Рецензия на книгу: Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит – възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.1. Text; Vol. 8.2. Figures. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 301 p.; 283 p.
Идентификаторы и классификаторы
Тема использования мотивов древнего искусства в работах современных художников уже поднималась на страницах журнала Terra Artis: объектом, на который упал взгляд турецкого художника Селима Чинара, стали антропоморфные фигурки эпохи неолита, обнаруженные при раскопках легендарных поселений древнейших земледельцев Старого Света — Чатал-Хуюка и Хаджилара [Çınar 2022]. Созданные им образы — результат осмысления культурного наследия «Анатолийской цивилизации», которое уже стало частью идентичности современного населения Турции.
Список литературы
1. Балабина В.И., Мишина Т.Н. Прядение и ткачество на телле Юнаците в раннем бронзовом веке и халколите // Археологические памятники и межкультурные феномены энеолита и бронзового века (отв. ред. М.В. Андреева). М.: ИА РАН, 2018. С. 126-153. EDN: QPOWMN
2. Палагута И.В. Мир искусства древних земледельцев Европы. Культуры балкано-карпатского круга в VII-III тыс. до н.э. СПб.: Алетейя, 2012. 336 с.
3. Палагута И.В. Антропоморфная пластика неолита - медного века Европы: проблемы и перспективы исследования // Ex Ungue Leonem: Сборник статей к 90-летию Льва Самуиловича Клейна (отв. ред. Л.Б. Вишняцкий). СПб.: Нестор-История, 2017. С. 179-202. EDN: YTXURG
4. Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск: Наука. 1983. 146 с.
5. Радунчева А. Доисторическое искусство в Болгарии: пятое-второе тысячелетие до н.э. София: София-Пресс, 1971. 136 с.
6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука. 1981. 607 с. EDN: RBNDBT
7. Ставрева В. Погребални практики, специални мъртви и опасни мъртви през късния енеолит. София: Труд, 2018. 304 с.
8. Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит - възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.1 Text. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 301 p.
9. Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит - възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.2. Figures. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 283 p.
10. Яковишина Я., Куценяк О. Трипiльська антропоморфна пластика у фондах Львiвського iсторичного музею. Львiв: Iнститут українознавства iм. I. Крип’якевича НАН України, 2021. 165 c. Çınar 2022. Çınar S. Features of Anatolian Ceramic Figurines from the Neolithic Period and Their Contemporary Artistic Interpretations // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 4. С. 114-120. EDN: MSCWOZ
11. Dumitrescu Vl. Arta preistorica în România. Bucureşti: Meridiane, 1974. 510 p.
12. Dumitrescu Vl. Arta Culturii Cucuteni. Bucureşti: Meridiane, 1979.
13. Gimbutas M. The Gods and Goddesses of Old Europe 7000 to 3500 BC. Myth, Legends and Cult Images. London: Thames & Hudson, 1974. 303 p.
14. Gimbutas M. The Civilization of the Goddess: The World of Old Europe, San Francisco: Harper, 1991. 529 p.
15. Hansen S. Bilder vom Menschen der Steinzeit. Untersuchungen zur anthropomorphen Plastik der Jungsteinzeit und Kupferzeit in Südosteuropa (Archäologie in Eurasien, 20). Teil I: Text. Teil II: Tafeln 1-532. Mainz: Philipp von Zabern, 2007. 547 p.
16. Kalicz N. Clay Gods: The Neolithic Period and Copper Age in Hungary. Budapest: Corvina Press, 1970. 82 p.
17. Lesure R.G.Interpreting Prehistoric Figurines. Context, Comparison and Prehistoric Art, Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 256 p.
18. Meskell L. Oh my goddess! Archaeology, sexuality and ecofeminism // Archaeological Dialogues, 5, pp. 126- 142.
19. Monah D. Plastica antropomorfă a culturii Cucuteni-Tripolie. Piatra-Neamţ: Muzeul de Istorie Piatra Neamţ. 1997. 523 p.
20. Palaguta I.V. Small plastic Art of the Balkan-Carpathian Neolithic and Copper Age: forms, contexts and interpretations // Mobile Images of the ancestral bodies. A millennial/thousand-years perspective from Iberia to Europe. Eds. Primitiva Bueno Ramírez & Jorge A. Soler Díaz. (Zona Arqueológica, n. 23, 2 vols.). Vol. I. Madrid: Comunidad de Madrid, 2021. pp. 119-147.
21. Palaguta I. ‘Sculpture of Small Forms’ in Prehistoric art: approaches to research and interpretation // Memoria Antiqitatis. Acta Musei Petrodavensis. XXXIX (2023). In memoriam Dr. Dan Monah (1943-2013). PiatraNeamț: Muzeului de Istorie și Arheologie Piatra-Neamț, 2024. pp. 67-84.
22. Shatilo L., Hofmann, R., Depicting Trypillia: Emergence and Transformation of the Realistic Style. In: Müller, J., Kirleis, W., Taylor, N. (eds). Perspectives on Socio-environmental Transformations in Ancient Europe. Quantitative Archaeology and Archaeological Modelling. Springer, Cham, 2024. 367 p. 10.1007/978-3-031-53314-3_8 (дата обращения: 15.12.2024). DOI: 10.1007/978-3-031-53314-3_8
23. Ţerna S., Vasilache M. Figurinele antropomorfe din etapa Cucuteni A din inter uviul pruto-nistrean: (în baza colecțiilor Muzeului Național de Istorie a Moldovei) = Anthropomorphic figurines from Cucuteni A stage from the Prut-Dniester interfluves: (the collections of the National Museum of History of Moldova) / Biblioteca Tyragetia, 31. Chişinău: Muzeului Național de Istorie a Moldovei, 2019. 264 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Ася Гимборг. Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2024. 224 с.
Рецензия на книгу: Боровский А. Д. От монумента до граффити. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях… Историко-художественный путеводитель. Петербург XX-XXI вв. М.: Центрполиграф, 2023. 415 с.
Статья посвящена характеристике творческого метода петербургского архитектора Ивана Князева, его проектам и осуществленным постройкам, исполненным на основе современного прочтения национального и европейского архитектурного наследия. Рассмотрены проблемы архитектурного заказа, синтеза архитектуры и декоративного убранства, своеобразия художественного решения архитектурного сооружения в зависимости от его типа и назначения.
В статье на примере творчества объединения «ФоРУС» (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке) проводится анализ специфики включения монументально-декоративного искусства в современную церковную архитектуру в аспекте традиционных и новационных художественных решений и подходов. Осуществляется стилистический, иконографический и сравнительно-исторический анализ сюжетов двух основных мозаичных панно (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовестие Иоакиму и Анне) и надвратной композиции (Ангелы с иконой Рождество Пресвятой Богородицы), размещенных на фасадах храма.
В статье рассматриваются история создания и особенности организации выставки финского искусства в Петрограде в Художественном бюро Н. Е. Добычиной весной 1917 г. Цель статьи — оценить вклад Бюро в развитие финско-русских художественных взаимосвязей в период Первой мировой войны и революции. Ключевые задачи статьи — выявление и анализ проблем исторической реконструкции в организации и проведении выставки; характеристика особенностей рецепции произведений финских художников российской публикой. Выставка финского искусства анализируется автором в контексте развития финско-русских художественных взаимосвязей 1880–1910-х гг. Статья основана как на источниках личного происхождения (мемуары, дневники, переписка современников выставки), так и на материалах русской и финской периодической печати конца XIX – начала XX вв.
В статье анализируются выставки двух ведущих художников Китая — Цай Гоцяна («Октябрь», 2017) и Чжан Хуаня («В пепле истории», 2020), проходившие в ведущих музеях России — ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Одной из главных сюжетных линий этих выставок стало обращение иностранных художников к истории России. Воплощая сюжеты этой тематики, китайские художники предпочитают создавать большеформатные произведения, вступать в своеобразный диалог с живописцами и графиками советской эпохи, выказывать уважение к русской школе живописи, применять в своих произведениях «неживописные» материалы. Каждый из художников при этом сохраняет свою индивидуальность как в выборе сюжетов из русской истории, так и в методах и приемах их воплощения.
Цель настоящей статьи заключается в выявлении творческого метода Дун Шубина, основанного на соединении древнекитайских традиций и современного искусства скульптуры. В статье анализируются особенности пластического языка мастера, истоки его масштабных монументальных проектов, неразрывно связанных с пространством пустыни Гоби (провинция Ганьсу, Китай).
В работе рассматриваются закономерности развития портретного жанра, начиная с истоков его зарождения до конца XX в., анализируются факторы, оказавшие влияние на формирование иконографии китайского современного портрета. Целью исследования является изучение культурно-исторической типологии портрета и его художественно-стилистических особенностей, осмысление роли личности художника в портретной живописи в диахроническом аспекте. Автором подробно анализируются традиции и концепции китайского портрета (в основе теории создания портрета были учение о космогонических силах «инь-ян», теория о пяти первоэлементах, теория физиогномики), прослеживаются эстетические и духовные аспекты портретной живописи, начиная от древних ритуальных форм к средневековому историческому и парадному портрету, а также их трансформация в современных портретных образах. В отличие от большинства отечественных исследователей, рассматривавших теорию портрета древнего и классического периодов, в статье автор фокусируется на истории развития портрета XX в., выявляя его роль и значение в современной художественной культуре Китая.
В статье, на основе архивных документов, рассмотрена 150-летняя история, на протяжении которой был предпринят целый ряд попыток создания памятного знака, связанного с обозначением места, где по изысканиям исследователей XIX – начала XX вв., скончался император Петр Великий. Особое внимание уделено зданию Эрмитажного театра, на месте которого в начале XVIII в. располагался Зимний Дворец Петра I, на фасаде которого предполагалась установка мемориальной доски.
Научный и художественный анализ садов и парков Петербурга XVIII – начала XIX в. был впервые дан только в первой четверти XX в. в работах историков искусства, художников и архитекторов, объединившихся вокруг Общества «Старый Петербург» (а ранее музея с одноименным названием). К сожалению, за прошедшее столетие не появилось ни одной монографии, посвященной этому объединению, сыгравшему столь выдающуюся роль в истории общественного движения в защиту культурного наследия России. Изучение его вклада в отечественную науку и культуру является важной исследовательской задачей.
В статье рассматриваются идеи русской религиозной философии как важнейшее проявление национальной специфики в области мысли и ее влияние на процесс зарождения и развития экспрессионизма как стиля в живописи русского авангардного движения. Обращение к этой проблеме дает возможность понять причины появления, антропоцентрическую проблематику и национальное своеобразие русского экспрессионизма и объяснить его доминирующую роль в стилевом многообразии отечественного искусства начала ХХ в.
Классическое искусствознание второй половины ХХ в. и начала нынешнего не всегда бывает гибко в интерпретации ряда современных феноменов искусства. Весьма непосредственно стала ощущаться потребность в уточнении наших мыслей о художественном процессе в его временной целостности, потребность сформировать убеждающие «основополагания» для живой методологии современной художественной критики. В связи с этим возникают одновременно две задачи. Первая — распознать крупные художественные достижения прошлого, не ограничиваясь аспектом социальных и политических установок. Вторая зовет к рассмотрению самой природы критического видения. Здесь обретают значение особые исследовательские приоритеты возможного ансамбля личностных качеств исследователя, его «свободной воли». Соответственно, возникает необходимость уточнить исходные причины смещений и изменений, присущих самой образной ассоциативности, верифицировать на этой основе художественную оценку заявивших о себе стилевых и иных тенденций.
Предметом исследования стала взаимосвязь произведений, относящихся к парижскому периоду творчества М. В. Фармаковского, с поэзией Н. С. Гумилева. Благодаря изучению воспоминаний о Гумилеве, его африканских экспедициях, а также литературной деятельности удалось выявить новые параллели искусства Фармаковского и поэтов «Cеребряного века». В частности, удалось сопоставить рисунок М. В. Фармаковского «Обожаемая женщина» (1907, ГРМ) и творчество поэтессы и переводчика В. Е. Аренс, а также изучить некоторые материалы из наследия семьи Аренс-Пуниных.
На основе большого количества вновь вводимых в научный оборот архивных документов описана история попытки создания австрийским мастером Антонием Цвенгофом скульптуры императрицы Анны Иоанновны. Подробно рассмотрен процесс закупки и доставки в Санкт-Петербург двух больших кусков мрамора для нее.
В октябре 2024 г. в Античном и Готическом залах Музея прикладного искусства Академии Штиглица была проведена восьмая выставка «Из цвета соткано», исследующая тему цвета и его разнообразные проявления. Она объединила работы, выполненные преподавателями Академии (кафедры художественного текстиля, живописи, рисунка). Представленные на выставке произведения (живопись, графика, декоративное и прикладное искусства) продемонстрировали разнообразные подходы художников и дизайнеров в работе с цветом.
В статье предпринимается искусствоведческий анализ ежегодной выставки работ педагогов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. В связи с этим затрагиваются проблемы развития основных жанров изобразительного искусства реалистического направления, таких как религиозный, исторический, пейзаж и портрет. В экспозиции особое место заняли типизированные образы отдельных людей и портретный жанр, в котором решаются многие острые проблемы изображения современного человека, в первую очередь — творческой личности. Обращает на себя внимание широкая география путешествий художников — это и просторы России, и зарубежные поездки. В академической школе сохраняются традиции в первую очередь реалистического искусства, но при этом они обогащаются и новыми технико-технологическими экспериментами, и образными поисками новых выразительных приемов. В обзоре выставки использованы методы сравнительного искусствоведческого анализа, включенного наблюдения, интервьюирования художников.
Размышление о природе Слова, о движущей им силе, о воплощении Слова в мировой художественной практике дарит возможность уловить богатство его интонаций в разных видах и жанрах искусства. Концепция отображения семантического значения слова в скульптуре, выявление художественного образа выдающихся поэтов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, Мустая Карима — одно из направлений творчества известного скульптора современности, народного художника РФ, академика Российской академии художеств, лауреата государственных премий РФ А. Н. Ковальчука.
Издательство
- Издательство
- СПГХПА ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- Юр. адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- ФИО
- Кислицына Анна Николаевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ghpa.ru/