В статье рассматривается динамика функций учителя в период XIX - первой четверти XXI вв. В начале статьи дается сравнительный анализ понятий «учитель» и «наставник». Далее представлены факторы, влияющие на изменение функций российского учительства в различные исторические периоды. Данные изменения связываются с модернизационными волнами в российском образовании и методологически обосновываются социокультурным подходом. В результате выявляется, что на протяжении всей истории функционал российского учительства в значительной степени расширяется от обучения до создания условий для успешной позитивной социализации учащихся.
Идентификаторы и классификаторы
2023 год объявлен президентом Российской Федерации годом педагога и наставника. Поэтому чрезвычайно значимо в этом плане изучение динамики образа и деятельности Российского учительства в историко-педагогическом опыте.
Список литературы
1. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография / М. В. Богуславский. - Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с. - Текст: непосредственный. EDN: PXCXSN
2. Богуславский, М. В. Современная образовательная политика как фактор актуализации историко-педагогического знания / М. В. Богуславский. - Текст: непосредственный // Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века: сб. науч. трудов международной научно-практич. конференции - XXХV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО; под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой. - Вологда: Издательство: “Волгоградская государственная академия последипломного образования”, 2022. - С. 10-17. EDN: CMFCDB
3. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография / М. В. Богуславский. - Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с. - Текст: непосредственный. EDN: PXCXSN
4. Горохова, В. Ю. Изменение роли учителя в современной школе / В. Ю. Горохова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 14. - С. 528-530. EDN: WFMIJD
5. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - Т. 1. - Москва: “Русский язык”, 1978. - 699 с. - Текст: непосредственный.
6. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - Т. 2. - Москва: “Русский язык”, 1979. - 779 с. - Текст: непосредственный.
7. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - Т. 3. - Москва: “Русский язык”, 1980. - 555 с. - Текст: непосредственный.
8. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - Т. 4. - Москва: “Русский язык”, 1980. - 683 с. - Текст: непосредственный.
9. Дорохова, Т. С. Аксиологические основания социально-педагогической деятельности (историко-педагогический анализ) / Т. С. Дорохова. - Текст: непосредственный // Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века: сб. науч. трудов международной научно-практич. конференции - XXХV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО; под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой. - Вологда: Издательство: “Волгоградская государственная академия последипломного образования”, 2022. - С. 34-39. EDN: ATPKNW
10. Дорохова, Т. С. Методологические основания реверсивного наставничества в профессиональной деятельности педагогов / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова. - Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 154-162. EDN: JUBFCQ
11. Минпросвещения России разрабатывает проект федерального закона о наставничестве. Текст: электронный. - URL: https://edu.gov.ru/press/6730/minprosvescheniya-rossii-razrabatyvaet-proekt-federalnogo-zakona-o-nastavnichestve/.
12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. - 848 с. - Текст: непосредственный.
13. Педагогическая энциклопедия. - Москва: Изд-во “Работник просвещения”, 1927. - Т. 1. - 588 с. - Текст: непосредственный.
14. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Текст: электронный. - URL: https://docs.edu.gov.ru/.
15. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова, С. М. Ковалева [и др.]. - Москва: “Советская Энциклопедия”, 1979. - 1600 с. - Текст: непосредственный.
16. Тихомиров, С. Е. Учитель и его роль в современном образовательном процессе / С. Е. Тихомиров. - Текст: непосредственный // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2018. - Т. 13. - Ч. 1. - С. 535-538. EDN: VRHYJG
17. Уроки мужества: О подвигах педагогов в годы Великой Отечественной войны должно быть известно каждому. Текст: электронный. - URL: https://rg.ru/2023/05/17/uroki-muzhestva.html.
18. Учителя - герои Великой Отечественной войны. Текст: электронный. - URL: https://rosuchebnik.ru/material/uchitelya-geroi-velikoy-otechestvennoy-voyny/.
19. Федеральный закон от 29.12.1012 №173-ФЗ (ред. от 24.06.2023) “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 1.07.2023). Текст: электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/82d348bfa91f54b262e7b00b71659c9f5c69e2ad/.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку в начальной школе. Благоприятная атмосфера на занятиях по иностранному языку способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, повышению интереса к изучаемому иностранному языку, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению качества иноязычного образования в целом. В статье описаны компоненты психологического климата в обучении иностранному языку, раскрыта роль благоприятного психологического климата для успешного овладения иностранным языком с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. Далее представлены результаты проведенного исследования психологического климата и приемов его создания на уроках иностранного языка в начальных школах г. Артемовский Свердловской области, а также приведены некоторые методические рекомендации, способствующие созданию благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку.
В статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у школьников на уроках английского языка. Soft skills полезны во всех сферах деятельности и связаны с эмоциональным интеллектом. Мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, дружелюбию и креативности. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются, по сути, требованиями той или иной профессии. Цель данной статьи - изучение теоретических аспектов развития гибких навыков у школьников и представление методических рекомендаций по развитию гибких навыков в рамках реализации современных технологий обучения на уроках английского языка. Методические рекомендации представляют собой задания, развивающие на том или ином этапе их выполнения определенные гибкие навыки по концепции «4К»: креативность, кооперацию, критическое мышление и коммуникацию. Для создания условий, способствующих формированию soft skills, рекомендуется использование наиболее эффективных приемов современных педагогических технологий обучения, таких как информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления, проектная и проблемная технологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются его взгляды на трудовое обучение и роль производительного труда в воспитании-обучении и социализации учащихся с ОВЗ. Установлено влияние русской педагогической традиции (К. Д. Ушинский и др.) на формирование взглядов В. П. Кащенко на значение труда в педагогическом процессе, учет современного ему зарубежного опыта по организации, содержанию и методикам преподавания трудовых дисциплин. Показана позиция Кащенко по вопросам трудового обучения при обсуждении вопросов организации образовательных учреждения для дефективных детей в 1908-1912 гг., практика организации трудового воспитания в школе-санатории в учебное и каникулярное время. Рассмотрена эволюция взглядов по данной проблематике в связи с политическими переменами в России 1917 года и в контексте общих взглядов Кащенко на процесс воспитания-обучения, отразившаяся в неопубликованных трудах 20-х гг. XX века, в итоговой работе «Педагогическая коррекция» и сочинениях 1930-х гг.
В статье делается попытка наметить перспективы исследований биографии К. Д. Ушинского для современной отечественной истории педагогики, что представляется важным в год 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского и связанной с ним актуализации его педагогического наследия в Год педагога и наставника. Доказывается необходимость более сложной, отказывающейся от привычных советских и дореволюционных идеологем в трактовках факторов, влиявших на педагогическую деятельность К. Д. Ушинского, системы исследований его биографии. В статье рассматриваются некоторые варианты дальнейшего изучения биографии великого российского педагога: альтернативы его жизненного пути, взаимодействие Ушинского с представителями государства в вопросах развития отечественного образования, исследование становления «феномена Ушинского» в отечественном педагогическом сознании в разные исторические эпохи, вплоть до современности. Статья может заинтересовать всех, интересующихся историей отечественного дореволюционного образования.
Введение. Статья посвящена характеристике идеи национальной школы в теории и практике отечественной школы. Ее цель - проследить развитие идеи национальной школы в трудах отечественных педагогов, показать ее многоаспектность.
Материалы и методы. Материалами исследования выступают работы отечественных педагогов второй половины ХIХ и ХХ вв. В работе автором используется методы: хронологический, сравнительно-сопоставительный анализ, работа с источниками.
Результаты. Статья включает в себя три раздела. В первом разделе обобщены идеи народности и национальной школы в дореволюционный период. Второй раздел посвящен развитию идеи национальной школы в советский период. В заключительном разделе показаны современные трактовки идеи национальной школы. Рассмотрены роль родного языка, соотношения национального и общероссийского в условиях многонационального государства, воспитания уважительного отношения к культуре и представителям других этносов.
Заключение. В заключении делается вывод о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы в обозначенном проблемном поле.
Процесс создания и развития образовательной модели подготовки будущих российских императоров заслуживает особого внимания. Статья посвящена роли Академии наук в воспитании будущих российских наследников престола. Вопросы разработки содержания образования и методики преподавания для таких учащихся рассматриваются на примере обучения будущего императора Петра II, специально для которого впервые был составлен образовательный план и созданы учебники.
Введение. Статья подготовлена в связи с 175-летием со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Ее цель заключается в том, чтобы представить в достаточно полном виде вклад педагога в развитие образования одного из российских этносов.
Материалы и методы. В процессе работы автор использовал региональный и аксиологический подходы, следующие исследовательские методы: биографический, работа с литературой и др.
Результаты исследования. В статье приводятся биографические данные Ивана Яковлевича Яковлева. Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Заключение. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования наследия просветителя.
Перед Вами очередной номер нашего журнала, посвященный важным проблемам педагогической науки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/