На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются его взгляды на трудовое обучение и роль производительного труда в воспитании-обучении и социализации учащихся с ОВЗ. Установлено влияние русской педагогической традиции (К. Д. Ушинский и др.) на формирование взглядов В. П. Кащенко на значение труда в педагогическом процессе, учет современного ему зарубежного опыта по организации, содержанию и методикам преподавания трудовых дисциплин. Показана позиция Кащенко по вопросам трудового обучения при обсуждении вопросов организации образовательных учреждения для дефективных детей в 1908-1912 гг., практика организации трудового воспитания в школе-санатории в учебное и каникулярное время. Рассмотрена эволюция взглядов по данной проблематике в связи с политическими переменами в России 1917 года и в контексте общих взглядов Кащенко на процесс воспитания-обучения, отразившаяся в неопубликованных трудах 20-х гг. XX века, в итоговой работе «Педагогическая коррекция» и сочинениях 1930-х гг.
Идентификаторы и классификаторы
Трудовое воспитание-обучение детей с проблемами психического и физического развития всегда занимало ключевое место в педагогической системе, теории и практике Всеволода Петровича Кащенко (1870–1943).
Список литературы
1. Из жизни санатория-школы / Текст: непосредственный. - Вестник воспитания. - 1914. - № 3. - С. 54-77.
2. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: книга для учителя, 2-е изд. / В. П. Кащенко. - Москва: Просвещение, 1994. - 224 с. - Текст: непосредственный.
3. Кащенко, В. П. Исключительные дети / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашев. - Москва: Работник просвещения, 1926. - 128 с. - Текст: непосредственный.
4. Кащенко, В. П. Педагогическая Клиника Медико-педагогической Станции. Наркомпрос. Отдел опытных учреждений / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашев. // Кащенко, В. П., Мурашев, Г. В. Педагогическая клиника. - Москва: Издание Медико-Педагогической Станции, 1926. - С. 7-29.
5. Кащенко, В. П. Значение физического производительного труда для исключительных детей [1928] // Научный архив РАО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 130.
6. Кащенко, В. П. “Лечебно-воспитательное попечение о дефективных детях” с диапозитивами / В. П. Кащенко. - Текст: непосредственный // Отчеты и труды Московского общества борьбы с детской смертностью за 1910-1911 годы. Москва: [б. и.], 1912. - С. 37-49.
7. Кащенко, В. П. Выступление на собрании, посвященном открытию специальных школ для отсталых детей [1908] // Научный архив РАО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 138.
8. Кащенко, В. П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение / В. П. Кащенко. - Текст: непосредственный // Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшегося с 27 по 31 декабря 1910 года в Москве. - Москва: Типография Моск. Гор. Арнольдо-Третьяковского учил. глухон., 1911. - С. 315-328.
9. Кащенко, В. П. Дефективные дети, их обучение и воспитание / Г. И. Россолимо, В. П. Кащенко. - Текст: непосредственный // Практическая школьная энциклопедия / Под. ред. Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова. - Москва: Изд. Журн. “Для народного учителя”, 1912. - С. 404-423.
10. Кащенко, В. П. К вопросу о воспитании-обучении дефективных детей / В. П. Кащенко. - Текст: непосредственный // Труды Третьего съезда отечественных психиатров (с 27-го декабря 1909 г. по 5-е января 1910 г.). - СПб: Тип. Первой СПб Трудовой артели, 1911. - С. 727-735.
11. Кащенко, В. П. Краткий план исследований дефективного школьника [1909?] // Научный архив РАО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 225. Л. 1-2.
12. Кащенко, В. П. Организационные особенности вспомогательной школы (подготовительные материалы) [1933] // Научный архив РАО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 109.
13. Кащенко, В. П. Педология исключительного детства / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашев. - Текст: непосредственный // Педагогическая энциклопедия / Под ред. Калашникова А. Г., при участии Эпштейна М. С. - Москва: Издательство “Работник просвещения”, 1929. - Т. 1. - С. 191-214.
14. Кащенко, В. П. Речь на открытии Московского отдела Международной выставки “Устройство и оборудование школы” в гимназии имени И. и А. Медведниковых [1912] // Научный архив РАО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 139.
15. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2 / К. Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 9. - Москва: АПН РСФСР, 1950. - 628 с. - Текст: непосредственный. Список литературы.
16. Азбукин, Д. И. Общественно-педагогическая деятельность В. П. Кащенко до и после Великой Октябрьской социалистической революции / Д. И. Азбукин. - Текст: непосредственный // УЗ МГПИ им. В. И. Ленина. Том XLIX. Дефектологический факультет. Вып. 3. / Под ред. Д. И. Азбукина. - Москва: МГПИ, 1947. - С. 101-109.
17. Каталог московского отдела выставки “Устройство и оборудование школы” 20-31 марта 1912 года. Гимназия имени И. и А. Медведниковых; Московское отд-ние Императорского русского технического общества / Текст: непосредственный. - Москва, 1912. - С. 25-26.
18. Санаторий-школа для дефективных детей д-ра В. П. Кащенко. - Москва: Друкарь, [б. г., 1909?]. - 8 с. - Текст: непосредственный.
19. Санаторий-школа для дефективных детей в завед[овании] д-ра В. П. Кащенко. - Москва: Городская типография, 1913. - 30 с. - Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку в начальной школе. Благоприятная атмосфера на занятиях по иностранному языку способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, повышению интереса к изучаемому иностранному языку, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению качества иноязычного образования в целом. В статье описаны компоненты психологического климата в обучении иностранному языку, раскрыта роль благоприятного психологического климата для успешного овладения иностранным языком с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. Далее представлены результаты проведенного исследования психологического климата и приемов его создания на уроках иностранного языка в начальных школах г. Артемовский Свердловской области, а также приведены некоторые методические рекомендации, способствующие созданию благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку.
В статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у школьников на уроках английского языка. Soft skills полезны во всех сферах деятельности и связаны с эмоциональным интеллектом. Мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, дружелюбию и креативности. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются, по сути, требованиями той или иной профессии. Цель данной статьи - изучение теоретических аспектов развития гибких навыков у школьников и представление методических рекомендаций по развитию гибких навыков в рамках реализации современных технологий обучения на уроках английского языка. Методические рекомендации представляют собой задания, развивающие на том или ином этапе их выполнения определенные гибкие навыки по концепции «4К»: креативность, кооперацию, критическое мышление и коммуникацию. Для создания условий, способствующих формированию soft skills, рекомендуется использование наиболее эффективных приемов современных педагогических технологий обучения, таких как информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления, проектная и проблемная технологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.
В статье делается попытка наметить перспективы исследований биографии К. Д. Ушинского для современной отечественной истории педагогики, что представляется важным в год 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского и связанной с ним актуализации его педагогического наследия в Год педагога и наставника. Доказывается необходимость более сложной, отказывающейся от привычных советских и дореволюционных идеологем в трактовках факторов, влиявших на педагогическую деятельность К. Д. Ушинского, системы исследований его биографии. В статье рассматриваются некоторые варианты дальнейшего изучения биографии великого российского педагога: альтернативы его жизненного пути, взаимодействие Ушинского с представителями государства в вопросах развития отечественного образования, исследование становления «феномена Ушинского» в отечественном педагогическом сознании в разные исторические эпохи, вплоть до современности. Статья может заинтересовать всех, интересующихся историей отечественного дореволюционного образования.
Введение. Статья посвящена характеристике идеи национальной школы в теории и практике отечественной школы. Ее цель - проследить развитие идеи национальной школы в трудах отечественных педагогов, показать ее многоаспектность.
Материалы и методы. Материалами исследования выступают работы отечественных педагогов второй половины ХIХ и ХХ вв. В работе автором используется методы: хронологический, сравнительно-сопоставительный анализ, работа с источниками.
Результаты. Статья включает в себя три раздела. В первом разделе обобщены идеи народности и национальной школы в дореволюционный период. Второй раздел посвящен развитию идеи национальной школы в советский период. В заключительном разделе показаны современные трактовки идеи национальной школы. Рассмотрены роль родного языка, соотношения национального и общероссийского в условиях многонационального государства, воспитания уважительного отношения к культуре и представителям других этносов.
Заключение. В заключении делается вывод о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы в обозначенном проблемном поле.
В статье рассматривается динамика функций учителя в период XIX - первой четверти XXI вв. В начале статьи дается сравнительный анализ понятий «учитель» и «наставник». Далее представлены факторы, влияющие на изменение функций российского учительства в различные исторические периоды. Данные изменения связываются с модернизационными волнами в российском образовании и методологически обосновываются социокультурным подходом. В результате выявляется, что на протяжении всей истории функционал российского учительства в значительной степени расширяется от обучения до создания условий для успешной позитивной социализации учащихся.
Процесс создания и развития образовательной модели подготовки будущих российских императоров заслуживает особого внимания. Статья посвящена роли Академии наук в воспитании будущих российских наследников престола. Вопросы разработки содержания образования и методики преподавания для таких учащихся рассматриваются на примере обучения будущего императора Петра II, специально для которого впервые был составлен образовательный план и созданы учебники.
Введение. Статья подготовлена в связи с 175-летием со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Ее цель заключается в том, чтобы представить в достаточно полном виде вклад педагога в развитие образования одного из российских этносов.
Материалы и методы. В процессе работы автор использовал региональный и аксиологический подходы, следующие исследовательские методы: биографический, работа с литературой и др.
Результаты исследования. В статье приводятся биографические данные Ивана Яковлевича Яковлева. Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Заключение. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования наследия просветителя.
Перед Вами очередной номер нашего журнала, посвященный важным проблемам педагогической науки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/