Архив статей журнала

ЛИЦА ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО: МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА ДОИСТОРИЧЕСКИХ КУЛЬТУР БОЛГАРИИ В СВЕТЕ НОВЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Палагута Илья Владимирович

Рецензия на книгу: Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит – възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.1. Text; Vol. 8.2. Figures. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 301 p.; 283 p.

Сохранить в закладках
СИЛЬНО РАЗБАВЛЕННЫЙ ЭКСТРАКТ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Кононенко Евгений Иванович

Рецензия на книгу: Ася Гимборг. Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2024. 224 с.

Сохранить в закладках
КАК БЫ ПАБЛИК-АРТ, ИЛИ ОБ ИСКУССТВЕ НА ВИДУ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Котломанов Александр Олегович

Рецензия на книгу: Боровский А. Д. От монумента до граффити. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях… Историко-художественный путеводитель. Петербург XX-XXI вв. М.: Центрполиграф, 2023. 415 с.

Сохранить в закладках
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД АРХИТЕКТОРА ИВАНА КНЯЗЕВА: ПОИСКИ СОВРЕМЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Гира Елизавета Александровна

Статья посвящена характеристике творческого метода петербургского архитектора Ивана Князева, его проектам и осуществленным постройкам, исполненным на основе современного прочтения национального и европейского архитектурного наследия. Рассмотрены проблемы архитектурного заказа, синтеза архитектуры и декоративного убранства, своеобразия художественного решения архитектурного сооружения в зависимости от его типа и назначения.

Сохранить в закладках
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В СОВРЕМЕННОМ ХРАМОВОМ ЗОДЧЕСТВЕ: МОЗАИКИ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕСТРОРЕЦКЕ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Турчин Алексей Федорович

В статье на примере творчества объединения «ФоРУС» (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке) проводится анализ специфики включения монументально-декоративного искусства в современную церковную архитектуру в аспекте традиционных и новационных художественных решений и подходов. Осуществляется стилистический, иконографический и сравнительно-исторический анализ сюжетов двух основных мозаичных панно (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовестие Иоакиму и Анне) и надвратной композиции (Ангелы с иконой Рождество Пресвятой Богородицы), размещенных на фасадах храма.

Сохранить в закладках
ПОД ЗВУКИ МАРСЕЛЬЕЗЫ: ВЫСТАВКА ФИНСКОГО ИСКУССТВА В ПЕТРОГРАДЕ 1917 ГОДА (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Егорова Вероника Андреевна

В статье рассматриваются история создания и особенности организации выставки финского искусства в Петрограде в Художественном бюро Н. Е. Добычиной весной 1917 г. Цель статьи — оценить вклад Бюро в развитие финско-русских художественных взаимосвязей в период Первой мировой войны и революции. Ключевые задачи статьи — выявление и анализ проблем исторической реконструкции в организации и проведении выставки; характеристика особенностей рецепции произведений финских художников российской публикой. Выставка финского искусства анализируется автором в контексте развития финско-русских художественных взаимосвязей 1880–1910-х гг. Статья основана как на источниках личного происхождения (мемуары, дневники, переписка современников выставки), так и на материалах русской и финской периодической печати конца XIX – начала XX вв.

Сохранить в закладках
РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Мутья Наталья Николаевна

В статье анализируются выставки двух ведущих художников Китая — Цай Гоцяна («Октябрь», 2017) и Чжан Хуаня («В пепле истории», 2020), проходившие в ведущих музеях России — ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Одной из главных сюжетных линий этих выставок стало обращение иностранных художников к истории России. Воплощая сюжеты этой тематики, китайские художники предпочитают создавать большеформатные произведения, вступать в своеобразный диалог с живописцами и графиками советской эпохи, выказывать уважение к русской школе живописи, применять в своих произведениях «неживописные» материалы. Каждый из художников при этом сохраняет свою индивидуальность как в выборе сюжетов из русской истории, так и в методах и приемах их воплощения.

Сохранить в закладках
КИТАЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ТВОРЧЕСТВЕ ДУН ШУБИНА. АРТ-ПРОЕКТ «ПУСТОШЬ» (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Курпатова Алла Абдуловна, Чердакова Ольга Игоревна

Цель настоящей статьи заключается в выявлении творческого метода Дун Шубина, основанного на соединении древнекитайских традиций и современного искусства скульптуры. В статье анализируются особенности пластического языка мастера, истоки его масштабных монументальных проектов, неразрывно связанных с пространством пустыни Гоби (провинция Ганьсу, Китай).

Сохранить в закладках
КИТАЙСКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ФОРМ К ОБРАЗАМ XX ВЕКА (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Гультяева Галина Сергеевна

В работе рассматриваются закономерности развития портретного жанра, начиная с истоков его зарождения до конца XX в., анализируются факторы, оказавшие влияние на формирование иконографии китайского современного портрета. Целью исследования является изучение культурно-исторической типологии портрета и его художественно-стилистических особенностей, осмысление роли личности художника в портретной живописи в диахроническом аспекте. Автором подробно анализируются традиции и концепции китайского портрета (в основе теории создания портрета были учение о космогонических силах «инь-ян», теория о пяти первоэлементах, теория физиогномики), прослеживаются эстетические и духовные аспекты портретной живописи, начиная от древних ритуальных форм к средневековому историческому и парадному портрету, а также их трансформация в современных портретных образах. В отличие от большинства отечественных исследователей, рассматривавших теорию портрета древнего и классического периодов, в статье автор фокусируется на истории развития портрета XX в., выявляя его роль и значение в современной художественной культуре Китая.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ «ОБ УВЕКОВЕЧИВАНИИ МЕСТА, ГДЕ СКОНЧАЛСЯ ИМПЕРАТОР ПЕТР ВЕЛИКИЙ» (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Праздникова Татьяна Владимировна

В статье, на основе архивных документов, рассмотрена 150-летняя история, на протяжении которой был предпринят целый ряд попыток создания памятного знака, связанного с обозначением места, где по изысканиям исследователей XIX – начала XX вв., скончался император Петр Великий. Особое внимание уделено зданию Эрмитажного театра, на месте которого в начале XVIII в. располагался Зимний Дворец Петра I, на фасаде которого предполагалась установка мемориальной доски.

Сохранить в закладках
ПЕТЕРБУРГСКИЕ САДЫ И ПАРКИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА В НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ СТАРОГО ПЕТЕРБУРГА И ОБЩЕСТВА «СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ» (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Кононов Александр Александрович

Научный и художественный анализ садов и парков Петербурга XVIII – начала XIX в. был впервые дан только в первой четверти XX в. в работах историков искусства, художников и архитекторов, объединившихся вокруг Общества «Старый Петербург» (а ранее музея с одноименным названием). К сожалению, за прошедшее столетие не появилось ни одной монографии, посвященной этому объединению, сыгравшему столь выдающуюся роль в истории общественного движения в защиту культурного наследия России. Изучение его вклада в отечественную науку и культуру является важной исследовательской задачей.

Сохранить в закладках
РУССКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Турчинская Елена Юльевна

В статье рассматриваются идеи русской религиозной философии как важнейшее проявление национальной специфики в области мысли и ее влияние на процесс зарождения и развития экспрессионизма как стиля в живописи русского авангардного движения. Обращение к этой проблеме дает возможность понять причины появления, антропоцентрическую проблематику и национальное своеобразие русского экспрессионизма и объяснить его доминирующую роль в стилевом многообразии отечественного искусства начала ХХ в.

Сохранить в закладках