Процесс создания и развития образовательной модели подготовки будущих российских императоров заслуживает особого внимания. Статья посвящена роли Академии наук в воспитании будущих российских наследников престола. Вопросы разработки содержания образования и методики преподавания для таких учащихся рассматриваются на примере обучения будущего императора Петра II, специально для которого впервые был составлен образовательный план и созданы учебники.
Идентификаторы и классификаторы
Традиции широкого участия академического сообщества в сфере образования и распространения знаний были заложены еще в первые годы существования Петербургской Академии наук [Смагина, 1996].
Список литературы
1. Анисимов, Е. В. Петр II / Е. В. Анисимов. - Текст: непосредственный // Вопросы истории. - 1994.- № 8.- С. 61-74. EDN: ZRUBYH
2. Бильфингер, Г. Б. Расположение учений его императорскаго величества Петра Втораго императора и самодержца Всероссийскаго, и прочая, и прочая, и прочая / Г. Б. Бильфингер. - [Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук], б. г. - 82 с. - Текст: непосредственный.
3. Долгова, С. Р. Коронация Петра II и дома А. Д. Меншикова в Москве и Петербурге / С. Р. Долгова. - Текст: непосредственный // Петровское время в лицах / Под ред. В. В. Мещерякова, И. В. Саверкиной. - Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. - С. 135-140.
4. Копелевич, Ю. Х. Лаврентий Блюментрост и вопрос об обязанностях академиков / Ю. Х. Копелевич. - Текст: непосредственный // Вопросы истории естествознания и техники. - 1993.- № 2.- С. 112-114. EDN: WMYQEL
5. Летопись Российской Академии наук в 4 т.- Т. 1: 1724-1802 / Отв. ред. Н. И. Невская. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 994 с. - Текст: непосредственный. EDN: SGDPWF
6. Локк, Д. Некоторые мысли о воспитании / Д. Локк // Сочинения в 3 т. - Т. 3. - Москва: Время, 1988. - С. 407-614. -Текст: непосредственный.
7. Материалы для истории имп. Академии наук: в 10 томах. - Т. 1: 1716-1730. - Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1885. - Ⅳ, 732 с. - Текст: непосредственный.
8. Павленко, Н. И. Петр II / Н. И. Павленко. - Москва: Молодая гвардия, 2006. - 279 с. - Текст: непосредственный.
9. Пекарский, П. П. История имп. Академии наук в Петербурге. - Т. 1 /П. П. Пекарский. - Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1870. - 774 с. - Текст: непосредственный.
10. Смагина, Г. И. Академия наук и российская школа. Вторая половина XVIII в. / Г.И. Смагина. - Санкт-Петербург: Наука, 1996. - 164 с. -Текст: непосредственный. EDN: VLYDYV
11. Смагина, Г. И. Немцы в Академии наук / Г. И. Смагина. - Текст: непосредственный // Природа. - 2003. - № 9. - С. 83-88.
12. Смагина, Г. И. Учился ли император Петр II и чему? “Расположение учений Петра II в политическом и академическом контекстах эпохи” / Г. И. Смагина, М. Б. Лавринович. - Текст: непосредственный // “Регулярная академия учреждена будет…”: Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века / Под ред. И. И. Федюкина, М. Б. Лавринович. - Москва: Новое издательство, 2015. - С. 127-175. EDN: ULJXWT
13. Фенелон, Ф. Похождение Телемака: русский рукописный перевод 1724 г. / Ф. Фенелон. / Лингвистическое издание памятника подг. В. М. Кругловым. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011. - 357 с. -Текст: непосредственный.
14. Фишер, К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: его жизнь, сочинения и учение / К. Фишер. - Москва: АСТ, 2005. - 734 с. - Текст: непосредственный.
15. Юшкевич, А. П. Христиан Гольдбах / А. П. Юшкевич, Ю. Х. Копелевич. - Москва: Наука, 1983. - 225 с. - Текст: непосредственный. EDN: VSMLZR
16. Im Dienste Preuβens: Wer erzog Prinzen zu Königen? - Berlin: Stiftung Stadtmuseum, 2001. - 255 S. - Текст: непосредственный.
17. Leibniz G. W. Lettre sur l’education d’un prince / G. W. Leibniz. Sämtliche Schriften und Briefe. Reihe IV: Politische Schriften. Bd. 3 (1677-1689). - Berlin-Darmstadt; Leipzig: Academy of Science, 1986. - S. 542-557.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку в начальной школе. Благоприятная атмосфера на занятиях по иностранному языку способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, повышению интереса к изучаемому иностранному языку, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению качества иноязычного образования в целом. В статье описаны компоненты психологического климата в обучении иностранному языку, раскрыта роль благоприятного психологического климата для успешного овладения иностранным языком с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. Далее представлены результаты проведенного исследования психологического климата и приемов его создания на уроках иностранного языка в начальных школах г. Артемовский Свердловской области, а также приведены некоторые методические рекомендации, способствующие созданию благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку.
В статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у школьников на уроках английского языка. Soft skills полезны во всех сферах деятельности и связаны с эмоциональным интеллектом. Мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, дружелюбию и креативности. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются, по сути, требованиями той или иной профессии. Цель данной статьи - изучение теоретических аспектов развития гибких навыков у школьников и представление методических рекомендаций по развитию гибких навыков в рамках реализации современных технологий обучения на уроках английского языка. Методические рекомендации представляют собой задания, развивающие на том или ином этапе их выполнения определенные гибкие навыки по концепции «4К»: креативность, кооперацию, критическое мышление и коммуникацию. Для создания условий, способствующих формированию soft skills, рекомендуется использование наиболее эффективных приемов современных педагогических технологий обучения, таких как информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления, проектная и проблемная технологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются его взгляды на трудовое обучение и роль производительного труда в воспитании-обучении и социализации учащихся с ОВЗ. Установлено влияние русской педагогической традиции (К. Д. Ушинский и др.) на формирование взглядов В. П. Кащенко на значение труда в педагогическом процессе, учет современного ему зарубежного опыта по организации, содержанию и методикам преподавания трудовых дисциплин. Показана позиция Кащенко по вопросам трудового обучения при обсуждении вопросов организации образовательных учреждения для дефективных детей в 1908-1912 гг., практика организации трудового воспитания в школе-санатории в учебное и каникулярное время. Рассмотрена эволюция взглядов по данной проблематике в связи с политическими переменами в России 1917 года и в контексте общих взглядов Кащенко на процесс воспитания-обучения, отразившаяся в неопубликованных трудах 20-х гг. XX века, в итоговой работе «Педагогическая коррекция» и сочинениях 1930-х гг.
В статье делается попытка наметить перспективы исследований биографии К. Д. Ушинского для современной отечественной истории педагогики, что представляется важным в год 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского и связанной с ним актуализации его педагогического наследия в Год педагога и наставника. Доказывается необходимость более сложной, отказывающейся от привычных советских и дореволюционных идеологем в трактовках факторов, влиявших на педагогическую деятельность К. Д. Ушинского, системы исследований его биографии. В статье рассматриваются некоторые варианты дальнейшего изучения биографии великого российского педагога: альтернативы его жизненного пути, взаимодействие Ушинского с представителями государства в вопросах развития отечественного образования, исследование становления «феномена Ушинского» в отечественном педагогическом сознании в разные исторические эпохи, вплоть до современности. Статья может заинтересовать всех, интересующихся историей отечественного дореволюционного образования.
Введение. Статья посвящена характеристике идеи национальной школы в теории и практике отечественной школы. Ее цель - проследить развитие идеи национальной школы в трудах отечественных педагогов, показать ее многоаспектность.
Материалы и методы. Материалами исследования выступают работы отечественных педагогов второй половины ХIХ и ХХ вв. В работе автором используется методы: хронологический, сравнительно-сопоставительный анализ, работа с источниками.
Результаты. Статья включает в себя три раздела. В первом разделе обобщены идеи народности и национальной школы в дореволюционный период. Второй раздел посвящен развитию идеи национальной школы в советский период. В заключительном разделе показаны современные трактовки идеи национальной школы. Рассмотрены роль родного языка, соотношения национального и общероссийского в условиях многонационального государства, воспитания уважительного отношения к культуре и представителям других этносов.
Заключение. В заключении делается вывод о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы в обозначенном проблемном поле.
В статье рассматривается динамика функций учителя в период XIX - первой четверти XXI вв. В начале статьи дается сравнительный анализ понятий «учитель» и «наставник». Далее представлены факторы, влияющие на изменение функций российского учительства в различные исторические периоды. Данные изменения связываются с модернизационными волнами в российском образовании и методологически обосновываются социокультурным подходом. В результате выявляется, что на протяжении всей истории функционал российского учительства в значительной степени расширяется от обучения до создания условий для успешной позитивной социализации учащихся.
Введение. Статья подготовлена в связи с 175-летием со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Ее цель заключается в том, чтобы представить в достаточно полном виде вклад педагога в развитие образования одного из российских этносов.
Материалы и методы. В процессе работы автор использовал региональный и аксиологический подходы, следующие исследовательские методы: биографический, работа с литературой и др.
Результаты исследования. В статье приводятся биографические данные Ивана Яковлевича Яковлева. Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Заключение. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования наследия просветителя.
Перед Вами очередной номер нашего журнала, посвященный важным проблемам педагогической науки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/