Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку в начальной школе. Благоприятная атмосфера на занятиях по иностранному языку способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, повышению интереса к изучаемому иностранному языку, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению качества иноязычного образования в целом. В статье описаны компоненты психологического климата в обучении иностранному языку, раскрыта роль благоприятного психологического климата для успешного овладения иностранным языком с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. Далее представлены результаты проведенного исследования психологического климата и приемов его создания на уроках иностранного языка в начальных школах г. Артемовский Свердловской области, а также приведены некоторые методические рекомендации, способствующие созданию благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время создание благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку является одним из важнейших аспектов образовательного процесса. Достижение ино язычной коммуникативной компетенции, главной стратегической цели обучения любому иностранному языку, не представляется возможным без создания определённой атмосферы, способствующей раскрепощению обучающихся и преодолению ими коммуникативных и психологических барьеров.
Список литературы
1. Багмет, В. Н. Психологический климат и межличностные отношения в коллективе / В. Н. Багмет. - Текст: непосредственный // Новосибирский педагогический вестник. - 2007. - №3. - С. 25-27.
2. Жигалкин, И. Б. Психология трудового коллектива / И. Б. Жигалкин. - Москва: Наука, 1999. - 323 с. - Текст: непосредственный.
3. Камаева, Г. А. Психологический климат в организации / Г. А. Камаева. - Москва: Эксмо, 2014. - 157 с. - Текст: непосредственный.
4. Карпов, А. В. Психологический климат в организации / А. В. Карпов. - Москва: Политиздат, 2003. - 276 с. - Текст: непосредственный.
5. Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. - Москва: Просвещение, 1963. - 406 с. - Текст: непосредственный.
6. Куприянов, А. В. Психологический климат в организации: теория и практика / А. В. Куприянов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 378 с. - Текст: непосредственный.
7. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер / В. И. Ковалько. - Москва: Вако, 2007. - 237 с. - Текст: непосредственный. EDN: QVIVXZ
8. Черемных, Л. П. Психологический климат и межличностные отношения в коллективе / Л. П. Черемных. - Москва: Эксмо, 2008. - 239 с. - Текст: непосредственный.
9. Шепель, В. М. Социальное управление производственным коллективом / В. М. Шепель. - Москва: Мысль, 1976. - 256 с. - Текст: непосредственный.
10. Ames, C. Classrooms: Goals, structures, and student motivation / C. Ames. - Journal of Educational Psychology, - 1992. - № 84 (3). - 271 p. - URL: http://sohs.pbs.uam.es/webjesus/motiv_ev_autorr/lects%20extranjeras/goal.pdf.
11. Fraser, B. J. Predicting students’ outcomes from their perceptions of classroom psychosocial environment / B. J. Fraser & D. L. Fisher. - American Educational Research Journal, - 1982. - № 19 (4). - 518 p. - URL: https://citationsy.com/archives/q?doi=. DOI: 10.3102/00028312019004498
12. Martin, A. J.Interpersonal relationships, motivation, engagement, and achievement: Yields for theory, current issues, and educational practice / A. J. Martin & M. Dowson. - Review of Educational Research, - 2009. - № 79 (1). - 365 p. - URL: http://edci6300introresearch.pbworks.com/f/Martin+and+dowson+2009+interpersonal+relationships.pdf.
13. Skinner, E. A. Engagement and disaffection in the classroom: Part of a larger motivational dynamic? / E. A. Skinner, C. Furrer, G. Marchand, & T. Kindermann. - Journal of Educational Psychology, - 2009. - №100 (4) - 71 p. - URL: https://web.pdx.edu/~thomas/Skinner%20Furrer%20Marchand%20Kindermann%202008%20jep.pdf.
14. Федоренко, Л. Г. Анкета “Как определить состояние психологического климата в классе” - URL: https://multiurok.ru/index.php/files/anketa-psikhologicheskii-klimat-klassa.html.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у школьников на уроках английского языка. Soft skills полезны во всех сферах деятельности и связаны с эмоциональным интеллектом. Мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, дружелюбию и креативности. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются, по сути, требованиями той или иной профессии. Цель данной статьи - изучение теоретических аспектов развития гибких навыков у школьников и представление методических рекомендаций по развитию гибких навыков в рамках реализации современных технологий обучения на уроках английского языка. Методические рекомендации представляют собой задания, развивающие на том или ином этапе их выполнения определенные гибкие навыки по концепции «4К»: креативность, кооперацию, критическое мышление и коммуникацию. Для создания условий, способствующих формированию soft skills, рекомендуется использование наиболее эффективных приемов современных педагогических технологий обучения, таких как информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления, проектная и проблемная технологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются его взгляды на трудовое обучение и роль производительного труда в воспитании-обучении и социализации учащихся с ОВЗ. Установлено влияние русской педагогической традиции (К. Д. Ушинский и др.) на формирование взглядов В. П. Кащенко на значение труда в педагогическом процессе, учет современного ему зарубежного опыта по организации, содержанию и методикам преподавания трудовых дисциплин. Показана позиция Кащенко по вопросам трудового обучения при обсуждении вопросов организации образовательных учреждения для дефективных детей в 1908-1912 гг., практика организации трудового воспитания в школе-санатории в учебное и каникулярное время. Рассмотрена эволюция взглядов по данной проблематике в связи с политическими переменами в России 1917 года и в контексте общих взглядов Кащенко на процесс воспитания-обучения, отразившаяся в неопубликованных трудах 20-х гг. XX века, в итоговой работе «Педагогическая коррекция» и сочинениях 1930-х гг.
В статье делается попытка наметить перспективы исследований биографии К. Д. Ушинского для современной отечественной истории педагогики, что представляется важным в год 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского и связанной с ним актуализации его педагогического наследия в Год педагога и наставника. Доказывается необходимость более сложной, отказывающейся от привычных советских и дореволюционных идеологем в трактовках факторов, влиявших на педагогическую деятельность К. Д. Ушинского, системы исследований его биографии. В статье рассматриваются некоторые варианты дальнейшего изучения биографии великого российского педагога: альтернативы его жизненного пути, взаимодействие Ушинского с представителями государства в вопросах развития отечественного образования, исследование становления «феномена Ушинского» в отечественном педагогическом сознании в разные исторические эпохи, вплоть до современности. Статья может заинтересовать всех, интересующихся историей отечественного дореволюционного образования.
Введение. Статья посвящена характеристике идеи национальной школы в теории и практике отечественной школы. Ее цель - проследить развитие идеи национальной школы в трудах отечественных педагогов, показать ее многоаспектность.
Материалы и методы. Материалами исследования выступают работы отечественных педагогов второй половины ХIХ и ХХ вв. В работе автором используется методы: хронологический, сравнительно-сопоставительный анализ, работа с источниками.
Результаты. Статья включает в себя три раздела. В первом разделе обобщены идеи народности и национальной школы в дореволюционный период. Второй раздел посвящен развитию идеи национальной школы в советский период. В заключительном разделе показаны современные трактовки идеи национальной школы. Рассмотрены роль родного языка, соотношения национального и общероссийского в условиях многонационального государства, воспитания уважительного отношения к культуре и представителям других этносов.
Заключение. В заключении делается вывод о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы в обозначенном проблемном поле.
В статье рассматривается динамика функций учителя в период XIX - первой четверти XXI вв. В начале статьи дается сравнительный анализ понятий «учитель» и «наставник». Далее представлены факторы, влияющие на изменение функций российского учительства в различные исторические периоды. Данные изменения связываются с модернизационными волнами в российском образовании и методологически обосновываются социокультурным подходом. В результате выявляется, что на протяжении всей истории функционал российского учительства в значительной степени расширяется от обучения до создания условий для успешной позитивной социализации учащихся.
Процесс создания и развития образовательной модели подготовки будущих российских императоров заслуживает особого внимания. Статья посвящена роли Академии наук в воспитании будущих российских наследников престола. Вопросы разработки содержания образования и методики преподавания для таких учащихся рассматриваются на примере обучения будущего императора Петра II, специально для которого впервые был составлен образовательный план и созданы учебники.
Введение. Статья подготовлена в связи с 175-летием со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Ее цель заключается в том, чтобы представить в достаточно полном виде вклад педагога в развитие образования одного из российских этносов.
Материалы и методы. В процессе работы автор использовал региональный и аксиологический подходы, следующие исследовательские методы: биографический, работа с литературой и др.
Результаты исследования. В статье приводятся биографические данные Ивана Яковлевича Яковлева. Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Заключение. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования наследия просветителя.
Перед Вами очередной номер нашего журнала, посвященный важным проблемам педагогической науки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/