. 4. P. 178-179.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен аналитический обзор основных тематических докладов и дискуссии в рамках научной секции факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета на Международной научно-практической конференции «Человеческий капитал: образование, труд, занятость в современном обществе», проведенной в рамках VIII Санкт-Петербургского международного форума труда (20-22 февраля 2024 г.). Секция была приурочена к 300-летию основания СПбГУ. Авторы дают общую характеристику VIII Санкт-Петербургскому международному форуму труда. Проанализированы три основных доклада на секции, в которых представлены направления исследований трудовой сферы на факультете социологии СПбГУ. В рамках этих докладов были подняты проблемы формирования креативных компетенций у обучающихся, в частности аналитической компетенции, проблемы неформальной занятости, в том числе в отношении самозанятых, а также проблематика исследований трудовой сферы Китая.
Цель статьи - определить методологическую и нравственно-мировоззренческую подоплеку проекта социолога и самобытного социального мыслителя Андрея Николаевича Алексеева (1934-2017), показать, как он осмыслял, развивал и отстаивал свои идеи, работая вне общепринятых эпистемологических и институциональных рамок социологии. Для этого автор статьи выявляет и воспроизводит размышления Алексеева о собственном вкладе в науку, простимулированные критикой его коллег. Оригинальное социальное знание, разработанное Алексеевым, по типу можно отнести к личностному (в терминологии М. Полани), однако самобытность этого знания в том, что оно содержит элементы как саморефлексивности и рефлексивности, так и акционизма. В первой части текста кратко показано становление «социолога-рабочего». Приводятся ключевые идеи и методы Алексеева, содержащиеся в двух ответвлениях созданного им направления - в «драматической социологии» и «социологической ауторефлексии», описываются их понятийный аппарат и жанровые особенности. Во второй части показаны фрагменты некоторых дискуссий между героем статьи и его научными оппонентами. Как правило, отправной точкой становились рецензии и письма в адрес Алексеева, в которых высказывались сомнения или критические суждения по поводу «драматической социологии» и «социологической ауторефлексии». Рассмотрены авторефлексивные ответы Алексеева его оппонентам - Л.Г. Григорьеву, В.А. Ядову, Д.Н. Шалину, Д.М. Рогозину, в частности по вопросам методологии и этики исследований. Также выявляется точка зрения Алексеева на то, какое место его проект занимает в системе социально-гуманитарного знания, в чем методические и содержательные сходства/различия этого проекта и существующих в этой сфере направлений - автоэтнографии, биографики, публичной социологии, а также какова его связь с литературой и журналистикой.
Смешанные браки - один из ярких примеров суперразнообразия как ключевой характеристики современного мира. Наиболее распространенными и, соответственно, активно изучаемыми видами смешанного брака являются межрасовые, межэтнические и межконфессиональные браки, о чем свидетельствуют ситуации в разных, в первую очередь активно принимающих мигрантов, странах. Изучение смешанных браков требует комплексного подхода, включающего понимание их места и роли в миграционных, социально-экономических, демографических и социокультурных процессах как в каждой стране в отдельности, так и в общемировых процессах. Цель статьи - систематизация зарубежных англоязычных исследований смешанных браков в странах, активно принимающих мигрантов, таких как США, Канада, Австралия и страны Западной Европы. Задача нашего обзора - систематизация тем и проблем, повторяющихся в исследованиях этого социального явления, которые выявляют и описывают особенности смешанных браков, зачастую посредством сравнения их с моногамными браками. Обзор состоит из двух частей. В первой части коротко рассматривается концептуальная основа исследований смешанных браков: теория социального обмена, теория брачного рынка и трансакционная модель - в социологии; теория взаимозависимости, инвестиционная модель и теория обмена ресурсами - в социальной психологии. Во второй части дается систематизация исследований, наиболее ярко выявляющих особенности любых смешанных браков. Рассмотрены внешние факторы, определяющие физическую и социокультурную доступность смешанных браков, создающие для них возможности либо ограничения. Среди индивидуальных факторов - возраст, гендер, образование, социально-экономический статус, религиозная, этническая или расовая принадлежность, которые рассматриваются и как персональные качества участников брачного рынка, и как обмениваемые ресурсы. Завершает обзор анализ влияния смешанных браков как на семейные отношения, так и на сообщества, к которым принадлежат партнеры, и общества в целом. С позиции партнеров рассматриваются психологические и социально-психологические качества, определяющие стабильность внутрисемейных отношений в смешанных союзах. Долгосрочное влияние смешанных браков на общество проблематизируется через место и роль детей в смешанных браках, а также самих браков во взаимной социальной интеграции разных групп населения в целом.
Статья посвящена рецепции и переосмыслению концепции удовлетворенности трудом, разработанной советскими социологами в конце 1960-х гг. Подвергается критике общепринятый в настоящее время подход, выдвигающий в качестве основного фактора удовлетворенности трудом оплату труда (Н.В. Рудаков, 2021; О. Ротар, Б.У. Сармиенто, 2022). Другие подходы, рассматривающие более широкий набор факторов удовлетворенности (например, Е.В. Михалкина и др., 2020; Г.З. Ефимова, А.С. Латышев, 2023) остаются существенно несвободны от доминирующей финансово-прагматической рамки. На основе ретроспективного анализа авторами предлагается обновленная концепция удовлетворенности трудом. Она апробируется на фактическом материале многолетнего мониторингового исследования профессорско-преподавательского состава российских вузов, проводимого Президентской академией. Анализируются данные шестой волны этого мониторинга, реализованного авторами статьи. Опрос проводился с 18 апреля по 10 июня 2023 г. включительно посредством анкетирования в онлайн-среде, собрана 16 581 полная анкета. Совокупный доход семьи преподавателя и оплата его труда рассматриваются как значимые факторы общей удовлетворенности трудом, однако важнейшими концептуальными признаками удовлетворенности названы творческие возможности работы и содержание труда. Первый признак определяется набором операциональных определений, отражающих представления о мире и уверенность в собственной профессиональной позиции. Второй - представлениями о системе образования и наличием установки на свободу творчества.
В российском контексте недостаточно развита практика описания концептуальной рамки образовательных программ по вовлечению школьников в науку и эмпирических исследований их эффективности. Цель статьи заключается в выявлении актуальных теоретических концепций и измерительных инструментов в сфере оценки эффективности образовательных интервенций по вовлечению школьников в науку (STEM). В первой части статьи делается обзор ключевых аспектов концепции вовлечения и наиболее популярных мотивационных теорий в исследованиях образования школьников. Во второй части анализируются 10 конкретных кейсов исследований, демонстрирующих, как именно в рамках этих теоретических направлений реализуются исследования по оценке эффективности образовательных интервенций с акцентом на инструментарий и измеряемые концепты. Экскурс в поле зарубежных прикладных исследований в данной области может быть полезен как вклад в популяризацию доказательного подхода в целом, а также актуальных концептов и исследовательских стратегий в области оценки узкопрофильных образовательных программ.В российском контексте недостаточно развита практика описания концептуальной рамки образовательных программ по вовлечению школьников в науку и эмпирических исследований их эффективности. Цель статьи заключается в выявлении актуальных теоретических концепций и измерительных инструментов в сфере оценки эффективности образовательных интервенций по вовлечению школьников в науку (STEM). В первой части статьи делается обзор ключевых аспектов концепции вовлечения и наиболее популярных мотивационных теорий в исследованиях образования школьников. Во второй части анализируются 10 конкретных кейсов исследований, демонстрирующих, как именно в рамках этих теоретических направлений реализуются исследования по оценке эффективности образовательных интервенций с акцентом на инструментарий и измеряемые концепты. Экскурс в поле зарубежных прикладных исследований в данной области может быть полезен как вклад в популяризацию доказательного подхода в целом, а также актуальных концептов и исследовательских стратегий в области оценки узкопрофильных образовательных программ.
Статья посвящена методологическим проблемам, возникающим при проведении качественных интервью на сенситивные темы, в частности с участниками военных конфликтов. Автор анализирует противоречие между традиционным требованием нейтральности исследователя и необходимостью установления доверительного контакта с информантом. На примере собственного опыта интервьюирования участников боевых действий в Афганистане и на Украине демонстрируется, что строгое следование принципу нейтральности может препятствовать получению глубинной информации. Предлагается альтернативный подход, основанный на честности, авторефлексии и процессуальной объективности. Автор утверждает, что открытое выражение исследователем собственной позиции и готовность к диалогу позволяют преодолеть «стену сопереживания» и установить продуктивный контакт даже при значительных расхождениях во взглядах. Статья вносит вклад в дискуссию о балансе между научной беспристрастностью и вовлеченностью исследователя в качественной социологии. Предложенные методологические рекомендации могут быть полезны при проведении исследований по сложным социальным и политическим темам.Статья посвящена методологическим проблемам, возникающим при проведении качественных интервью на сенситивные темы, в частности с участниками военных конфликтов. Автор анализирует противоречие между традиционным требованием нейтральности исследователя и необходимостью установления доверительного контакта с информантом. На примере собственного опыта интервьюирования участников боевых действий в Афганистане и на Украине демонстрируется, что строгое следование принципу нейтральности может препятствовать получению глубинной информации. Предлагается альтернативный подход, основанный на честности, авторефлексии и процессуальной объективности. Автор утверждает, что открытое выражение исследователем собственной позиции и готовность к диалогу позволяют преодолеть «стену сопереживания» и установить продуктивный контакт даже при значительных расхождениях во взглядах. Статья вносит вклад в дискуссию о балансе между научной беспристрастностью и вовлеченностью исследователя в качественной социологии. Предложенные методологические рекомендации могут быть полезны при проведении исследований по сложным социальным и политическим темам.
Прерванные интервью снижают кооперацию респондентов и могут приводить к систематическим смещениям выборок, что ставит под вопрос репрезентативность полученных опросных данных. Сенситивные темы опросов, такие как обсуждение российско-украинского конфликта, могут побуждать респондентов чаще прекращать разговор о них. Поэтому исследовать прерванные интервью в таких опросах особенно важно. Цель данной статьи - выявить и описать причины прерываний интервью в опросах про военные действия на Украине.
Методы исследования: контент-анализ аудиозаписей интервью с респондентами и традиционный качественный анализ документов, а именно аудиозаписей интервью с респондентами, досрочно прервавшими опрос.
Количественное исследование (контент-анализ) аудиозаписей интервью позволяет измерить распространенность причин прерывания опроса респондентами, а их качественный анализ дает материалы для описания нарративов, стоящих за этими причинами. Выборка двухступенчатая. На первом этапе выборка случайная, стратифицированная по федеральным округам. Она репрезентирует население России по полу, возрасту и федеральным округам проживания респондентов. В ходе первого этапа выборка составила 2507 интервью, среди них прерванных интервью 888. На втором этапе выборка сплошная, сформированная методом основного массива: из 888 прерванных интервью прослушано 538.
По итогам исследования получены следующие основные результаты. Причины прерывания интервью разделены на устранимые и неустранимые. Каждая из этих групп причин классифицирована на конкретные виды причин прерываний. Соотношение устранимых и неустранимых причин в прослушанной выборке составило 68 : 470, или 13% : 87%, то есть потенциал к сокращению числа прерываний довольно невелик. Стоит особо отметить влияние длины вопросов и анкеты в целом на количество прерываний интервью: чем длиннее анкета и ее вопросы, тем больше случается прерываний. Поэтому лаконичность формулировок вопросов (сокращение их длины, избегание табличных вопросов в телефонных опросах, уменьшение числа вариантов в номинальных шкалах), сокращение длины анкеты до 10 мин и работа с эмоциональным выгоранием интервьюеров позволят сократить число прерванных интервью. Сенситивность военно-политической тематики тоже увеличивает число прерываний, однако удовлетворительный способ решить эту проблему найти пока не получается. В силах исследователей - только минимизировать число военно-политических вопросов в анкете, формулировать их в наиболее комфортном для респондентов виде (гипотетически, с возможностью отказа и т. п.) и «разбавлять» анкету менее сенситивными темами.
Дается аналитическая реконструкция формирования и эволюции цивилизационного подхода в контексте интеллектуальной и институциональной истории социологии. Выделяются три волны цивилизационного анализа, совпадающие с тремя стадиями дисциплинарного развития социологии: додисциплинарной, дисциплинарной и постдисциплинарной. Первая волна включает формирование в середине XVIII в. унитарно-линейной концепции цивилизации, ее рецепцию в ранней социологии и окончательную маргинализацию в конце XIX в. с вступлением социологии в классический период. Начало второй волны приходится на первые два десятилетия XX в., отмеченных разработкой плюралистической теории и сравнительной истории цивилизаций в творчестве М. Вебера и Э. Дюркгейма с М. Моссом. Она продолжается в межвоенный период, когда при общем упадке интереса социологии к макроисторическим темам создают свои теории цивилизационной динамики Н. Элиас и П.А. Сорокин, и завершается критической рецепцией метаисторической теории локальных цивилизаций в послевоенные два с половиной десятилетия. Третьей волне, продолжающейся в настоящее время, дает импульс цивилизационный поворот в середине 1970-х гг., инициированный Б. Нельсоном и Ш. Эйзенштадтом на фоне распада послевоенного «ортодоксального консенсуса» в социологии. Она сочетает тенденцию на укоренение цивилизационного анализа в социологической традиции со стремлениями к обновлению и консолидации его исследовательской программы, представленной четырьмя основными моделями: процессной, конфигурационной, интеракционной и реляционной. Й. Арнасон осуществил наиболее масштабный проект теоретической интеграции в поле цивилизационного анализа на основе концепции обоюдного конституирования культуры и власти.Дается аналитическая реконструкция формирования и эволюции цивилизационного подхода в контексте интеллектуальной и институциональной истории социологии. Выделяются три волны цивилизационного анализа, совпадающие с тремя стадиями дисциплинарного развития социологии: додисциплинарной, дисциплинарной и постдисциплинарной. Первая волна включает формирование в середине XVIII в. унитарно-линейной концепции цивилизации, ее рецепцию в ранней социологии и окончательную маргинализацию в конце XIX в. с вступлением социологии в классический период. Начало второй волны приходится на первые два десятилетия XX в., отмеченных разработкой плюралистической теории и сравнительной истории цивилизаций в творчестве М. Вебера и Э. Дюркгейма с М. Моссом. Она продолжается в межвоенный период, когда при общем упадке интереса социологии к макроисторическим темам создают свои теории цивилизационной динамики Н. Элиас и П.А. Сорокин, и завершается критической рецепцией метаисторической теории локальных цивилизаций в послевоенные два с половиной десятилетия. Третьей волне, продолжающейся в настоящее время, дает импульс цивилизационный поворот в середине 1970-х гг., инициированный Б. Нельсоном и Ш. Эйзенштадтом на фоне распада послевоенного «ортодоксального консенсуса» в социологии. Она сочетает тенденцию на укоренение цивилизационного анализа в социологической традиции со стремлениями к обновлению и консолидации его исследовательской программы, представленной четырьмя основными моделями: процессной, конфигурационной, интеракционной и реляционной. Й. Арнасон осуществил наиболее масштабный проект теоретической интеграции в поле цивилизационного анализа на основе концепции обоюдного конституирования культуры и власти.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru