В статье делается попытка наметить перспективы исследований биографии К. Д. Ушинского для современной отечественной истории педагогики, что представляется важным в год 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского и связанной с ним актуализации его педагогического наследия в Год педагога и наставника. Доказывается необходимость более сложной, отказывающейся от привычных советских и дореволюционных идеологем в трактовках факторов, влиявших на педагогическую деятельность К. Д. Ушинского, системы исследований его биографии. В статье рассматриваются некоторые варианты дальнейшего изучения биографии великого российского педагога: альтернативы его жизненного пути, взаимодействие Ушинского с представителями государства в вопросах развития отечественного образования, исследование становления «феномена Ушинского» в отечественном педагогическом сознании в разные исторические эпохи, вплоть до современности. Статья может заинтересовать всех, интересующихся историей отечественного дореволюционного образования.
Идентификаторы и классификаторы
Биография великого российского педагога, 200-летие которого страна отмечает в этом году, предоставляет не меньше поводов для размышления исследователей его творчества, чем привычный и многократно производимый анализ его педагогических идей.
Список литературы
1. Богуславский, М. В. Наше все…Константин Дмитриевич Ушинский. К 200-летию со дня рождения творца русской национальной педагогики / М. В. Богуславский. - Текст: непосредственный // Учительская газета. - № 7 (10972) от 14 февраля 2023 года. - С. 12-13.
2. Ганелин, Ш. И. Ушинский и средняя школа / Ш. И. Ганелин. - Текст: непосредственный // Советская педагогика, 1945. - № 12. - С. 68-76.
3. Демков, М. И. Русская педагогика в главнейших ее представителях / М. И. Демков. - Текст: непосредственный. - Москва: типограф. Тихомирова, 1898. - Гл. 22. К. Д. Ушинский. - С. 24 -269.
4. Ельницкий, К. В. Русские педагоги второй половины 19 столетия / К. В. Ельницкий. - СПб: типограф. Д. Д. Полубояринова, 1904. - 167 с. - Текст: непосредственный.
5. Жизнь и наследие К. Д. Ушинского: межвузовский сб. науч. трудов / под ред. А. И. Иванова. - Ярославль, 1986. - Текст: непосредственный.
6. Зажурило, В. К. Ушинский в Петербурге / В. К. Зажурило. - Ленинград: Лениздат, 1979. - 171 с. - Текст: непосредственный.
7. Иванов, А. Н. Ушинский в Ярославле: исследования и доклад о научно-педагогической и литературной деятельности / А. Н. Иванов. - Ярославль, ЯГПИ, 1963. - 492 с. - Текст: непосредственный.
8. Иванов, А. Н. К. Д. Ушинский - гимназист, студент, профессор / А. Н. Иванов. - Ярославль, Верхне-Волжское кн. Издательство, 1973. - 238 с. - Текст: непосредственный.
9. Острогорский, В. П. Константин Дмитриевич Ушинский // Острогорский В. П., Семенов Д. Д. Русские педагогические деятели. - Текст: непосредственный. - Москва, 1887. - Раздел 10. - С. 94-103.
10. Песковский, М. Л. К. Д. Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность: биографический очерк / М. Л. Песковский. - СПб: типограф. Ю. Н. Эрлиха, 1893. - 80 с. - Текст: непосредственный.
11. Струминский, В. Я. Очерк жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского (биография) / В. Я. Струминский. - Москва: Учпедгиз, 1960. - 348 с. - Текст: непосредственный.
12. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология (Т. 1). Русская школа (Т. 2). / состав., науч. ред. Э. Д. Днепров. - Москва: Издательство УРАО, 2002. - 416 с. - Текст: непосредственный. Фролков, А. Ф. Константин Дмитриевич Ушинский. Краткий биографический очерк / А. Ф. Фролков. - СПб: типограф. М. М. Стасюлевича, 1881. - 65 с. - Текст: непосредственный.
13. Чернышев, В. И. Разыскания об К. Д. Ушинском / В. И. Чернышев. - Текст: непосредственный // Русская школа. - 1912. - № 2, отд. 1. - С. 1-26.
14. Шевелев, А. Н. Константин Дмитриевич Ушинский / А. Н. Шевелев // Россияне: кн. для чтения по истории Отечества 19 - начала 20 веков. - Ч. 2. На ниве культуры. - СПб: СПбГУПМ, 1994. - 266 с. - Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку в начальной школе. Благоприятная атмосфера на занятиях по иностранному языку способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, повышению интереса к изучаемому иностранному языку, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению качества иноязычного образования в целом. В статье описаны компоненты психологического климата в обучении иностранному языку, раскрыта роль благоприятного психологического климата для успешного овладения иностранным языком с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. Далее представлены результаты проведенного исследования психологического климата и приемов его создания на уроках иностранного языка в начальных школах г. Артемовский Свердловской области, а также приведены некоторые методические рекомендации, способствующие созданию благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку.
В статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у школьников на уроках английского языка. Soft skills полезны во всех сферах деятельности и связаны с эмоциональным интеллектом. Мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, дружелюбию и креативности. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются, по сути, требованиями той или иной профессии. Цель данной статьи - изучение теоретических аспектов развития гибких навыков у школьников и представление методических рекомендаций по развитию гибких навыков в рамках реализации современных технологий обучения на уроках английского языка. Методические рекомендации представляют собой задания, развивающие на том или ином этапе их выполнения определенные гибкие навыки по концепции «4К»: креативность, кооперацию, критическое мышление и коммуникацию. Для создания условий, способствующих формированию soft skills, рекомендуется использование наиболее эффективных приемов современных педагогических технологий обучения, таких как информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления, проектная и проблемная технологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются его взгляды на трудовое обучение и роль производительного труда в воспитании-обучении и социализации учащихся с ОВЗ. Установлено влияние русской педагогической традиции (К. Д. Ушинский и др.) на формирование взглядов В. П. Кащенко на значение труда в педагогическом процессе, учет современного ему зарубежного опыта по организации, содержанию и методикам преподавания трудовых дисциплин. Показана позиция Кащенко по вопросам трудового обучения при обсуждении вопросов организации образовательных учреждения для дефективных детей в 1908-1912 гг., практика организации трудового воспитания в школе-санатории в учебное и каникулярное время. Рассмотрена эволюция взглядов по данной проблематике в связи с политическими переменами в России 1917 года и в контексте общих взглядов Кащенко на процесс воспитания-обучения, отразившаяся в неопубликованных трудах 20-х гг. XX века, в итоговой работе «Педагогическая коррекция» и сочинениях 1930-х гг.
Введение. Статья посвящена характеристике идеи национальной школы в теории и практике отечественной школы. Ее цель - проследить развитие идеи национальной школы в трудах отечественных педагогов, показать ее многоаспектность.
Материалы и методы. Материалами исследования выступают работы отечественных педагогов второй половины ХIХ и ХХ вв. В работе автором используется методы: хронологический, сравнительно-сопоставительный анализ, работа с источниками.
Результаты. Статья включает в себя три раздела. В первом разделе обобщены идеи народности и национальной школы в дореволюционный период. Второй раздел посвящен развитию идеи национальной школы в советский период. В заключительном разделе показаны современные трактовки идеи национальной школы. Рассмотрены роль родного языка, соотношения национального и общероссийского в условиях многонационального государства, воспитания уважительного отношения к культуре и представителям других этносов.
Заключение. В заключении делается вывод о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы в обозначенном проблемном поле.
В статье рассматривается динамика функций учителя в период XIX - первой четверти XXI вв. В начале статьи дается сравнительный анализ понятий «учитель» и «наставник». Далее представлены факторы, влияющие на изменение функций российского учительства в различные исторические периоды. Данные изменения связываются с модернизационными волнами в российском образовании и методологически обосновываются социокультурным подходом. В результате выявляется, что на протяжении всей истории функционал российского учительства в значительной степени расширяется от обучения до создания условий для успешной позитивной социализации учащихся.
Процесс создания и развития образовательной модели подготовки будущих российских императоров заслуживает особого внимания. Статья посвящена роли Академии наук в воспитании будущих российских наследников престола. Вопросы разработки содержания образования и методики преподавания для таких учащихся рассматриваются на примере обучения будущего императора Петра II, специально для которого впервые был составлен образовательный план и созданы учебники.
Введение. Статья подготовлена в связи с 175-летием со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Ее цель заключается в том, чтобы представить в достаточно полном виде вклад педагога в развитие образования одного из российских этносов.
Материалы и методы. В процессе работы автор использовал региональный и аксиологический подходы, следующие исследовательские методы: биографический, работа с литературой и др.
Результаты исследования. В статье приводятся биографические данные Ивана Яковлевича Яковлева. Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Заключение. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования наследия просветителя.
Перед Вами очередной номер нашего журнала, посвященный важным проблемам педагогической науки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/