Рецензия на книгу: Ася Гимборг. Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2024. 224 с.
Идентификаторы и классификаторы
На труды Аси Гимборг мне уже приходилось писать рецензии — в прошлом году в «Terra Artis» был опубликован отзыв на ее «Великолепный век османского искусства». Восторга эта книга у меня не вызвала. Придется процитировать последний абзац отзыва: «В посте о презентации “Великолепного века…” в питерском “Буквоеде” есть настораживающее упоминание: “Ася Гимборг ответила на вопросы зрителей, а также поделилась своими планами в скором будущем написать книгу об исламском искусстве”.
Список литературы
1. Али-заде А.А. Хроники мусульманских государств I-VII веков хиджры. М.: Умма, 2004. 444 с. EDN: QOVDQJ
2. Бретаницкий Л.С. Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М.: Советский художник, 1988. 251 с.
3. Ася Гимборг. Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2023. 224 c.
4. Гимборг Ася. Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники. М.: МИФ, 2024. 224 c.
5. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории. 600-1258. М.: Наука, 1988. 215 c.
6. Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Средние века. Новое время. М.: Искусство, 1988. 319 c.
7. Кононенко Е.И. Анатолийская мечеть XI-XV вв. Очерки истории архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 479 c. EDN: YOZAUA
8. Кононенко Е.И. Эволюция архитектуры османской мечети. М.: Прогресс-Традиция, 2022. 511 c.
9. Кононенко Е.И. Нескромное великолепие Османов, или Об искусстве для любительниц сериалов. Рецензия на книгу: Гимборг А. Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2023. 224 с. // Terra Artis. 2023. № 2. С. 135-143. Кононенко 2024. Кононенко Е.И. Минимум по корейскому. О книге Елены Хохловой “Главное в истории искусства Кореи” // Художественная культура. 2024. № 3. С. 582-599.
10. Массиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература / сост. И.М. Фильштинский. М.: Наука, 1978. С. 89-112.
11. Пиотровский М.Б. Мусульманское искусство: Между Китаем и Европой. СПб., Изд. Гос.Эрмитажа, 2008. 23 c.
12. Родионов М.А. Ислам классический. М.: Азбука, 2008. 218 c.
13. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. (ред.) Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. 509 c.
14. Хохлова Е. Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 224 c.
15. Червонная С.М. Современная мечеть. Отечественный и мировой опыт Новейшего времени. Торунь: Польский институт исследований мирового искусства, Тако, 2016. 478 c.
16. Шукуров Ш.М. Хорасан. Территория искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 399 c. EDN: XQAOQZ
17. Contadini A. (ed.) Arab painting. Text and Image in illustrated Arabic Manuscripts. Leiden-Boston: Brill, 2007. 272 p.
18. Corbin H. En Islam iranien: aspects spirituels et philosophiques. Vol. IV. Paris: Gallimard, 1973. 361 p.
19. Ettinghausen R. Painting in the Fatimid Period: A Reconstruction // Ars Islamica. 1942. Vol. 9. P. 112-124.
20. Grabar O. Constructing the Study of Islamic Art. Vol. I-IV. Hampshire: Ashgate Publishing Ltd., 2005-2006.
21. Hoffman E.R. The beginnings of the illustrated Arabic book: an intersection between art and scholarship // Muqarnas. 2000. Vol. 17. P. 37-52.
22. Korbendau Y. L’Architecture sacrée de l’Islam. Paris: Art Books Intl Ltd., 1997. 480 p.
23. Neuwirth A. The Qibla of Muhammad’s Community Reconsidered // Unlocking the Medinan Qur’an / ed. N. Sinai. Leiden: Brill, 2022. pp. 251-287.
24. Sourdel D., Sourdel-Thomine J. La Civilisation de l’Islam classique. Paris: Arthaud, 1968. 518 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит – възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.1. Text; Vol. 8.2. Figures. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 301 p.; 283 p.
Рецензия на книгу: Боровский А. Д. От монумента до граффити. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях… Историко-художественный путеводитель. Петербург XX-XXI вв. М.: Центрполиграф, 2023. 415 с.
Статья посвящена характеристике творческого метода петербургского архитектора Ивана Князева, его проектам и осуществленным постройкам, исполненным на основе современного прочтения национального и европейского архитектурного наследия. Рассмотрены проблемы архитектурного заказа, синтеза архитектуры и декоративного убранства, своеобразия художественного решения архитектурного сооружения в зависимости от его типа и назначения.
В статье на примере творчества объединения «ФоРУС» (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке) проводится анализ специфики включения монументально-декоративного искусства в современную церковную архитектуру в аспекте традиционных и новационных художественных решений и подходов. Осуществляется стилистический, иконографический и сравнительно-исторический анализ сюжетов двух основных мозаичных панно (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовестие Иоакиму и Анне) и надвратной композиции (Ангелы с иконой Рождество Пресвятой Богородицы), размещенных на фасадах храма.
В статье рассматриваются история создания и особенности организации выставки финского искусства в Петрограде в Художественном бюро Н. Е. Добычиной весной 1917 г. Цель статьи — оценить вклад Бюро в развитие финско-русских художественных взаимосвязей в период Первой мировой войны и революции. Ключевые задачи статьи — выявление и анализ проблем исторической реконструкции в организации и проведении выставки; характеристика особенностей рецепции произведений финских художников российской публикой. Выставка финского искусства анализируется автором в контексте развития финско-русских художественных взаимосвязей 1880–1910-х гг. Статья основана как на источниках личного происхождения (мемуары, дневники, переписка современников выставки), так и на материалах русской и финской периодической печати конца XIX – начала XX вв.
В статье анализируются выставки двух ведущих художников Китая — Цай Гоцяна («Октябрь», 2017) и Чжан Хуаня («В пепле истории», 2020), проходившие в ведущих музеях России — ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Одной из главных сюжетных линий этих выставок стало обращение иностранных художников к истории России. Воплощая сюжеты этой тематики, китайские художники предпочитают создавать большеформатные произведения, вступать в своеобразный диалог с живописцами и графиками советской эпохи, выказывать уважение к русской школе живописи, применять в своих произведениях «неживописные» материалы. Каждый из художников при этом сохраняет свою индивидуальность как в выборе сюжетов из русской истории, так и в методах и приемах их воплощения.
Цель настоящей статьи заключается в выявлении творческого метода Дун Шубина, основанного на соединении древнекитайских традиций и современного искусства скульптуры. В статье анализируются особенности пластического языка мастера, истоки его масштабных монументальных проектов, неразрывно связанных с пространством пустыни Гоби (провинция Ганьсу, Китай).
В работе рассматриваются закономерности развития портретного жанра, начиная с истоков его зарождения до конца XX в., анализируются факторы, оказавшие влияние на формирование иконографии китайского современного портрета. Целью исследования является изучение культурно-исторической типологии портрета и его художественно-стилистических особенностей, осмысление роли личности художника в портретной живописи в диахроническом аспекте. Автором подробно анализируются традиции и концепции китайского портрета (в основе теории создания портрета были учение о космогонических силах «инь-ян», теория о пяти первоэлементах, теория физиогномики), прослеживаются эстетические и духовные аспекты портретной живописи, начиная от древних ритуальных форм к средневековому историческому и парадному портрету, а также их трансформация в современных портретных образах. В отличие от большинства отечественных исследователей, рассматривавших теорию портрета древнего и классического периодов, в статье автор фокусируется на истории развития портрета XX в., выявляя его роль и значение в современной художественной культуре Китая.
В статье, на основе архивных документов, рассмотрена 150-летняя история, на протяжении которой был предпринят целый ряд попыток создания памятного знака, связанного с обозначением места, где по изысканиям исследователей XIX – начала XX вв., скончался император Петр Великий. Особое внимание уделено зданию Эрмитажного театра, на месте которого в начале XVIII в. располагался Зимний Дворец Петра I, на фасаде которого предполагалась установка мемориальной доски.
Научный и художественный анализ садов и парков Петербурга XVIII – начала XIX в. был впервые дан только в первой четверти XX в. в работах историков искусства, художников и архитекторов, объединившихся вокруг Общества «Старый Петербург» (а ранее музея с одноименным названием). К сожалению, за прошедшее столетие не появилось ни одной монографии, посвященной этому объединению, сыгравшему столь выдающуюся роль в истории общественного движения в защиту культурного наследия России. Изучение его вклада в отечественную науку и культуру является важной исследовательской задачей.
В статье рассматриваются идеи русской религиозной философии как важнейшее проявление национальной специфики в области мысли и ее влияние на процесс зарождения и развития экспрессионизма как стиля в живописи русского авангардного движения. Обращение к этой проблеме дает возможность понять причины появления, антропоцентрическую проблематику и национальное своеобразие русского экспрессионизма и объяснить его доминирующую роль в стилевом многообразии отечественного искусства начала ХХ в.
Классическое искусствознание второй половины ХХ в. и начала нынешнего не всегда бывает гибко в интерпретации ряда современных феноменов искусства. Весьма непосредственно стала ощущаться потребность в уточнении наших мыслей о художественном процессе в его временной целостности, потребность сформировать убеждающие «основополагания» для живой методологии современной художественной критики. В связи с этим возникают одновременно две задачи. Первая — распознать крупные художественные достижения прошлого, не ограничиваясь аспектом социальных и политических установок. Вторая зовет к рассмотрению самой природы критического видения. Здесь обретают значение особые исследовательские приоритеты возможного ансамбля личностных качеств исследователя, его «свободной воли». Соответственно, возникает необходимость уточнить исходные причины смещений и изменений, присущих самой образной ассоциативности, верифицировать на этой основе художественную оценку заявивших о себе стилевых и иных тенденций.
Предметом исследования стала взаимосвязь произведений, относящихся к парижскому периоду творчества М. В. Фармаковского, с поэзией Н. С. Гумилева. Благодаря изучению воспоминаний о Гумилеве, его африканских экспедициях, а также литературной деятельности удалось выявить новые параллели искусства Фармаковского и поэтов «Cеребряного века». В частности, удалось сопоставить рисунок М. В. Фармаковского «Обожаемая женщина» (1907, ГРМ) и творчество поэтессы и переводчика В. Е. Аренс, а также изучить некоторые материалы из наследия семьи Аренс-Пуниных.
На основе большого количества вновь вводимых в научный оборот архивных документов описана история попытки создания австрийским мастером Антонием Цвенгофом скульптуры императрицы Анны Иоанновны. Подробно рассмотрен процесс закупки и доставки в Санкт-Петербург двух больших кусков мрамора для нее.
В октябре 2024 г. в Античном и Готическом залах Музея прикладного искусства Академии Штиглица была проведена восьмая выставка «Из цвета соткано», исследующая тему цвета и его разнообразные проявления. Она объединила работы, выполненные преподавателями Академии (кафедры художественного текстиля, живописи, рисунка). Представленные на выставке произведения (живопись, графика, декоративное и прикладное искусства) продемонстрировали разнообразные подходы художников и дизайнеров в работе с цветом.
В статье предпринимается искусствоведческий анализ ежегодной выставки работ педагогов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. В связи с этим затрагиваются проблемы развития основных жанров изобразительного искусства реалистического направления, таких как религиозный, исторический, пейзаж и портрет. В экспозиции особое место заняли типизированные образы отдельных людей и портретный жанр, в котором решаются многие острые проблемы изображения современного человека, в первую очередь — творческой личности. Обращает на себя внимание широкая география путешествий художников — это и просторы России, и зарубежные поездки. В академической школе сохраняются традиции в первую очередь реалистического искусства, но при этом они обогащаются и новыми технико-технологическими экспериментами, и образными поисками новых выразительных приемов. В обзоре выставки использованы методы сравнительного искусствоведческого анализа, включенного наблюдения, интервьюирования художников.
Размышление о природе Слова, о движущей им силе, о воплощении Слова в мировой художественной практике дарит возможность уловить богатство его интонаций в разных видах и жанрах искусства. Концепция отображения семантического значения слова в скульптуре, выявление художественного образа выдающихся поэтов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, Мустая Карима — одно из направлений творчества известного скульптора современности, народного художника РФ, академика Российской академии художеств, лауреата государственных премий РФ А. Н. Ковальчука.
Издательство
- Издательство
- СПГХПА ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- Юр. адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- ФИО
- Кислицына Анна Николаевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ghpa.ru/