В статье рассматриваются история создания и особенности организации выставки финского искусства в Петрограде в Художественном бюро Н. Е. Добычиной весной 1917 г. Цель статьи — оценить вклад Бюро в развитие финско-русских художественных взаимосвязей в период Первой мировой войны и революции. Ключевые задачи статьи — выявление и анализ проблем исторической реконструкции в организации и проведении выставки; характеристика особенностей рецепции произведений финских художников российской публикой. Выставка финского искусства анализируется автором в контексте развития финско-русских художественных взаимосвязей 1880–1910-х гг. Статья основана как на источниках личного происхождения (мемуары, дневники, переписка современников выставки), так и на материалах русской и финской периодической печати конца XIX – начала XX вв.
Идентификаторы и классификаторы
История финско-русских художественных связей представляет особый интерес для исследователей, однако, художественные взаимоотношения двух стран в сложный и трагический период Первой мировой войны остаются мало освещенными в современном искусствоведении.
Список литературы
1. Бартенев А.И., Прохоренко Г.Е. Выставка русских и финляндских художников 1898 года: у истоков художественного объединения “Мир искусства” // Месмахеровские чтения - 2018: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21-22 марта 2018 г.: сб. науч. ст. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 2018. С. 18-26. EDN: XSNHJZ
2. Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет. М.: Сов. художник, 1968. 752 с.
3. Бенуа А. Мой дневник 1916-1917-1918. М.: Русский путь, 2003. 639 с.
4. Бородина Т.П. Первое участие Финляндии на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве // Барышниковские научные чтения. 2016. № 2. С. 34-37.
5. Бунин И. А. Воспоминания. Париж: Возрождение, 1950. 272 с.
6. Бунин И. А. Окаянные дни. Под серпом и молотом. Рига: Изд-во ЦК КП Латвии, 1990. 234 с.
7. Власов А.В. Мир искусства Сергея Дягилева: полемические диалоги о выставках в музее центрального училища технического рисования барона Штиглица // Месмахеровские чтения - 2018: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21-22 марта 2018 г.: сб. науч. ст. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 2018. С. 26-33. EDN: XSNHKH
8. Выбор Добычиной. Художественное бюро Н.Е. Добычиной: каталог выставки. М.: Музей русского импрессионизма, 2023. 232 с.
9. Доронченков И. Повесть о том, как поссорился Илья Ефимович с Сергеем Павловичем. “Международная художественная выставка картин журнала “Мир искусства” (1899) и ее русские зрители // Искусствознание. 2022. № 3. С. 238-271.
10. Карюк Т.А. Произведения финских мастеров на выставке русских и финляндских художников 1898 г. в музее ЦУТР барона Штиглица // Месмахеровские чтения - 2023: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21-22 марта 2023 г.: сб. науч. ст. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2023. С. 61-70. EDN: CIQVNO
11. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М.: Сов. художник, 1983. 495 с.
12. Лопаткина К. Далекие близкие: выставки финского искусства в России в первой половине XX века // Эрмитаж. 2020. № 30. С. 68-73.
13. Муромцева О.В. История художественного собрания Н.Е. Добычиной в послереволюционные годы: состав и проблемы бытования // Искусство Евразии. 2021. № 2 (21). С. 92-103. EDN: QILFYC
14. Муромцева О. Мир искусства Надежды Добычиной. М.: Музей современного искусства “Гараж”, 2024. 365 с.
15. Мусянкова Н.А. Образ Финляндии на выставках “Мир искусства” // Academia. 2022. № 1. С. 34-47.
16. Северюхин Д.Я. Три века художественного рынка Санкт-Петербурга, или проза художественной жизни. СПб.: Мiръ, 2018. 752 с.
17. Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. М.: Искусство, 1979. 624 с.
18. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России конца XIX - начала ХХ вв. М.: Искусство. 1970. 293 с.
19. Суворова Л.В. Финская выставка в Бюро Добычиной. (К проблемам финско-русских художественных связей) // Проблемы развития зарубежного искусства: Материалы Десятой науч. конф. в память профессора М.В. Доброклонского / науч. ред. В.И. Раздольская. СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1997. С. 79-81.
20. Суворова Л.В. Финский художник Юхо Риссанен в Петербурге // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2008. № 9. С. 51-58. EDN: RTHRQD
21. Суворова Л.В. Лев Пумпянский о финской выставке в бюро Добычиной в апреле-мае 1917 года // Скандинавские чтения 2014 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2016. С. 250-268.
22. Хеллман Б. “Много! Многоо! Многоо!”: Финская выставка в Петрограде в 1917 г. // Studia Russica Helsingensia et Tartuensia XII: Мифология культурного пространства: к 80-летию Сергея Геннадиевича Исакова. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus. 2011. №. 12. С. 52-73.
23. Budanova N., Murray N. Two women patrons of the Russian avant-garde. Nadezhda Dobychina and Klavdia Mikhailova. М.: Unicorn. 2021. 230 p.
24. Enroth P. Matka Kultakauteen. Suomi: Maahenki. 2018. 246 p.
25. Kaartinen M.K. L. Venetsian biennaali kuvataiteen kansainvalisen kentän portinvartijana ja Suomen ̈ osallistumisen problematiikka. Pro Gradu-tutkielma. Jyvaskylän yliopisto. 2008. 84 p. ̆Saressalo L. Matka kultakauteen Kansallisromantiikkaa Kainuusta ja kauempaakin [Электронныи ресурс]. URL: https://www.archinform.net/arch/4183.htm (дата обращения: 30.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит – възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.1. Text; Vol. 8.2. Figures. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 301 p.; 283 p.
Рецензия на книгу: Ася Гимборг. Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2024. 224 с.
Рецензия на книгу: Боровский А. Д. От монумента до граффити. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях… Историко-художественный путеводитель. Петербург XX-XXI вв. М.: Центрполиграф, 2023. 415 с.
Статья посвящена характеристике творческого метода петербургского архитектора Ивана Князева, его проектам и осуществленным постройкам, исполненным на основе современного прочтения национального и европейского архитектурного наследия. Рассмотрены проблемы архитектурного заказа, синтеза архитектуры и декоративного убранства, своеобразия художественного решения архитектурного сооружения в зависимости от его типа и назначения.
В статье на примере творчества объединения «ФоРУС» (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке) проводится анализ специфики включения монументально-декоративного искусства в современную церковную архитектуру в аспекте традиционных и новационных художественных решений и подходов. Осуществляется стилистический, иконографический и сравнительно-исторический анализ сюжетов двух основных мозаичных панно (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовестие Иоакиму и Анне) и надвратной композиции (Ангелы с иконой Рождество Пресвятой Богородицы), размещенных на фасадах храма.
В статье анализируются выставки двух ведущих художников Китая — Цай Гоцяна («Октябрь», 2017) и Чжан Хуаня («В пепле истории», 2020), проходившие в ведущих музеях России — ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Одной из главных сюжетных линий этих выставок стало обращение иностранных художников к истории России. Воплощая сюжеты этой тематики, китайские художники предпочитают создавать большеформатные произведения, вступать в своеобразный диалог с живописцами и графиками советской эпохи, выказывать уважение к русской школе живописи, применять в своих произведениях «неживописные» материалы. Каждый из художников при этом сохраняет свою индивидуальность как в выборе сюжетов из русской истории, так и в методах и приемах их воплощения.
Цель настоящей статьи заключается в выявлении творческого метода Дун Шубина, основанного на соединении древнекитайских традиций и современного искусства скульптуры. В статье анализируются особенности пластического языка мастера, истоки его масштабных монументальных проектов, неразрывно связанных с пространством пустыни Гоби (провинция Ганьсу, Китай).
В работе рассматриваются закономерности развития портретного жанра, начиная с истоков его зарождения до конца XX в., анализируются факторы, оказавшие влияние на формирование иконографии китайского современного портрета. Целью исследования является изучение культурно-исторической типологии портрета и его художественно-стилистических особенностей, осмысление роли личности художника в портретной живописи в диахроническом аспекте. Автором подробно анализируются традиции и концепции китайского портрета (в основе теории создания портрета были учение о космогонических силах «инь-ян», теория о пяти первоэлементах, теория физиогномики), прослеживаются эстетические и духовные аспекты портретной живописи, начиная от древних ритуальных форм к средневековому историческому и парадному портрету, а также их трансформация в современных портретных образах. В отличие от большинства отечественных исследователей, рассматривавших теорию портрета древнего и классического периодов, в статье автор фокусируется на истории развития портрета XX в., выявляя его роль и значение в современной художественной культуре Китая.
В статье, на основе архивных документов, рассмотрена 150-летняя история, на протяжении которой был предпринят целый ряд попыток создания памятного знака, связанного с обозначением места, где по изысканиям исследователей XIX – начала XX вв., скончался император Петр Великий. Особое внимание уделено зданию Эрмитажного театра, на месте которого в начале XVIII в. располагался Зимний Дворец Петра I, на фасаде которого предполагалась установка мемориальной доски.
Научный и художественный анализ садов и парков Петербурга XVIII – начала XIX в. был впервые дан только в первой четверти XX в. в работах историков искусства, художников и архитекторов, объединившихся вокруг Общества «Старый Петербург» (а ранее музея с одноименным названием). К сожалению, за прошедшее столетие не появилось ни одной монографии, посвященной этому объединению, сыгравшему столь выдающуюся роль в истории общественного движения в защиту культурного наследия России. Изучение его вклада в отечественную науку и культуру является важной исследовательской задачей.
В статье рассматриваются идеи русской религиозной философии как важнейшее проявление национальной специфики в области мысли и ее влияние на процесс зарождения и развития экспрессионизма как стиля в живописи русского авангардного движения. Обращение к этой проблеме дает возможность понять причины появления, антропоцентрическую проблематику и национальное своеобразие русского экспрессионизма и объяснить его доминирующую роль в стилевом многообразии отечественного искусства начала ХХ в.
Классическое искусствознание второй половины ХХ в. и начала нынешнего не всегда бывает гибко в интерпретации ряда современных феноменов искусства. Весьма непосредственно стала ощущаться потребность в уточнении наших мыслей о художественном процессе в его временной целостности, потребность сформировать убеждающие «основополагания» для живой методологии современной художественной критики. В связи с этим возникают одновременно две задачи. Первая — распознать крупные художественные достижения прошлого, не ограничиваясь аспектом социальных и политических установок. Вторая зовет к рассмотрению самой природы критического видения. Здесь обретают значение особые исследовательские приоритеты возможного ансамбля личностных качеств исследователя, его «свободной воли». Соответственно, возникает необходимость уточнить исходные причины смещений и изменений, присущих самой образной ассоциативности, верифицировать на этой основе художественную оценку заявивших о себе стилевых и иных тенденций.
Предметом исследования стала взаимосвязь произведений, относящихся к парижскому периоду творчества М. В. Фармаковского, с поэзией Н. С. Гумилева. Благодаря изучению воспоминаний о Гумилеве, его африканских экспедициях, а также литературной деятельности удалось выявить новые параллели искусства Фармаковского и поэтов «Cеребряного века». В частности, удалось сопоставить рисунок М. В. Фармаковского «Обожаемая женщина» (1907, ГРМ) и творчество поэтессы и переводчика В. Е. Аренс, а также изучить некоторые материалы из наследия семьи Аренс-Пуниных.
На основе большого количества вновь вводимых в научный оборот архивных документов описана история попытки создания австрийским мастером Антонием Цвенгофом скульптуры императрицы Анны Иоанновны. Подробно рассмотрен процесс закупки и доставки в Санкт-Петербург двух больших кусков мрамора для нее.
В октябре 2024 г. в Античном и Готическом залах Музея прикладного искусства Академии Штиглица была проведена восьмая выставка «Из цвета соткано», исследующая тему цвета и его разнообразные проявления. Она объединила работы, выполненные преподавателями Академии (кафедры художественного текстиля, живописи, рисунка). Представленные на выставке произведения (живопись, графика, декоративное и прикладное искусства) продемонстрировали разнообразные подходы художников и дизайнеров в работе с цветом.
В статье предпринимается искусствоведческий анализ ежегодной выставки работ педагогов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. В связи с этим затрагиваются проблемы развития основных жанров изобразительного искусства реалистического направления, таких как религиозный, исторический, пейзаж и портрет. В экспозиции особое место заняли типизированные образы отдельных людей и портретный жанр, в котором решаются многие острые проблемы изображения современного человека, в первую очередь — творческой личности. Обращает на себя внимание широкая география путешествий художников — это и просторы России, и зарубежные поездки. В академической школе сохраняются традиции в первую очередь реалистического искусства, но при этом они обогащаются и новыми технико-технологическими экспериментами, и образными поисками новых выразительных приемов. В обзоре выставки использованы методы сравнительного искусствоведческого анализа, включенного наблюдения, интервьюирования художников.
Размышление о природе Слова, о движущей им силе, о воплощении Слова в мировой художественной практике дарит возможность уловить богатство его интонаций в разных видах и жанрах искусства. Концепция отображения семантического значения слова в скульптуре, выявление художественного образа выдающихся поэтов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, Мустая Карима — одно из направлений творчества известного скульптора современности, народного художника РФ, академика Российской академии художеств, лауреата государственных премий РФ А. Н. Ковальчука.
Издательство
- Издательство
- СПГХПА ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- Юр. адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- ФИО
- Кислицына Анна Николаевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ghpa.ru/