Статья содержит данные о выявлении этапов вовлечения подростков и молодежи в деструктивные интернет-сообщества. Исследование осуществлено на основании анкетного опроса «Молодежь в Интернете», проведенного сотрудниками кафедры криминологии Нижегородской академии МВД России и кафедры отраслевой и прикладной социологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского в апреле 2021 г., и многомерного статистического анализа полученных данных, а также исследований с использованием многомерного контент-анализа. Эти данные использовались при подготовке решений Верховного Суда Российской Федерации (Решение ВС России от 17.08.2020 о признании международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской организацией; Решение ВС России от 02.02.2022 о признании движения «Колумбайн» террористической организацией; Решение ВС России от 16.01.2023 о признании международной организации «Маньяки. Культ убийств» («М.К.У.») террористической организацией). Важным аспектом исследуемой проблемы является непрерывная модернизация приемов, используемых организаторами и кураторами деструктивных движений, и в частности создание и использование воронки вовлечения. В последнее время формируется взаимосвязь между большинством деструктивных движений, каждое из которых не только предлагает пользователю свою идеологию, но и рекламирует идеи других деструктивных движений (перекрестное опыление). Построена модель воронки вовлечения, состоящая из шести этапов, включающих двенадцать шагов.
Идентификаторы и классификаторы
Испанский социолог Мануэль Кастельс ввел в оборот термин «сетевое общество» (общество сетевых структур). Он писал о том, что Интернет – это новая всепроникающая коммуникационная среда, преобразующая все сферы жизни общества [1]. К подобным преобразованиям относится и появление в последние годы деструктивных сетевых социальных движений, оказывающих крайне негативное влияние на молодежь. Актуальность данной проблемы связана не только и не столько с ее научнотеоретическими аспектами, сколько с интенсивно развивающимися весьма опасными явлениями в социальной сфере. Об особенностях и негативных последствиях социализации молодежи в условиях проникновения цифровых технологий во все сферы жизни писала, в частности, А.Б. Кулакова [2]. Процесс становления принципиально новой социальной киберсреды,
обладающей уникальными правилами и нормами коммуникации, проанализирован в работе Р.М. Айсиной и А.А. Нестеровой [3]. Способы трансляции деструктивного контента в социальных медиа выделил М.М. Друкер [4]. Исследованию технологий, используемых в сети Интернет при распространении деструктивного контента, посвящена работа В.Д. Никишина [5]. В качестве профилактических и защитных мер использование родительского контроля и блокировка страниц с деструктивным контентом, ужесточение действующего законодательства помогают далеко не всегда, а в ряде случаев имеют обратный эффект – у подростков возникал повторный всплеск повышенного интереса к запрещенным темам, а количество хештегов с соответствующими метками возрастало в социальных сетях в десятки раз [6]. Принятие исключительно запретительных и репрессивных мер для борьбы с деструктивными сетевыми сообществами явно не приносит желаемого результата.
Список литературы
-
Скибицкий М.М. Информационная эпоха и новая экономика в трудах Мануэля Кастельса // Мир новой экономики. 2015. № 4. С. 62-68. EDN: VPBIQX
-
Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 21.03.2024). EDN: YWRGCO
-
Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 42-57. EDN: XFQCHE
-
Друкер М.М. Способы трансляции деструктивных смысловых компонентов контента социальных медиа // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 2. С. 144-150. EDN: QWNNQA
-
Никишин В.Д. Вредоносная информация в интернет-медиа: “окно Овертона” и взаимосвязь деструктивных сетевых течений // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 11 (192). С. 131-148. EDN: AMWDXP
-
Узлов Н.Д., Семенова М.Н. Игра, трансгрессия и сетевой суицид // Суицидология. 2017. № 3 (28). С. 40-53. EDN: ZHJVWP
-
Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical 2017. № 3 (17). С. 99-107. EDN: WOIELN
-
Хачидогов Р.А. Проблемы обнаружения и блокировки в социальных сетях деструктивного медиаконтента // Журнал прикладных исследований. 2022. № 11. С. 161-164. EDN: LPTKPN
-
Чурилов С.А. Традиционные российские духовно-нравственные ценности как основа формирования личности, устойчивой к влиянию террористической и иных деструктивных идеологий. Интервью с первым заместителем руководителя аппарата НАК И.В. Кулягиным // Обзор. НЦПТИ. 2023. №2 (33). С. 7-17. EDN: KTSVLE
-
Розенко Е.А. Правовое противодействие деструктивным идеологиям в Российской Федерации: криминологическая характеристика, особенности, тенденции // Вестник ЮГУ. 2019. № 3 (54). С. 41-47. EDN: AOKEFO
-
Глухова А.А., Шпилев Д.А. Роль модераторов сайтов, посвященных тематике АУЕ, в формировании социопатических и противоправных установок у подростков и молодежи // Russian Journal of Economics and Law. 2019. № 4. С. 1646-1660. EDN: IOQKLA
-
Глухова А.А., Иудин А.А., Шпилев Д.А. Колумбайн как разновидность молодежного деструктивизма // Russian Journal of Economics and Law. 2022. № 4. С. 808-846. EDN: NFXSER
-
Глухова А.А., Иудин А.А., Шпилев Д.А. Деструктивные социальные движения "Маньяки. Культ убийств" и "Мир маньяков и серийных убийц": формирование криминальной идеологии // Russian Journal of Economics and Law. 2023. Т. 17. № 3. С. 602-629. EDN: SBBHNA
-
ЛиндерИ.Б. "Мир живет в условиях террористической пандемии". URL: (дата обращения: 16.03.2024).
-
Соломина Н.А. Профилактика вовлечения подростков в неформальные группы деструктивной направленности. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1707570621&tld=ru&lang=ru&name=2.%20Соломина%20Н.А..pdf&text=воронка%20вовлечения%20в%20деструктивные%20интернет-сообщества&url (дата обращения: 10.02.2024).
-
Мазур А.А. Социально-криминологическое исследование интернет-груминга // Вестник РУК. 2020. № 1 (39). С. 142-146. EDN: SZCUZZ
-
Садист из Интернета. Как подростки становятся жертвами шантажистов. URL: https://spb.aif.ru/society/people/sadist_iz_interneta_dlya_shantazhista_podrostok_v_ceti_-_lyogkaya_zhertva (дата обращения: 21.03.2024).
-
Коркмазов А.В. К вопросу противодействия экстремизму и терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С. 90-91. EDN: XQNNDN
-
Исрафилов И.М. Интернет-угрозы в механизме вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества // Вопросы ювенальной юстиции. 2022. № 1. С. 9-14. EDN: XKLQJO
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматриваются особенности подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления в создавшихся геополитических и изменяющихся социально-экономических условиях. На основе анализа предлагаемых в современной науке трактовок понятия профессиональной подготовки в сфере государственного и муниципального управления предлагается авторское понимание данного явления, которое рассматривается как специально организованный процесс, направленный на формирование у будущих специалистов профессиональной готовности к инновационной деятельности. Готовность к инновационной деятельности специалистов государственного и муниципального управления авторы рассматривают как целостное состояние личности, выражающееся в сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к инновационной деятельности, которые позволяют принимать и внедрять в практику государственного и муниципального управления интеллектуальные решения и нести за них ответственность, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и стимулировать профессиональное развитие специалиста. Представлена педагогическая модель формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих госслужащих и условия, способствующие еѐ реализации. Уровень профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности определялся в соответствии с предложенными критериями и показателями. Представлены результаты педагогического эксперимента, который проводился на базе Луганского государственного университета им. Владимира Даля, Донецкого государственного университета, Севастопольского государственного университета. Отмечается положительная динамика сформированности профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности, что позволяет сделать вывод об эффективности педагогической модели формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности и целесообразности еѐ применения в высших учебных заведениях.
Обосновывается актуальность проблемы подготовки студентов педагогических колледжей к развитию функциональной математической грамотности у младших школьников начиная с первого курса обучения в колледже. Данный феномен рассматривается с двух позиций. В соответствии с первой позицией студенты младших курсов колледжа - это те же старшеклассники, для которых задача формирования функциональной грамотности, и в частности функциональной математической грамотности, является первостепенной задачей. Вторая позиция связана с ролью студентов как будущих учителей, для которых кроме усвоенного предметного математического содержания важно учитывать их готовность к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Указанный факт обусловливает необходимость соотнесения уже в базовом курсе математики обеих позиций в рамках специальной стратегии работы со студентами колледжа на занятиях и при организации самостоятельной деятельности. Такая работа предполагает привлечение дополнительного материала педагогической направленности с использованием соответствующего методического обеспечения в виде системы практико-ориентированных заданий. В статье раскрывается роль этих заданий, предлагается их классификация применительно к обучению математике в педагогическом колледже, описывается авторская онлайн-платформа «Учимся для жизни» как средство поддержки предлагаемой стратегии, формулируются педагогические условия, обеспечивающие еѐ эффективность.
Рассматривается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов социогуманитарных направлений подготовки в современных условиях обширного заимствования англоязычных терминов. Авторы исследовали способность студентов ориентироваться в межъязыковой среде и их готовность использовать заимствованный термин, его английский аналог либо его аналог на родном языке. Использованные в работе метод анкетирования, кейс-метод и метод сравнительного анализа позволили получить данные, согласно которым большинство респондентов продемонстрировали гомофоническое восприятие языковой действительности. Это означает, что большинству респондентов был знаком либо заимствованный английский термин, либо реже - сам английский термин, которые сливались в сознании индивида, отводя ему роль максимум реципиента, что недостаточно для того, чтобы вести речь о сформированной коммуникативной компетенции. Полифоническое восприятие языковой действительности в контексте данной статьи - то есть равноправная актуализация и наличие точных ассоциаций в сознании респондента трѐх вариантов, а именно: самого заимствования, его английского и русского аналогов - свидетельствует о том, что процесс формирования профессиональной языковой компетенции идѐт успешно и наделяет реципиента способностью трансмиттера профессионально ориентированного сообщения.
Статья посвящена построению обобщенного подхода к проектированию методов обучения на основе мобильных технологий, применив который преподаватель сможет планировать их использование при заданном содержании дисциплины и условиях протекания учебного процесса. Обосновывается возможность представления метода обучения как алгоритма действий преподавателя и учащихся по достижению дидактической цели, при реализации которого возможно использование технологических средств, названных в работе дидактическими инструментами. Выделяется перечень таких инструментов для трех базовых моделей реализации образовательных мобильных технологий - нативной, встроенной и облачной. Классификация методов обучения проведена в соответствии с этапами обучения: получение теоретических знаний, формирование практических умений, закрепление изученного материала и контроль усвоения. Для каждого класса выделены методы обучения на основе мобильных технологий с указанием соответствующего дидактического инструментария и возможностей применения метода в различных организационных формах обучения. Таким образом формируется полная совокупность методов обучения на основе мобильных технологий, из которой для конкретной учебной дисциплины и организационных условий может быть осуществлено проектирование системы методов обучения. Пример разработки подобной системы методов приводится для курса информатики сирийских школ. Перед этим проанализирована специфика проведения курса информатики в школах Сирии, обоснована актуальность его реализации на основе мобильных технологий.
На основе анализа актуальных проблем в процессе обучения дисциплине «Художественный перевод» как обязательному курсу для переводческого направления «Магистратура перевода» (MTI) в вузах Китая рассматриваются проблемы применимости и осуществимости модели обучения Workshop в классах, позволяющей объединить формирование теоретических знаний и исследовательского интереса, стимулирование творческого мышления, развитие коммуникационных навыков и организации практики художественного перевода в одно целое. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность новой методики обучения по формату Workshop, показывают, что, опираясь на практику перевода различных художественных текстов в процессе обучения, модель обучения Workshop способствует повышению эффективности и качества обучения художественному переводу и продвигает систематизацию знаний у обучающихся, формирование билингвальных умений, развитие навыков литературного перевода, повышение уровня профессиональных компетенций и укрепление командного духа будущих переводчиков по методу интерактивного обучения.
Целью данной статьи является обоснование концептуальных основ профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности в полиэтническом обществе Республики Крым. Для достижения цели решены задачи: изучены теоретические аспекты проблемы подготовки студентов к педагогической деятельности, определены педагогические условия, способствующие эффективной профессиональной подготовке студентов в рамках полиэтнического общества. Основными методами исследования являлись теоретические методы, а именно: анализ психолого-педагогических, культурологических, философских источников по проблемам профессиональной подготовки будущего учителя; синтез и систематизация основных подходов. Система профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях полиэтнического социума Республики Крым ориентирована на создание новой технологии обучения - на становление новаторского, научно-педагогического мышления, что способствует развитию интеллектуально-творческих качеств будущего учителя. Профессиональную подготовку студентов к педагогической деятельности в условиях полиэтнического общества Республики Крым целесообразно осуществлять поэтапно и системно. Этому способствует разработка методологического обеспечения образовательного процесса, применение интерактивных методов и приѐмов образовательной деятельности, создание условий для осознания будущими учителями личных мотивов профессиональной подготовки на всех этапах обучения в высшей школе.
Рассматривается организация подготовки студентов при реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ) по направлению «Информационные технологии в системах космической связи» на физическом факультете классического университета. Подчеркивается интеграция фундаментальной теоретической подготовки выпускников с научно-прикладной подготовкой при взаимодействии с высокотехнологичным индустриальным партнером. Названы отличия от традиционной инженерной подготовки. Отмечена необходимость разработки новых курсов обучения и создания образовательных лабораторных комплексов нового поколения, а также доработки содержания существующих образовательных программ, что позволяет сократить разрыв между требованиями ФГОС ВО и ожиданиями потенциальных работодателей. Приведены примеры разработки новых специализированных учебных дисциплин подготовки инженерных кадров. Сделан акцент на тесную связь образовательной деятельности с выполнением научного проекта отделения «Космическая связь» ПИШ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, с целью чего созданы два новых специальных образовательных пространства, оснащенных высокопроизводительной вычислительной техникой и современными средствами измерений. Планируемым результатом работы отделения «Космическая связь» ПИШ ННГУ является подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, готовых к решению ключевых задач в области космических технологий связи.
Адресная подготовка высококвалифицированных исследователей для предприятий наукоемкого бизнеса входит в число приоритетных государственных задач. В настоящей статье представлена концепция развития индустриальной аспирантуры в России, которая обобщает результаты авторских теоретических и эмпирических исследований практико-ориентированной подготовки аспирантов для неакадемического рынка труда. Дано определение индустриальной аспирантуры, обоснованы актуальность и востребованность программ индустриальной аспирантуры, обозначены роли государства, университетов и промышленности в разработке и реализации таких программ. Описаны принципы, содержание и организационно-педагогические условия подготовки аспирантов в рамках программ индустриальной аспирантуры. Полученные результаты представляют интерес для субъектов образовательной политики федерального, регионального и локального уровней, рассматривающих подготовку аспирантов для нужд инновационных предприятий как перспективное направление диверсификации аспирантских программ.
Целью настоящей статьи является изучение влияния российского кинематографа на формирование национальной идентичности подростков с помощью современных отечественных кинофильмов. Мы предположили, что не все фильмы способны выполнять данную функцию, и для исследования решили анализировать фильмы о спорте. Эмпирическую базу исследования составили две фокус-группы школьников г. Иваново ( n=10, n=8). Реализованное исследование наглядно продемонстрировало, что национальная идентичность способна конструироваться с помощью кинофильмов о спорте, а сами киноленты вполне могут использоваться при дальнейшем анализе идентичности.
Термин «комплаенс» относительно редко используется в понятийном аппарате социологии управления, преимущественно им оперируют в экономической практике или сфере управления финансами. Он также практикуется в юридической терминологии, прежде всего когда речь идет о противодействии коррупции или работе с персональными данными граждан. Однако представляется, что именно с точки зрения социологии управления изучение данного явления обладает исследовательским потенциалом. Автор сопоставляет различные подходы, существующие в смежных с социологией дисциплинах, для того, чтобы обосновать собственно социологическое понимание комплаенса и возможности применения данного термина в социологии управления. С методологической точки зрения используются структурно-функциональный и системный подходы. Поскольку целью внедрения системы комплаенса в управление организацией является контроль рисков, в статье также рассматриваются основные социологические подходы к определению риска, которые целесообразно использовать, анализируя комплаенс в организациях. Таким образом, комплаенс как система является также средством социального контроля рисков в организационных отношениях.
Обострение проблем бедности и социального неравенства может служить основой для социальных конфликтов. Целью статьи является анализ того, как воспринимают проблемы бедности, благосостояния и справедливости в их связи друг с другом представители разных поколений. Особое внимание уделяется дискуссионным аспектам поставленной проблемы. Эмпирическую основу составили материалы двух опросов под руководством автора по теме «“Отцы и дети”: конфликт и сотрудничество, преемственность поколений». В исследовании используются характеристики различных вариантов (уровней) благосостояния и бедности. Автор привлекает внимание к проблеме «безусловного дохода» по заявительному принципу в качестве некоторой гарантии от крайней бедности. Данная мера должна быть частью комплексной социально-экономической политики - некоего «социал-демократического» варианта политики. Необходима адекватная реальной ситуации весьма активная социально-экономическая политика государства (в особенности адресного характера - ориентированная на конкретные группы населения). Важно уделять особое внимание повышению уровня образования не только молодежи, но и других групп населения; более активно нивелировать различия между городскими и сельскими условиями жизни; усовершенствовать всю систему различных социальных льгот и надбавок; повысить налоговые ставки для более высоких доходов и ввести «безусловный доход» для наименее обеспеченных групп населения. Гражданское общество (включая социологов) призвано придать государственным институтам и политическим лидерам необходимую энергию для активного поиска эффективных путей преодоления несправедливых крайностей неравенства, чрезвычайно высокого уровня бедности значительных масс населения, для реализации политики в духе социальной справедливости, в соответствии с принципами социального государства.
Институт образования неизбежно поддается влиянию цифрового общества, он развивается и трансформируется. В связи с этим процесс самообразования играет все более значимую роль в современном мире. Самообразование активно приобретает черты социального института. Предлагается авторское определение самообразования. Авторы приходят к выводу, что представители структурного функционализма обозначили связь социального института с профессиональной сферой, его роль в процессе интеграции общества, организации социального порядка, необходимость легитимности института, выявили наличие явных и латентных функций социальных институтов. Неоинституционалистский подход существенно расширяет границы самообразования как нового социального института, позволяет четче прописать его актуальность в современной общественной системе, показать присущие ему черты изменчивости социальных институтов, первостепенность активности субъекта.
Обосновывается целесообразность исследования специфических особенностей управления социальными сетями, актуальность разработки соответствующей управленческой методологии. На основе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов выявляются характерные признаки социальной сети, определяются основные направления изучения сетевых структур в рамках социологии управления. Подробно рассматриваются перспективы применения управленческого подхода, связанного с построением номинальных сетевых структур в практике социального управления. Целью представленной статьи является определение условий, необходимых для номинальной интеграции социальных субъектов в сетевую структуру, использования полученной абстрактной конструкции для решения исследовательских и управленческих задач. На примере общности проектов геронтообразования, функционирующих на территории Российской Федерации, демонстрируется алгоритм построения объекта управления, состоящего из автономных социальных факторов, различных по своей организации, посредством их номинальной интеграции. Отдельное внимание уделяется описанию механизма верификации полученного конструкта на предмет возможности применения к нему принципов и методов управления сетевыми структурами. Для решения данной задачи предлагается установить наличие у потенциального объекта управления основных признаков социальной сети, возможностей для коммуникации его элементов, общего коммуникативного кода.
Распространенность случаев алкогольных отравлений, в том числе с летальным исходом, а также объем нелегальной спиртосодержащей продукции, представленной на российском рынке, обусловливают необходимость изучения данной проблемы. Осуществлен анализ данных специализированных научных работ, статистических данных и опросов, посвященных изучаемой тематике. В России специалистами каждый год фиксируется около 1200 отравлений метиловым спиртом, а доля контрафактного алкоголя на рынке в среднем, по разным оценкам экспертов, составляет одну треть. Выявлена актуальность исследуемой проблемы, проведен обзор причин распространенности контрафактной алкогольной продукции в стране, состояния в динамике различных показателей, связанных с потреблением спиртного. Среди главных факторов, способствующих употреблению суррогатного алкоголя и, соответственно, росту риска отравлений разной степени тяжести, - дешевизна данной продукции и доступность ее приобретения в любое время суток. Рассмотрены принимаемые государством меры по противодействию употреблению суррогатного алкоголя. Приведены некоторые рекомендации по повышению эффективности борьбы с нелегальной алкогольной продукцией.
Представлены результаты пилотного исследования самых молодых из нынешних взрослых - поколенияZ. На примере межпоколенных отношений со «старшими взрослыми» - бабушками и дедушками мы пытаемся определить черты зумеров, их ценности и способы выстраивания отношений, поведение в конфликтных ситуациях. Для анализа используется концепция поколения. Эмпирическими материалами послужили интервью со студентами 18-21 лет. Несмотря на цифровизацию и обилие информации (а возможно, и благодаря им) прародители в глазах молодых являются авторитетным источником знаний о прошлом как конкретной семьи, так и шире - страны и эпохи. Бабушки и дедушки, будучи «родом из СССР», с одной стороны, кажутся в чем-то безнадежно далекими от современности, но одновременно с тем служат ценным и живым источником знаний о той стране, которую молодые уже не застали. Для зумеров большую ценность имеют уважение к личным границам и чужому мнению - это они демонстрируют сами и того же ждут от старших. В случае конфликтов зумеры предпочитают избегать их, не затрагивая «опасные темы» или же соглашаясь «на словах», но продолжая думать и делать «по-своему». Для зумеров важны близкие доверительные контакты, и прародитель (чаще бабушка) вполне успешно выполняет роль поддерживающего взрослого, которому можно доверять и который может оказать психологическую поддержку. В свою очередь, поколение Z - «цифровые аборигены» являются экспертами и проводниками в цифровом мире для своих прародителей, заслуживая тем самым авторитет и выстраивая отношения из позиции «взрослый - взрослому». Таким образом, можно говорить о возникновении некоего уникального пространства межпоколенного обмена, в котором прародитель является для младших поддерживающим взрослым и уникальным источником знаний о прошлом (не только семьи, но и страны), а младшие для бабушек и дедушек - часто единственными и оттого очень значимыми проводниками в наступившее цифровое будущее.
Актуализируется проблема формирования практик здоровьесбережения в условиях нарастающей цифровизации. Осуществляется сравнение двух практик здоровьесбережения: традиционные - в форме занятий физической культурой и спортом и новые - использование мобильных технологий для поддержания здоровья. Опыт здоровьесберегающей активности оценивался в поколенческом аспекте, поскольку пожилые граждане и молодежь имеют отличающийся уровень физической подготовки и цифровой грамотности. Выводы осуществлялись на основе сопоставления материалов исследований, проведенных авторами в 2019-2021 гг. в Нижегородской области: анкетирование «Оценка потенциала пожилых людей в сфере физической культуры и спорта в понимании молодежи» ( n=307); анкетирование о готовности граждан старшего поколения к использованию технологий мобильного здравоохранения ( n=157); анкетирование о предпочтениях молодежи в выборе интернет-контента ( n=305), с данными Всероссийского центра изучения общественного мнения и Аналитического центра НАФИ. Выявлено, что пожилое поколение недостаточно вовлечено как в традиционные, так и в новые формы здоровьесберегающей деятельности. Причем в период пандемии отказ от подобной активности усилился. Молодое поколение динамично использует разные практики здоровьесбережения, однако постепенно приоритет переходит к мобильному здравоохранению. Авторы отметили дефицит навыков цифровой грамотности у пожилых граждан, выступающий барьером в использовании цифровых здоровьесберегающих программ спортивного характера, а также высокий уровень отчуждения во взаимодействии между поколениями в вопросах сохранения здоровья.
Это исследование о том, как цифровые процессы, происходящие в обществе, оказывают влияние на современного человека и изменяют его. Цель данной научной работы - изучение степени влияния цифрового поля на формирование личности молодых людей. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных ученых, на основе которых была составлена авторская анкета. Основной метод исследования - анализ полученных при социологическом опросе данных. Новейшим результатом исследования стала современная интерпретация феномена «технологических людей» в обществе, основанная на последних монографических исследованиях и связанная с процессами цифровизации. А именно: безудержная гонка за прибылью в современном мире, катастрофическая нехватка свободного времени, политизация современного мира. Желание оставаться нейтральными по ключевым жизненным вопросам и порождает новых людей. Доказано, что предпосылкой для их появления послужила повсеместная цифровизация всех сфер человеческой деятельности, то есть использование интернет-технологий и искусственного интеллекта, цифровых программ и приложений, социальных сетей и цифровых устройств, медиаконтента. Определено, что технологическому человеку, живущему в алгоритмизации современности, свойственен уже цифровой тип личности, характеризующий человека как уверенно владеющего цифровыми технологиями; это личность, контролирующая свои эмоции, ментально находящаяся в цифровой среде, мыслящая цифровыми алгоритмами и несущая свою собственную культуру механического выполнения заданных действий.
Исследуются возможности применения онлайн-сервисов анализа сетевой активности пользователей для изучения образа государства будущего в сознании российской молодежи. Авторы указывают на необходимость расширения методического инструментария в исследовании данного феномена и обращаются к программным возможностям веб-анализа. Приводятся примеры прикладного использования трех инструментов: сервиса анализа поисковых запросов пользователей, сервиса анализа публикаций СМИ и сервиса анализа пользовательских сообщений в электронных медиа.
Изучению отдельных аспектов старения должно предшествовать представление о старости как о сложном, многоплановом процессе в единстве биологического, социального и психологического измерений. Процесс биологического старения не является равномерным и подвержен влиянию социальных и индивидуально-психологических факторов. Биологические различия, как и критерии старения, являются ценностно-нейтральными, но основанием для гендерных различий. Гендерные различия, закрепленные в культуре, превращаются в гендерные стереотипы, которые могут оборачиваться гендерной дискриминацией. Не все гендерные различия приводят к гендерному неравенству, которое оценивается не только как несправедливое, но и справедливое. Представление о справедливости рождается в процессе оценки гендерных различий и требует учета альтернативных интерпретаций. В современном мире большую опасность представляют не столько гендерные различия, сколько их стирание. Отождествление гендерного равенства с одинаковостью является серьезной угрозой будущему человечества. На основе вторичного анализа результатов исследований (Всемирное исследование ценностей, исследования здоровья россиян Института социологии РАН, исследования отношения к техническому прогрессу Т.А. Нестик, роль семейного статуса пожилых С. Арбер) и статистических данных авторы анализируют гендерную специфику образа и качества жизни пожилых людей. Выделены сходные характеристики старения мужчин и женщин: ухудшение здоровья (и объективных показателей, и самочувствия), сужение круга общения, снижение активности во многих сферах деятельности. Мужчины дольше продолжают трудовую, профессиональную деятельность, вовлечены в большее количество социальных сфер, сохраняют высокий уровень субъектности. Но в семейную сферу, которая в силу жизненных обстоятельств становится для большей части пожилых людей основной, женщины включены полнее.
С целью изучения процесса коммуникации между университетом и абитуриентами летом 2023 г. был проведен опрос абитуриентов нижегородских вузов. Проанализированы аспекты, влияющие на абитуриентов в коммуникационном процессе с вузом. Рассмотрены вопросы самостоятельности участия абитуриентов в коммуникационном процессе с вузом, влияния ближайшего окружения и внешних факторов (рекламы, брошюр, новостей с сайта вуза и социальных сетей). Определены предпочитаемые каналы коммуникации с вузом и лидеры мнений у абитуриентов.
В статье представлено обзорное исследование реализации модели устойчивого развития в стоматологической отрасли здравоохранения. Цели исследования - систематизация методов менеджмент-консалтинга в рамках внедрения концепции устойчивого развития в отечественных стоматологических учреждениях, оптимизация и повышение доступности консалтинговых услуг. Проведены обзор научной литературы и электронных источников информации по теме исследования, контент-анализ данных отчетности по устойчивому развитию в сфере здравоохранения, интервьюирование фокус-группы руководителей стоматологических учреждений. Предложена авторская комплексная программа методов управленческого консультирования для достижения целей устойчивого развития в конкретной организации. С учетом малого количества учреждений стоматологии, декларирующих приверженность концепции и долгосрочное планирование стратегии устойчивого развития, авторами отмечена актуальность обоснования привлекательности устойчивого развития и рентабельности управленческого консультирования руководителей и персонала стоматологических организаций. Необходима модификация методов менеджмента с учетом реалий стоматологической отрасли и российской экономики. Авторы рекомендуют государственным структурам здравоохранения в условиях недофинансирования усиливать свой наукоемкий человеческий потенциал, что позволяет достичь преимуществ в устойчивом развитии даже перед частным сектором. С другой стороны, коммерческим стоматологическим клиникам следует расширить спектр нефинансовой отчетности по целям устойчивого развития ООН для усиления инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.
Статья посвящена формированию теоретического базиса развития сервисной экономики. Опираясь на труды теоретиков постиндустриализма, а также результаты анализа социально-экономических и общественно-технологических трендов, актуальных для Республики Беларусь, автор представил логически выстроенную и внутренне непротиворечивую систему приоритетов императивной сервисизации национальной экономики. Предложенное встраивание сервисоцентричной логики в систему государственного управления нацелено на смещение фокуса с формально-бюрократического принципа в отношениях между государственными структурами и потребителями к подходу, ориентированному на удовлетворение потребностей и ожиданий граждан и бизнеса. Обозначены направления адаптации общества к демографической трансформации, учитывающие изменения в структуре и численности населения, а также обусловленные ею корректировки спроса на товары и услуги. Зафиксирована ориентация на приращение человеческого капитала и связанное с этим повышение производительности экономики. Форсирование внедрения цифровых технологий представлено в качестве одного из наиболее значимых факторов, продуцирующих важнейшие трансформации во всех сферах общественной жизни. Продекларирована нацеленность на обеспечение цифровой защищенности, выступающей элементом охраны общественных интересов и создания благоприятной среды для развития бизнеса и экономического роста. Рассмотрены вопросы улучшения качества деловой среды, необходимые для повышения конкурентоспособности как отдельных субъектов хозяйствования, так и всей экономики в целом. Укрепление экономического суверенитета показано как средство преодоления трудностей, связанных с депрессивным состоянием глобальных экономических связей. Приоритет на экологизацию предполагает концентрацию усилий на развитии сервисов, способствующих переходу от линейного потребления и производства к более устойчивой модели. Проработаны элементы формирования информационной повестки, нацеленной на обоснование в общественном мнении важности и полезности сервисизации экономики. Обоснованы ключевые элементы модификации бренда Беларуси и выстраивания желаемого имиджа страны в различных слоях глобального информационного поля.
Управление рисками позволяет компании принимать более взвешенные решения в условиях экономической нестабильности, связанной с технологическими изменениями, что обусловливает актуальность рассматриваемой темы. В ходе исследования определено, что при оптимизации управленческих функций с точки зрения рисков внедрения цифровых технологий у бизнес-структур появляется множество преимуществ, связанных с ускорением темпов трансформационных процессов и обеспечением устойчивого развития. В работе выделены центральные направления управления рисками при внедрении цифровых технологических решений. Цель статьи : разработка рекомендаций по управлению рисками для компаний, функционирующих в современных экономических условиях, с учетом внедрения современных технологических решений, а также анализ возможностей применения цифровой технологии блокчейн в управлении корпоративными рисками и разработка модели минимизации рисков в части поставок товаров для предприятий промышленности. Методы : теоретический анализ публикаций по проблемам внедрения современных цифровых технологий в управление предприятиями на основе синтеза и обобщения. Задачи исследования : 1) представить направления влияния процесса внедрения цифровых технологий на систему управления рисками; 2) определить риски участников рынка, возникающие при внедрении цифровых технологий; 3) рассмотреть условия, связанные с цифровыми технологиями, провоцирующие возникновение риска. Результаты : анализ системы управления рисками на предприятиях промышленности при обеспечении поставок позволил разработать модель на основе использования современной цифровой технологии блокчейн, включающую операционный риск - менеджмент, управление рисками законности и подлинности транзакции, управление возможностью того, что заемщик окажется не в состоянии погасить задолженность, и управление рисками возникновения чрезвычайной ситуации. Обосновано, что данная технология управления рисками, которые должны учитываться в планировании и прогнозировании деятельности компании, позволит предприятиям формировать соответствующие системы управления рисками поставок.
Рассматривается проблематика прогностической оценки уровня сопротивления персонала организационно-управленческим изменениям на предприятии. В рамках исследования выделены экономический и мотивационный нематериальный подходы, подчеркнута необходимость их синтеза. Определены роль и место в рамках исследования синтетических методов - количественно-качественных и качественно-количественных. Как многоаспектное и многоуровневое явление рассмотрен важнейший элемент системы управления сопротивлением - мотивационный потенциал организации. Проведен критический анализ определения и структуры мотивационного потенциала в работах Г. Хэкмана и Д. Олдхэма, Э.З. Зариповой и других исследователей. Отмечается взаимосвязь мотивационного потенциала с системой потенциалов организации, и прежде всего с инновационно-трудовым потенциалом. Выделены преимущества и недостатки существующих теоретических подходов и методик к оценке уровня сопротивления персонала в системе управления инновациями. Отмечена необходимость разграничения готовности персонала к изменениям и способности персонала к изменениям. Рассмотрены параметры и показатели, отражающие уровень сопротивления, подчеркивается необходимость определения взаимосвязи между параметрами качества мотивации и мотивационными потенциалами объекта и субъекта управления. Определены перспективы совместного и дифференцированного учета силы и устойчивости мотивации персонала к реализации организационно-управленческих стратегических и оперативно-тактических изменений.
Проведено исследование развития региональной экономики Российской Федерации в ракурсе технологического суверенитета с позиций научно-исследовательской деятельности, инновационной и цифровой трансформации реального сектора экономики. Объектами исследования являлись 85 регионов Российской Федерации, аттестуемых девятью показателями, выбранными с сайта Росстата согласно авторскому представлению. Многофакторная задача, описывающая состояние экономики регионов России, решена с помощью продуктивного метода кластерного анализа на основании нейронных сетей, являющих собой важный элемент искусственного интеллекта и воплощенных на платформе аналитического программного пакета Loginom. В результате нейросетевого кластерного анализа регионы РФ сгруппировались по шести кластерным образованиям. Оценено качество разграничения регионов на кластеры - кластерного решения. Показана независимость кластерного решения от нахождения регионов России в составе федеральных округов Российской Федерации. Выявлен различный уровень современного развития региональной экономики по множеству рассматриваемых индикаторов в масштабе кластеров. Проведено ранжирование результатов исследования в аспекте выравнивания несоразмерности в развитии инновационной деятельности регионов Российской Федерации. С экономической точки зрения проанализированы особенности инновационного развития регионов РФ с целью привлечения имеющихся резервов для активизации в усилении технологического суверенитета страны. Результаты работы могут оказать помощь при выстраивании стратегических направлений, устремленных на стимулирование инновационной составляющей в экономике регионов России, повышение сбалансированности развития региональной экономики в фокусе технологического суверенитета в обстановке больших вызовов внешних факторов.
Цель исследования состоит в обосновании необходимости применения гибкого проектного управления межрегиональным взаимодействием, в котором одним из основных факторов являются университеты. Реалии современности диктуют необходимость укрепления научного и инновационного потенциала, внося значительные корректировки в устоявшиеся модели кооперации между странами. Курс на автаркию и задачи по укреплению технологического суверенитета, направленные на аккумулирование внутренних ресурсов, провоцируют на поиск новых решений, прежде всего в сфере науки и образования. В этом ключе в статье рассмотрены основные тенденции в образовательной среде именно высших учебных заведений, как центров изобретательской активности и подготовки высококвалифицированных кадров. Выявлено, что количество университетов имеет динамику снижения, однако по большей части это связано с оптимизацией и повышением качества обучения. Также рассмотрены государственные программы, направленные на развитие университетов, самой масштабной из которых является «Приоритет-2030». Авторы рассматривают регионы РФ и соотносят их с уровнем инновационного развития и количеством университетов - участников программы, из чего делается вывод, что субъекты, в которых присутствует превалирующее большинство университетов, более инновационно развитые. Одной из задач программы «Приоритет-2030» является расширение сетевого взаимодействия, которое предполагает межрегиональное сотрудничество. Однако анализ, проведенный в статье, указывает, что формы межрегионального взаимодействия между вузами не проработаны в достаточной степени. Одним из решений данной проблемы является разработка совместных исследовательских или образовательных проектов, при этом появляется большое количество задач, которые в процессе реализации проектов нуждаются в корректировке в соответствии с основными трендами и изменчивостью внешней среды.
Экономика России характеризуется значительными масштабами производства и потребления тепловой энергии, доля которых составляет 37% от общемирового потребления, что отражается на состоянии экономики страны. Повышение энергетической эффективности индивидуального и централизованного теплоснабжения в России является важнейшей задачей современного столетия, обеспечивающей стабильное развитие и конкурентоспособность всей национальной экономики, что подчеркивает высокую актуальность представленного научного исследования. Целью работы является исследование возможностей систем теплоснабжения в регионах России с оценкой резервов повышения экономической эффективности на основе применения механизмов гибридного объединенного теплоснабжения. Проводится эмпирическое исследование тарифных параметров на поставку газа и электроэнергии в Российской Федерации и странах мира, анализ параметров структуры выработки электроэнергии из ископаемых топлив, структурные особенности некоторых экономических показателей энергопотребления в федеральных округах Российской Федерации, в контексте развития экономики страны. Представлены объемы потребления природного газа регионами России, количество и структура источников теплоснабжения в регионах России по мощности, разработанные авторская диаграмма показателей ВРП и общего электропотребления в регионах, карта электроемкости ВРП регионов России, величина резервируемой мощности в электрических сетях ЕНЭС в регионах, объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности в СФО, ДВФО и УрФО. В результате исследования делается вывод, что одним из ключевых направлений повышения уровня экономической и энергетической эффективности и экологичности теплоснабжения в отдельных территориях России является использование комбинированных систем централизованного теплоснабжения, основанных на одновременном использовании источников традиционной выработки тепловой энергии, работающих на углеводородном сырье. Возможности электроэнергетического комплекса России позволяют обеспечить теплоснабжение территорий России, в первую очередь характеризующихся низкой степенью газификации, высокой долей потребления дорогостоящего и менее экологичного топлива, а также имеющих низкую степень экономической эффективности потребления тепловой энергии.
Издательство
- Издательство
- ННГУ
- Регион
- Россия, Нижний Новгород
- Почтовый адрес
- 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23.
- Юр. адрес
- 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23.
- ФИО
- Трофимов Олег Владимирович (Декан)
- E-mail адрес
- unn@unn.ru
- Контактный телефон
- +7 (831) 4623003
- Сайт
- http://www.unn.ru/