Научный и художественный анализ садов и парков Петербурга XVIII – начала XIX в. был впервые дан только в первой четверти XX в. в работах историков искусства, художников и архитекторов, объединившихся вокруг Общества «Старый Петербург» (а ранее музея с одноименным названием). К сожалению, за прошедшее столетие не появилось ни одной монографии, посвященной этому объединению, сыгравшему столь выдающуюся роль в истории общественного движения в защиту культурного наследия России. Изучение его вклада в отечественную науку и культуру является важной исследовательской задачей.
Идентификаторы и классификаторы
История отечественного садово-паркового искусства насчитывает более пяти столетий, но как верно отмечено в современной историографии, «несмотря на этот солидный возраст, наше представление о нем остается очень схематичным, неполным, а главное, не дающим ясного представления о его самобытности и художественной ценности» [Нащокина 2007: 7]. Это справедливо даже по отношению к кульминации в развитии русского садово-паркового искусства, XVIII – первой половине XIX в. (Данный этап развития «можно почти без оговорок назвать «петербургским» [Нащокина 2007: 11]).
Список литературы
1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1922. 227 с.
2. Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1923. 106 с.
3. Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Петроград: Брокгауз-Ефрон, 1924, 84 с.
4. Бенуа А.Н. Архитектура Петербурга // Мир искусства. 1902. № 4. С. 82-85.
5. Бенуа А.Н. Живописный Петербург // Мир искусства. 1902. № 1. С. 1-5.
6. Бенуа А.Н. Красота Петербурга // Мир искусства. 1902. № 8. С. 138-142.
7. Бенуа А.Н. Петергоф в XVIII веке // Художественные сокровища России. 1902. № 7-8. С. 139-143.
8. Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб.: товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1910. 262, XLVI, 59 с.
9. Курбатов В.Я. Зеленые памятники петербургской старины // Старые годы. 1909. № 3. С. 150-151.
10. Курбатов В.Я. Павловск: художественно-исторический очерк и путеводитель. СПб.: Община св. Евгении Красного креста, 1912. VIII, 244 с.
11. Курбатов В.Я. Садовая скульптура // Старые годы. 1913. № 2. С. 3-28. 12. Курбатов В.Я. Уничтожение петроградских садов // Старые годы. 1915. № 1-2. С. 95-98.
12. Курбатов В.Я. Сады и парки: История и теория садового искусства. Петроград: Т-во М.О. Вольф, 1916. IV, 752, XXXII, IV с.
13. Курбатов В.Я. Гатчина. Л.: Ленингр. губ. сов. проф. союзов, 1925. 80 с.
14. Курбатов В.Я. Детское село. Л.: Ленингр. губ. сов. проф. союзов, 1925. 107 с.
15. Курбатов В.Я. Павловский дворец и парк. Л.: Ленингр. губ. сов. проф. союзов, 1925. 123 с.
16. Курбатов В.Я. Петергоф. [Л.]: Ленингр. губ. сов. проф. союзов, 1925. 86 с.
17. Курбатов В.Я. Стрельна и Ораниенбаум. [Л.]: Ленингр. губ. сов. проф. союзов, 1925. 50 с.
18. Лукомский Г.К. Старый Петербург: Прогулки по старинным кварталам столицы. Петроград: Свобод. искусство, 1917. 84 c., 48 л.
19. Остроумова-Лебедева А.П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. Петербург: Аквилон, 1923. 14 с., 20 л.
20. Старые годы: ежемесячник для любителей искусства и старины / редактор-издатель: П П. Вейнер. Санкт-Петербург: П.П. Вейнер, 1907. № 4 (апрель), С. 115-154.
21. Старые годы: ежемесячник для любителей искусства и старины / редактор-издатель: П.П. Вейнер. Санкт-Петербург: П П. Вейнер, 1907. № 5 (май), С. 155-194.
22. Столпянский П.Н. Сады Старого Петербурга // Зодчий. 1913. № 19. С. 222-223. 24. Столпянский П.Н. Старый Петербург: садоводство и цветоводство в Петербурге в XVIII веке. СПб.: Тип. С.Л. Кинда, [1913]. 85 с.
23. Столпянский П.Н. Старый Петербург: Садовник Эклебен и первая школа садоводства в С.-Петербурге // Вестник садоводства и огородничества. 1914. № 5. С. 409-435.
24. Столпянский П.Н. Старый Петербург: Аптекарский, Петровский, Крестовский острова. Петроград: тип. С.Л. Кинда, 1915. 55 с.
25. Столпянский П.Н. Дачные окрестности Петрограда. Пг.; М.: Петроград, 1923. 54 с.
26. Столпянский П.Н. Петергофская першпектива: Истор. очерк. СПб.: Гос. издво, 1923. 70 с.
27. Султанов Н.В. Старый Петербург // Зодчий. 1902. № 5. С. 53-54.
28. Талепоровский В.Н. Павловский парк. Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1923. 137 с., 7 л.
29. Чарльз Камерон: Сб. ст. / Н. Лансере, Э. Голлербаха, В. Талепоровского, Г. Лукомского и Г. Стебницкого; Ред. Э. Голлербаха и Н. Лансере. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1924. 94 с.
30. Вергунов А.П., Горохов В.А. Садово-парковое искусство России: от истоков до начала XX века. М.: Белый город, 2007. 670 с. EDN: NFPMTZ
31. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л.: Госстройиздат, 1963. 341 с.
32. Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: сады и парки мира. М.: Эксмо, 2007. 734 c. EDN: QNMPWL
33. Лапшина Н.П. Мир искусства: Очерки истории и творческой практики. М.: Искусство, 1977. 343 с.
34. Лисовский В.Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Т.2. От классики к современности. СПб.: Коло, 2009. 581 с. EDN: QNOPLZ
35. Марголис А.Д. Музей Старого Петербурга // Петербург: история и современность: Избранные очерки. М.: Центрполиграф, 2014. С. 213-222.
36. Марголис А.Д. Из истории общественного движения в защиту культурного наследия в Петербурге-Ленинграде, 1907-2020. СПб.: Серебряный век, 2021. 40 с.
37. Минкина Е.В. Особняк Вейнеров. СПб.: Алмаз, 1997. 192 с.
38. Нащокина М.В. Русские сады, XVIII - первая половина XIX века. М.: Арт-Родник, 2007. 255 с.
39. Петербург неузнаваемый в акварелях Ф.Ф. Баганца / Сост. А. М. Павелкина. СПб.: Крига, 2005. 94 с.
40. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 2: Петербург 1860- 1890-х годов в контексте градостроительства пореформенной России. СПб.: Крига, 2014. 594 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит – възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.1. Text; Vol. 8.2. Figures. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 301 p.; 283 p.
Рецензия на книгу: Ася Гимборг. Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2024. 224 с.
Рецензия на книгу: Боровский А. Д. От монумента до граффити. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях… Историко-художественный путеводитель. Петербург XX-XXI вв. М.: Центрполиграф, 2023. 415 с.
Статья посвящена характеристике творческого метода петербургского архитектора Ивана Князева, его проектам и осуществленным постройкам, исполненным на основе современного прочтения национального и европейского архитектурного наследия. Рассмотрены проблемы архитектурного заказа, синтеза архитектуры и декоративного убранства, своеобразия художественного решения архитектурного сооружения в зависимости от его типа и назначения.
В статье на примере творчества объединения «ФоРУС» (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке) проводится анализ специфики включения монументально-декоративного искусства в современную церковную архитектуру в аспекте традиционных и новационных художественных решений и подходов. Осуществляется стилистический, иконографический и сравнительно-исторический анализ сюжетов двух основных мозаичных панно (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовестие Иоакиму и Анне) и надвратной композиции (Ангелы с иконой Рождество Пресвятой Богородицы), размещенных на фасадах храма.
В статье рассматриваются история создания и особенности организации выставки финского искусства в Петрограде в Художественном бюро Н. Е. Добычиной весной 1917 г. Цель статьи — оценить вклад Бюро в развитие финско-русских художественных взаимосвязей в период Первой мировой войны и революции. Ключевые задачи статьи — выявление и анализ проблем исторической реконструкции в организации и проведении выставки; характеристика особенностей рецепции произведений финских художников российской публикой. Выставка финского искусства анализируется автором в контексте развития финско-русских художественных взаимосвязей 1880–1910-х гг. Статья основана как на источниках личного происхождения (мемуары, дневники, переписка современников выставки), так и на материалах русской и финской периодической печати конца XIX – начала XX вв.
В статье анализируются выставки двух ведущих художников Китая — Цай Гоцяна («Октябрь», 2017) и Чжан Хуаня («В пепле истории», 2020), проходившие в ведущих музеях России — ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Одной из главных сюжетных линий этих выставок стало обращение иностранных художников к истории России. Воплощая сюжеты этой тематики, китайские художники предпочитают создавать большеформатные произведения, вступать в своеобразный диалог с живописцами и графиками советской эпохи, выказывать уважение к русской школе живописи, применять в своих произведениях «неживописные» материалы. Каждый из художников при этом сохраняет свою индивидуальность как в выборе сюжетов из русской истории, так и в методах и приемах их воплощения.
Цель настоящей статьи заключается в выявлении творческого метода Дун Шубина, основанного на соединении древнекитайских традиций и современного искусства скульптуры. В статье анализируются особенности пластического языка мастера, истоки его масштабных монументальных проектов, неразрывно связанных с пространством пустыни Гоби (провинция Ганьсу, Китай).
В работе рассматриваются закономерности развития портретного жанра, начиная с истоков его зарождения до конца XX в., анализируются факторы, оказавшие влияние на формирование иконографии китайского современного портрета. Целью исследования является изучение культурно-исторической типологии портрета и его художественно-стилистических особенностей, осмысление роли личности художника в портретной живописи в диахроническом аспекте. Автором подробно анализируются традиции и концепции китайского портрета (в основе теории создания портрета были учение о космогонических силах «инь-ян», теория о пяти первоэлементах, теория физиогномики), прослеживаются эстетические и духовные аспекты портретной живописи, начиная от древних ритуальных форм к средневековому историческому и парадному портрету, а также их трансформация в современных портретных образах. В отличие от большинства отечественных исследователей, рассматривавших теорию портрета древнего и классического периодов, в статье автор фокусируется на истории развития портрета XX в., выявляя его роль и значение в современной художественной культуре Китая.
В статье, на основе архивных документов, рассмотрена 150-летняя история, на протяжении которой был предпринят целый ряд попыток создания памятного знака, связанного с обозначением места, где по изысканиям исследователей XIX – начала XX вв., скончался император Петр Великий. Особое внимание уделено зданию Эрмитажного театра, на месте которого в начале XVIII в. располагался Зимний Дворец Петра I, на фасаде которого предполагалась установка мемориальной доски.
В статье рассматриваются идеи русской религиозной философии как важнейшее проявление национальной специфики в области мысли и ее влияние на процесс зарождения и развития экспрессионизма как стиля в живописи русского авангардного движения. Обращение к этой проблеме дает возможность понять причины появления, антропоцентрическую проблематику и национальное своеобразие русского экспрессионизма и объяснить его доминирующую роль в стилевом многообразии отечественного искусства начала ХХ в.
Классическое искусствознание второй половины ХХ в. и начала нынешнего не всегда бывает гибко в интерпретации ряда современных феноменов искусства. Весьма непосредственно стала ощущаться потребность в уточнении наших мыслей о художественном процессе в его временной целостности, потребность сформировать убеждающие «основополагания» для живой методологии современной художественной критики. В связи с этим возникают одновременно две задачи. Первая — распознать крупные художественные достижения прошлого, не ограничиваясь аспектом социальных и политических установок. Вторая зовет к рассмотрению самой природы критического видения. Здесь обретают значение особые исследовательские приоритеты возможного ансамбля личностных качеств исследователя, его «свободной воли». Соответственно, возникает необходимость уточнить исходные причины смещений и изменений, присущих самой образной ассоциативности, верифицировать на этой основе художественную оценку заявивших о себе стилевых и иных тенденций.
Предметом исследования стала взаимосвязь произведений, относящихся к парижскому периоду творчества М. В. Фармаковского, с поэзией Н. С. Гумилева. Благодаря изучению воспоминаний о Гумилеве, его африканских экспедициях, а также литературной деятельности удалось выявить новые параллели искусства Фармаковского и поэтов «Cеребряного века». В частности, удалось сопоставить рисунок М. В. Фармаковского «Обожаемая женщина» (1907, ГРМ) и творчество поэтессы и переводчика В. Е. Аренс, а также изучить некоторые материалы из наследия семьи Аренс-Пуниных.
На основе большого количества вновь вводимых в научный оборот архивных документов описана история попытки создания австрийским мастером Антонием Цвенгофом скульптуры императрицы Анны Иоанновны. Подробно рассмотрен процесс закупки и доставки в Санкт-Петербург двух больших кусков мрамора для нее.
В октябре 2024 г. в Античном и Готическом залах Музея прикладного искусства Академии Штиглица была проведена восьмая выставка «Из цвета соткано», исследующая тему цвета и его разнообразные проявления. Она объединила работы, выполненные преподавателями Академии (кафедры художественного текстиля, живописи, рисунка). Представленные на выставке произведения (живопись, графика, декоративное и прикладное искусства) продемонстрировали разнообразные подходы художников и дизайнеров в работе с цветом.
В статье предпринимается искусствоведческий анализ ежегодной выставки работ педагогов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. В связи с этим затрагиваются проблемы развития основных жанров изобразительного искусства реалистического направления, таких как религиозный, исторический, пейзаж и портрет. В экспозиции особое место заняли типизированные образы отдельных людей и портретный жанр, в котором решаются многие острые проблемы изображения современного человека, в первую очередь — творческой личности. Обращает на себя внимание широкая география путешествий художников — это и просторы России, и зарубежные поездки. В академической школе сохраняются традиции в первую очередь реалистического искусства, но при этом они обогащаются и новыми технико-технологическими экспериментами, и образными поисками новых выразительных приемов. В обзоре выставки использованы методы сравнительного искусствоведческого анализа, включенного наблюдения, интервьюирования художников.
Размышление о природе Слова, о движущей им силе, о воплощении Слова в мировой художественной практике дарит возможность уловить богатство его интонаций в разных видах и жанрах искусства. Концепция отображения семантического значения слова в скульптуре, выявление художественного образа выдающихся поэтов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, Мустая Карима — одно из направлений творчества известного скульптора современности, народного художника РФ, академика Российской академии художеств, лауреата государственных премий РФ А. Н. Ковальчука.
Издательство
- Издательство
- СПГХПА ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- Юр. адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- ФИО
- Кислицына Анна Николаевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ghpa.ru/